Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.




Россия в XVII в.

Смута: предпосылки, основные этапы, социально-политический смысл

Развитие государственного и общественного строя

Новые явления в хозяйственной жизни.

Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.

 

«Бунташный век» как переходный период от средневековья к новому времени. Многочисленные народные волнения и потрясения, сдвиги в общественном сознании и т.д. Начинается столетие пятнадцатилетними потрясениями, получившими название «Смута». Предпосылки заложены еще предыдущим царствованием.

1. Пресечение правящей династии: после смерти царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) не осталось прямых наследников династии Рюриковичей (смерть Ивана, смерть или убийство Дмитрия в Угличе в 1591 г., обвинение Б. Годунова)

2. Неопределенность оснований власти. Избрание Б. Годунова на царствование Земским собором – первый подобный случай. Сомнение в легитимности даже у самого Бориса (подложное завещание Ивана). При этом положительная оценка правления Бориса: попытка установить социальны мир и равновесие, открытость по отношению к Европе, отсутствие откровенного террора.

3. Голод 1601 – 1603 гг. Именно он погубил Годунова. Социальное напряжение обернулось обвинениями в адрес власти, усилили сомнения в ее легитимности. Вызван стихийными бедствиями – три неурожайных года подряд: «малый ледниковый период», сдвиг природных циклов. Катастрофические последствия – сотни тысяч умерших, трупоедство, каннибализм. Усилия власти не имеют результатов. Раздача хлеба в Москве – 127 тыс. умерших.

4. Рост социального напряжения и недовольства властью во всех слоях общества. Боярство: представитель некоторых знатных родов (Шуйские, Романовы) сами претендовали на трон, подверглись репрессиям со стороны Годунова (не публично, по обвинению в колдовстве, никто не был казнен). Дворянство: разорение и упадок в результате войн и опричного террора предыдущего царствования; ненадежность дворянского ополчения. Казачество: новое сословие, складывавшееся с XVI в. в связи с необходимостью охраны южных границ. Давали землю, значительная степень свободы и отсутствие контроля со стороны власти. Теперь наступление на права, ограничение вольности – широкое участие в событиях Смуты, на позициях сепаратизма. Крестьяне: усиление налогообложения и крепостной зависимости, введение заповедных лет. Хотя во время голода право перехода восстановили, это привело к появлению стихийных банд холопов и крестьян, которые добывали пропитание разбоем.

Начало Смуты лето 1604 г. – появление первого самозванца со своим войском (около 2000 тыс.) на юго-западных границах России. Выдает себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Получил военную и финансовую поддержку в Польше: Юрий Мнишек за обещание жениться на его дочери и пожаловать земли в Смоленском уезде. Польские дворяне-наемники. Личность с абсолютной достоверностью установить невозможно. Скорее всего – Григорий Отрепьев. Успех и рост числа сторонников, несмотря на военную слабость и поражения от правительственных войск. Поддержали запорожские и донские казаки, местное крестьянское и посадское население, даже некоторые группы местного дворянства. Города сдавались без боя (Путивль). В разгар успехов самозванца – смерть Бориса (апрель 1605). Успел законным образом передать трон сыну, народ и Боярская дума принесли присягу, целовали крест. Но дворянское ополчение перешло на сторону самозванца. Активная пропаганда в его пользу в Москве, расправа на Годуновыми, убийство законного царя. Вступление самозванца в столицу, венчание, правление Лжедмитрия I с июня 1605 по май 1606 гг.

Народ не доволен засильем поляков и их наглым поведением. Лжедмитрий женится на Марине Мнишек, раздает деньги польским наемникам, но не спешит выполнять другие обещания. Бояре не довольны его попытками играть самостоятельную роль. Он им больше не нужен – был всего лишь инструментом свержения Годунова. Боярский заговор – убит 15 мая, через неделю после венчания, в кремлевском дворце. Разоблачение со стороны Шуйского. «Поругание» тела – шутовская маска, выстрелили прахом на запад. Избрание толпой на царство Василия Шуйского. Окончание первого периода.

Второй период. Май 1606 – осень 1609 гг. Расширение социальной базы Смуты – те, кто поддерживал самозванца, не довольны приходом Шуйского (боярский царь). Вера в настоящего справедливого царя продолжает питать народное движение. Слухи о чудесном спасении – новое движение в юго-западных уездах. Но пока нет реальной персоны, которая возьмет на себя эту роль. Но появляются люди, которые действуют его именем - Иван Болотников – «большой воевода» царя Дмитрия. Быстро собирается войско. Боевые холопы, казаки, в меньшей степени – крестьяне. Поход на Москву. Присоединяется рязанское дворянство, но ненадолго – различие интересов. Неудачная осада, успешные действия правительственных войск, затем – с переменным успехом, восставшие укрепились в Туле, там с июня 1607 г. их осадили правительственные войска. Поражение, не слишком суровая расправа – казнены только зачинщики. Но – появление нового самозванца еще до расправы с Болотниковым.

Личность второго самозванца еще более загадочна. Возможно, его выбрали за сходство с первым. Сценарий повторяется. Поход на Москву, увеличение числа сторонников за счет казачества, крестьянства, дворян. Осада Москвы безрезультатна. Организуется лагерь под Москвой в Тушино. Два параллельных центра власти существуют с лета 1608 г. Официальное правительство в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушино. И там и там полный набор правительственных учреждений. Противостояние не по социальному, а по политическому принципу. Различные социальные группы и в том, и в другом лагере. Северо-восточные районы, междуречье Оки и Волги, Поволжье юго-запад более склонны поддерживать самозванца, до осени 1608 г. Москва почти в осаде. Но грабежи под видом сбора налогов сокращают его социальную базу. Число сторонников неуклонно уменьшается.

Сентябрь 1609 г. – начало нового этапа. Вмешательство внешней силы - Речи Посполитой. Официально объявляет России войну, начинает интервенцию. Осада Смоленска, распад лагеря самозванца: поляки присоединяются к армии своего короля, русские дворяне тоже уходят. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II убит на охоте своим слугой. Василий Шуйский сначала успешно действует против поляков и самозванца – победы под командованием Скопина-Шуйского (снятие осады Троице-Сергиева монастыря). После смерти Скопина-Шуйского – поражения правительственных войск, заговор против Василия, пострижение в монахи – июль 1610 г.

Семибоярщина, идея передать трон королевичу Владиславу. Подписание договора (август 1610, предварительно - еще в феврале) – ряд ограничивающих условий (не ущемлять православие, не жаловать дворян без решения Боярской думы и т.д.). Продолжение военных действий – польская армия занимает Московский кремль, продолжаются грабежи населения, безвластие. Первая попытка организовать ополчение – казаки (Иван Заруцкий) и рязанские дворянские полки (Прокопий Ляпунов) – те же силы, которые содействовали развалу государства. Патриотические грамоты патриарха Гермогена. Поход на Москву для освобождения от поляков. В самой Москве – восстание жителей против польских войск. Город полностью сожжен, ополчение распалось из-за противоречий между казаками и дворянами (убийство Ляпунова на казачьем круге). Крайняя точка развития общенационального кризиса – нет ни правительства, ни армии, ни царя, столица разорена и занята интервентами. Угроза распада государства и утраты национальной независимости. Март 1611 г. – окончание третьего этапа.

Четвертый этап. Начало объединения национальных сил осенью 1611 г. Движение снизу – со стороны посадского населения городов Поволжья – более развиты в экономическом отношении, меньше пострадали от Смуты, но больше от поляков. Грамоты Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря. Нижний Новгород – староста Кузьма Минин. Самообложение населения для сбора средств. Избрание воеводой Дмитрия Пожарского. Длительный процесс собирания средств и людей. Центр власти в Ярославле. Организовались к лету 1612 г., двинулись на Москву. Четырехнедельная осада, польский гарнизон сдался 27 октября, когда начался голод.

После освобождения столицы в октябре 1612 г. стоит вторая задача – избрание нового царя. Совет всея земли (коллегиальный орган второго ополчения) подготовил созыв Земского собора в январе-феврале 1613 г. Избрание Михаила Романова. Завершение Смуты, но еще несколько лет –преодолевали внешнеполитические последствия – продолжение военных действий со Швецией и Речью Посполитой. Перемирие с РП – 1618 г., Столбовский мир со Швецией – 1617 г.

По своему социально-политическому содержанию Смута была гражданской войной.

Вопрос 2.

После окончания Смуты государственность в России была восстановлена в тех ее формах, которые существовали до Смуты. Никакие формально-юридические нормы, которые гарантировали бы участие во власти каких-то социальных групп, введены не были. Монархия оставалась самодержавной – неограниченной. Вместе с тем в первые десятилетия в условиях нестабильности власть нуждается в опоре на общество. Формой диалога выступает Земский собор. Иногда заседают в течение всего года непрерывно, решают важнейшие вопросы, по которым требуется общественное согласие (налогообложение и др.). На этом основании можно говорить о развитии в послесмутный период формы сословно-представительной монархии. Органом сословного представительства является Земский собор. Но необходимо учитывать его отличия от подобных органов в Западной Европе. Сами сословия как замкнутые юридически обособленные группы не сложились. Так что эта форма не получила развития. Со средины XVII в. начинают складываться элементы абсолютной монархии. Завершение этого процесса – уже в эпоху Петра I.

Признаки развития абсолютной монархии – бюрократизация власти и ее концентрация в руках царя и ближайшего окружения. Концентрация проявляется в отмирании Земских соборов. С 1630-х гг. постепенно утрачивают свое влияние. Последние значимые созываются в середине века в начале царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676). Собор 1649 г. принял новый свод законов – Соборное уложение, в 1653 г. – решение о включении Украины в состав России. После этого в полном составе не собирались. Утрачивает свою роль и Боярская дума. С одной стороны, численность увеличивается до 100 человек, с другой – важнейшие вопросы решаются без ее участия – Ближней думой из родственников и приближенных царя. Вводится практика объединения схожих приказов (органов отраслевого управления) под управлением одного человека. Создается приказ Тайных дел, занимающийся надзором за деятельностью всех остальных, подчинен лично царю.

Бюрократизация проявляется в том, что родовая аристократия утрачивает прежнюю правящую роль, появляется новая правящая элита – дьяки, которые выделяются не знатностью, а профессиональными качествами, становятся профессиональными управленцами. Сама родовая аристократия была частично уничтожена опричниной и смутой, многие знатные старинные роды исчезли. Боярская дума пополняется за счет незнатных членов – думные дьяки и думные дворяне составляют более половины. Боярство теряет свое привилегированное положение по сравнению с дворянством и сливается с ним в одно сословие. За счет того, что у бояр отбирают налоговые льготы (белые слободы, тарханы), а дворянские поместья получают статус вотчин, т.е. тоже наследуются. Так что две формы землевладения сливаются в одну.

В организации дворянского войска разрушается четкий чиновный строй. Раньше делилось на чины думные, московские и городовые (дворянство провинциальных городов). Принадлежность определялась рождением (знатностью). Теперь появляются полки нового строя, где продвижение по службе зависит не от знатности, а от заслуг (солдаты, драгуны, рейтары). Дворянское ополчение составляет менее половины численности войска.

Изменения в социальном устройстве выражают тенденцию складывания крепостного строя. Развитие в этом направлении еще с конца XVI в. (заповедные лета, увеличение срока сыска беглых). Окончательное складывание крепостного права – середина века, Соборное Уложение 1649 г., отменившее законное право крестьянского перехода в Юрьев день. Введен бессрочный сыск беглых крестьян, т.о. крепостное право становится полным, наследственным, бессрочным. Жители городов – посадские – также прикрепляются к своему поселению, облагаются налогами по принципу круговой поруки и могут сменить место жительства только с разрешения посадской общины. Каждое сословие прикрепляется к своему комплексу государственных повинностей – тяглу. Переход из одного сословия в другое значительно ограничивается. Таким образом, формируется замкнутый сословный строй, характерный для феодального общества, но в отличие от Европы, не оформляются сословные права – фиксируются только обязанности. В этом особенность русского сословного законодательства. К тому же в Европе в этот период времени уже происходит разрушение сословного строя, начинает формироваться капиталистическое общество.

Вопрос 3.

Развитие хозяйства имеет черты переходной эпохи. С одной стороны, в сельском хозяйстве окончательно оформляется крепостная зависимость как форма внеэкономического принуждения к труду. С другой, проявляются черты рыночной, товарно-денежной экономики. Историки говорят о появлении элементов раннего капитализма. Для сравнения, в Западной Европе они начинают выделяться с конца XIII – XIV вв. Это появление ярмарок как центров региональной торговли. Формируется региональная специализация, как следствие – усиливается товарообмен между регионами. Складывается так называемый всероссийский рынок – единое торговое и экономическое пространство. Устраняются препятствия для внутренней торговли за счет отмены таможенных границ между регионами и уездами. Новый торговый устав (1667 г.) вводит единую рублевую пошлину - 5 коп. с рубля стоимости товара. Закрепляются преимущества своего купечества перед иностранным – торговый протекционизм. Изгнание английских купцов из России (1649 г.), запрет иностранцам торговать в розницу на внутреннем рынке (только приграничная оптовая торговля), повышение пошлины для них. Формируется купечество как особое сословие, появляются богатые династии, формируются привилегированные корпорации – сотни.

Развитие товарного производства вместо производства на заказ. Масса ремесленников теперь производит товары на рынок, либо сами их продают в городах в торговых рядах, либо скупщики, бродячие торговцы и т.д. Появляются целые села, специализирующиеся на каком-то ремесле. Мануфактуры как переход к массовому производству на основе разделения труда. Отдельные существовали и в XVI в. (Монетный двор), но обслуживали потребности государства. Теперь появляются частные. Первая – голландского купца Виниуса (1632 г.). Чаще всего открывают иностранцы, использующие соответствующий европейский опыт. Наиболее прибыльные – железоделательные, оружейные. Но чаще ориентируются не на рынок, а на обслуживание государственного заказа, поэтому – именно в этих отраслях. Также обслуживают потребности двора – бархатная, стекольная и т.д. Так что их вряд ли можно назвать принадлежностью рыночной экономики – слабо связаны с рынком. К тому же отличаются неустойчивостью – открывшись, быстро разоряются. Связано с отсутствием больших начальных капиталов, которые могут обеспечить устойчивое воспроизводство. Процесс первоначального накопления у нас протекает слишком медленно – слабое купечество, предпринимательская деятельность связана с большим риском. Важно отметить как прогрессивную черту мануфактур, что они используют наемную рабочую силу. Хотя рынок рабочей силы в России очень узок – мануфактуры развиваются в условиях ужесточения крепостной зависимости, тогда как в Европе она уже уничтожена. Поэтому свободных рабочих рук мало – так называемые гулящие люди. Тоже одна из причин малочисленности и неустойчивости мануфактур. Таким образом формируются прогрессивные черты рыночной экономики, но очень медленно и в сочетании с отсталыми феодальным формами, такими как крепостной труд.

Вопрос 4.

Процесс формирования абсолютной монархии затронул и отношения государства с церковной властью. Абсолютизм предполагает выстраивание четкой вертикали власти, где нет места автономии церковной организации. В силу стечения обстоятельств борьба за подчинение церкви светской власти приобрела характер личного противостояния царя и патриарха. Еще в 1649 г. с целью ограничения судебных и землевладельческих прав церкви создан Монастырский приказ. Функции: управление церковными землями и суд по церковным делам и над церковными людьми. Его создание означает принципиальный шаг в ограничении церковной автономии. Но с 1653 г. Московским патриархом (главой церкви) стал Никон – человек властный, влиятельный, обладающий огромным личным авторитетом, в частности – у царя.

Стал патриархом по настойчивой просьбе царя. Разыграв сцену отказа, добился гарантии абсолютного единовластия в церковных делах, ликвидации Монастырского приказа, покаяния царя перед мощами митрополита Филиппа, задушенного по приказу Ивана IV. Был духовным наставником царя и авторитарно вмешивался в дела государственного управления. Этим в конце концов вызвал недовольство Алексея Михайловича и спровоцировал конфликт. Публично отказался исполнять обязанности патриарха и был отправлен в ссылку. Позже – в 1666 г. был осужден церковным Собором с участием вселенских патриархов и лишен сана. Возвращен из ссылки только после смерти царя Алексея, но по дороге в Москву умер. Отстаивал принцип главенства духовной власти над светской, т.н. идею двух мечей (даже написал трактат на эту тему). Можно рассматривать как попытку навязать православной церкви несвойственные ей традиции папоцезаризма (главенства духовной власти над светской). Осуждение и ссылка Никона означали окончательную победу абсолютистского начала в отношениях между государством и церковью Точку в этом вопросе поставил уже Петр I.

Борьба между светской и церковной властью совпала с кризисом внутри самой русской православной церкви. Спровоцирован проведением реформы обрядов и богослужения. Вспомним, что Русь приняла православие из Византии, которая до своего падения считалась образцом и центром вселенского православия. За столетия независимого существования русского православия в нем накопились отличия от византийского образца на уровне обрядов, некоторых деталей богослужения и фраз в богослужебных книгах. Эти различия вполне допустимы и не нарушают основ веры. Вопрос о приведении русских богослужебных книг в соответствие с византийскими и исправлении некоторых особенно нелепых ошибок ставился еще в середине XVI в. Тогда вопрос был решен в духе теории «Москва – Третий Рим». Византийская церковь пошла на союз с еретиками, за что и была наказана Богом. Новым вселенским центром православия стала Москва.

Возвращение к этой теме в середине XVII в. связано прежде всего с изменившейся внешнеполитической обстановкой. Присоединение Украины рассматривается как действительное собирание под властью русского царя всего православного мира. Т.е. Москва претендует на роль не только духовного, но и политического центра православных христиан. В этих условиях соответствие русского православия вселенскому (византийскому) образцу становится более актуальным. Тем более что среди церковной образованной элиты значительное место занимают выходцы с Украины.

Поэтому Никон при поддержке царя Алексея, едва став патриархом, с 1653 г. начинает реформу богослужения (рассылается «Память» с предписаниями), затем начинается сверка и исправление богослужебных книг. Изменения не имеют принципиального характера, но вызывают активный протест, который формируется в целое движение ревнителей «старой веры» - старообрядчество. Причины: русские рукописные книги были более древними, чем печатные византийские, по которым осуществлялась правка. Следовательно, в глазах верующих они имели больший авторитет. Некоторые детали богослужения тоже были более древними, чем византийские, которые сложились уже после включения Византии в Османскую империю. Например –двухперстное крещение, от которого решили отказаться в пользу византийского трехперстия. Т.о. русское православие представлялось старообрядцам более древним, а следовательно – более истинным, чем никоновские «новины». Таким образом, отстаивают приоритет веры предков, которая уже 100 лет назад была признана истинной.

Еще одна причина – методы управления церковью характерные для Никона. Авторитарность, властность, жесткое подавление недовольства. Решение проводить исправления принято не соборно (по традиции православной церкви), а единолично, духовенство на местах должно было лишь подчиниться. Третье: сложность для провинциальных священников быстро адаптироваться к изменениям. Многие были неграмотны и богослужебные тексты заучивали наизусть, священники обучались профессии на примере своих отцов – практически. Теперь возникла необходимость переучиваться. Движение протеста возглавил протопоп Аввакум, его единомышленники – Лазарь, Иван Неронов. Сослан в Сибирь, откуда возвращен после отставки Никона, но продолжал обличения в том числе – царя. Заключение в земляную тюрьму в Пустозерске (за полярным кругом, вечная мерзлота). Но и оттуда продолжал рассылать обличительные послания. Сожжен вместе с тремя единомышленниками в 1681 г.

Итог: реформы вызвали раскол в РПЦ, существующий до сих пор. Значительная часть верующих, не приняв «новины», отказалась признавать официальную государственную церковь. Все это подорвало ее авторитет в глазах верующих, ослабило ее идейно и организационно и ускорило окончательное подчинение государству в эпоху Петра.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: