О Священном Предании и Писании




Общие сведения о пятидесятниках

 

Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. Оно является харизматической сектой, и представлено разнообразными течениями, такими как «Евангельские христиане в Духе Апостолов» (ЕХДА), «Христиан веры евангельской» (ХВЕ), «Христиан евангельской веры» (ХЕВ). Основная их цель — восстановить в своих общинах форму и дух христиан Апостольского века. Отсюда — столь развитые у них институты пророков, евангелистов, учителей, проповедников, «целителей». Все пятидесятники в нашей стране, кроме Евангельских Христиан в Духе Апостолов, исповедуют Святую Троицу.

Основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на "иных" языках.

Они признают исключительно авторитет Священного Писания, не почитают Божией Матери и святых, не молятся за умерших, не поклоняются святому кресту и иконам, не признают законного благодатного священства. Пятидесятники отрицают Таинства, считая их лишь обрядами. При этом некоторые из них (ЕХДА) утверждают, что вечерю Господню (хлебопреломление), бракосочетание, Крещение и другие обряды может совершать только рукоположенный пресвитер. К священнодействиям в церкви они относят: бракосочетание, молитву, благословения детей, рукоположение, елеосвящение. Перед вечерей Господней совершается обряд омовения ног. Этому придается огромное значение, так как полагают, что хлебопреломление без омовения ног не может являться полноценным исполнением заповеданного Спасителем. Есть обряд водного крещения, который является как бы видимым свидетельством принятия в Церковь. Маленьких детей не крестят, но приносят в собрание для благословения.

Сектанты исповедуют различные формы покаяния. Общее покаяние совершается нерегулярно. Есть еще покаяние перед пресвитером и друг перед другом. Ими совершается обряд бракосочетания — в виде молитвенного напутствия общины. Весьма нетерпимо отношение к браку с неверующими. Подобное допускается только в исключительных случаях. При особой необходимости совершается обряд с возложением рук или помазания больного маслом - елеопомазание.

Днем покоя почти все пятидесятники (кроме так называемых субботствующих) почитают воскресенье. В этот день все верующие собираются на молитвенные собрания, где нередко совершаются молитвы на "иных языках". Существуют направления, где молятся только на "иных языках" и членораздельную речь можно услышать лишь в проповеди. Есть у них и церковные праздники. В России отмечают: Рожество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне.

Рассмотрим учение пятидесятников более подробно, и покажем всю его ложность.

О Священном Предании и Писании

Пятидесятники строят свое вероучение на трех главных основаниях: исключительном авторитете Священного Писания, спасении личной верой и принципе всеобщего священства. Вопрос о Предании – краеугольный камень протестантизма. По мнению пятидесятников, Писание содержит все, что потребно человеку для спасения. И каждый, если захочет, сможет найти путь ко Христу: "Сие же написано, дабы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31). Возникает, однако, закономерный вопрос: если в Священном Писании для пятидесятников все понятно, то почему же их движение раздроблено на сотни сект?

Православие учит, что Священное Писание невозможно отделить от Священного Предания. Предположим, что мы дали Библию человеку, никогда не слышавшему о христианстве. Поймет ли он Писание? Древние еретики заблуждались не редко именно из-за непризнания Предания. Так, согласно воззрениям пятидесятников, во Христе соединены две природы и две воли — человеческая и Божественная, что совершенно верно. Но в Священном Писании сведений об этом нет. Откуда же тогда ими заимствованы эти и другие богословские идеи? Сектанты в данном случае используют определения Вселенских соборов, являющихся истинными выразителями Предания. Историческое Предание свидетельствует о том, что, сотворив первых людей, Бог не дал им никакого писания, а преподавал учение устно. Далее, Бог руководил жизнью своего народа. Так продолжалось до Моисея, при котором появилась первая из книг Писания - Ветхий Завет. Но и с появлением Библейских книг устное учение не утратило своего значения. Сам Бог повелел Моисею держаться устного предания (Ис. 10, 1-2). Пророк Моисей говорил: "Спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих и они скажут тебе" (Втор. 32, 7).

Священное Предание пользовалось высоким авторитетом и спустя столетия со времен Моисея, что следует из следующего: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам… Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям… не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77, 3-7). Так же: «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих» (Сир. 8, 11 — 12). А ведь это сказано спустя тысячу лет после Моисея, когда хорошо были известны книги Библии.

Мы знаем, что Господь Свое учение излагал устно и писаний не оставил. Известно, что и апостолы, которых было двенадцать (а потом ещё семьдесят), всю жизнь свою проповедовали людям устно. И только спустя годы по Вознесении Господа появилась первая книга — Евангелие от Матфея. Да и те апостолы, которые написали книги, изложили в них далеко не всё.

Апостол Павел говорит, что " три года день и ночь непрестанно со слезами" (Деян. 20, 31) учил он каждого из ефесских пресвитеров (Деян. 20, 27). Но где же записано это учение, если послание к Ефесянам содержит всего 6 глав?

В книге Деяний говорится, что Господь, по Воскресении, в течение сорока дней говорил Своим ученикам о Царстве Божием (Деян. 1, 3). Но нигде это речение не записано. А то, что многое из учения не нашло отражения Новом Завете объясняется тем, что апостолы не ставили себе цели дать исчерпывающие ответы на все вопросы, а писали для назидания тех, кому уже возвещена истина. Евангелист Лука писал для назида­ния только одного человека – Феофила (Лк. 1, 1—3; Деян. 1, 1). Иоанн свое Послание также обращал одному лицу (3 Ин. 1, 1). Послания к Титу, Филимону, Тимофею тоже представляют собой частные наставления. В них апостолы повторяют уже некогда сказанное ранее.

Сектантов лучше всего обличает само Священное Писание.Так, апостол пишет, что в посланиях апостола Павла "есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (2 Пет. 3, 16). Священное Писание запрещает нам самовольное истолкование его без назидания Церкви. Это под силу только глубоко верующим, прожившим подлинно духовную жизнь. Вот почему многие святые Отцы пишут, что Евангелие нужно "читать жизнью". Только после того, как пройден путь, указанный в Священном Писании, можно этот опыт передать другим. Тогда можно воскликнуть: "Мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе" (2 Кор. 2, 17).

Уже в первом веке существовало немало еретических сект, искажавших Христово благовестие. Об одной из них — николаитах — упоминает в своем Послании Иоанн Богослов: "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1).

Писание изобилует тайнами, открыть которые может только Дух Святой. Апостол Петр пишет: "Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1, 20). Предупреждал апостол Павел: " Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3). Каждый мнит себя спасёным, способным наставлять других. Вот почему среди протестантов такая тяга к миссионерству. Проповедуют все! И это — при поверхностном знании Писания. Но только избранным Господь открывал тайны Царства Небесного: «… вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13, 11). Так, евнух царицы эфиопской вопрошал: "Как могу уразуметь, если кто не наставит меня?" (Деян. 8, 31). Без наставлений Писание не может быть понято, особенно пребывающими вне Церкви.

Излюбленная цитата сектантов о Писании звучит так: " Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10, 17). Можно ли утверждать, что апостол под Словом Божиим подразумевает только писаное учение Спасителя? Ведь полного собрания новозаветных книг тогда еще не было. Господь постоянно учил, изъясняя все сказанное: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27). " Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21, 25). Именно поэтому многое из учения Христа передается устно и не записано в Писании.

Примеров устного ветхозаветного предания достаточно много в новозаветных книгах. В Послании апостола Иуды записано пророчество Еноха (Иуд. 14), там же сообщается о споре архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле (Иуд. 9), хотя эти эпизоды в Писаниях Ветхого Завета отсутствуют. Очевидно, что автор Послания пользуется здесь ветхозаветным преданием. Сохранилось в Предании устном, но не записанное в Евангелиях изречение Господне о милостыне: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20, 35). А в 97-м правиле святого Василия Великого сказано о крестном знамении, об обращении в молитве на восток, об обрядах, совершаемых при Крещении и Евхаристии. Все это примеры сохранившегося новозаветного Предания. О таинстве Крещения мы знаем, что его совершают в воде, с произнесением слов "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" (Мф. 28, 19), но, как оно при этом совершается — в одно или три погружения, — не сказано. И о Причащении читаем, что Господь на Тайной вечере взял хлеб, благословляя, "преломил его", потом взял Чашу, благодаря (Мр. 14, 22 — 24). Но не сказано, какими словами Господь благословлял и благодарил.

В православное Предание органично входят и постановления Вселенских и Поместных соборов, правила святых Отцов и учителей Церкви. Этим документально проведена черта между Православием и инославием. На Лаодикийском соборе (2-я пол. IV века) был установлен канон священных книг. Разве самое составление канона подлинных Новозаветных Писаний не стало возможно только благодаря работе епископов первых веков?

Совершенно очевидно, что Предание имело решающее значение для формирования канона Новозаветного Писания. Только в свете Предания оказалось возможным разрешить сложнейшие богословские вопросы, как то не раз бывало и в прежние века.

Писание о Предании: "Братья, стойте и держите предание, которым вы нау­чены или словом, или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15). Сам Господь Иисус Христос предлагал апостолам Свое евангельское учение как переданное от Бога Отца (Ин. 15, 15). "Завещаем же вам, братия… удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (2 Фес. 3). "Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе" (2 Кор. 2, 17).

Итак, Предание есть совокупность всего богооткровенного учения — устного и письменного, и только вся их полнота позволяет постичь тесную взаимосвязь и смысл Писания и устного Предания. Священное Писание утверждается на основании Предания через углубленное изучение и духовное испытание на предмет его соответствия каноническим книгам. В свою очередь Предание, для отличия истинного апостольского Предания от ложного, нуждается в Священном Писании. Священное Писание — это записанная часть Священного Предания.Предание — это, собственно, и есть жизнь по вере в Духе Святом, а святые являются живыми выразителями церковного Предания.

Сектанты отвергли Предание как содержащие многочисленные «заблуждения». При этом все утверждения сектантов об отсутствии у них Предания совершенно беспочвенны. У сектантов есть обряды: водное крещение, хлебопреломление и т. д., которые совершаются по своему чину, гораздо более превосходящему описанное в Писании. Все "недосказанное" в Писании сектанты "доработали" сами, создав свое собственное предание. Где, например, написано, что в Апостольские времена за брак с неверующими отлучали от Церкви? Напротив, неверующий муж освящается верующей женой. "И жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7, 14).

Писание для сектантов вторично: оно лишь дополняет то, что им передали их наставники.

Пятидесятники утверждают, что начиная с IV века Церковь Христова исказила свои основные истины. Неосновательность подобных утверждений очевидна. Из сохранившихся до наших дней творений Отцов и учителей Церкви II и III веков ясно прослеживается твердое следование духу и букве Священного Предания.

О вере и добрых делах

Пятидесятничество, как и прочие протестантские направления, учит о спасении человека исключительно верою. Дела нужны не для самого спасения, а для освобождения от временных страданий в чистилище.

Крупнейший реформатор Церкви М. Лютер отверг учение о чистилище как ложное, не имеющее основания в Священном Писании, что совершенно верно и с православной точки зрения. Но одновременно он отвергал учение о спасении делами. Раз нет чистилища, утверждал Лютер, то, следовательно, и дела для спасения не играют никакой роли. Отсюда следовало, что человек спасается только верою.

Православие учит: спасение совершается Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и добродетельная жизнь по воле Божией, которая и есть спасение. Спасение состоит в том, что человек через личную веру (Евр. 11, 6) получает доступ к спасительной благодати, подаваемой в Таинствах, с помощью которой становится возможным творение истинно добрых дел.

Свое учение сектанты пытаются обосновать на текстах Писания: праведный верою жив будет, "ибо мы признаем, что человек оправ­дывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3, 28). Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 9).

Их глубочайшее заблуждение состоит в убеждении, будто получившие однажды искупление Христом и верующие в Него уже автоматически удостаиваются Вечной Жизни. Да, Христос пострадал за грехи всего мира. Он спас всех людей от рабства греху. Но одного понимания этого недостаточно для спасения. Веру можно потерять, что совсем не редкость среди сектантов. Вот почему апостол Павел советует испытывать себя: "...в вере ли вы?" (2 Кор. 13, 5).

О том, что вера без жизни по воле Божией сама по себе не спасает, очень определенно напоминал апостол Иаков, что и бесы могут иметь веру, оставаясь при этом врагами рода человеческого, а апостол Павел писал: " Если я говорю языками и если имею и всю веру, так, что могу и горы передвигать, а любви не имею, то я ничто" (1 Кор. 13, 1 — 2). На Страшном Суде Господь спросит отчета от нас не о том, как мы веровали, а что мы сделали (Мф. 25, 33).

О спасении не только верою ясно учит Слово Божие. "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас Божий дар... Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф. 2, 8 — 10). В ера только открывает нам доступ к спасительной благодати. Через веру "мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получаем доступ к благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою Славы Божией" (Рим. 5, 1 - 2).

Вера ветхозаветных праведников, на которую так любят ссылаться сектанты, была деятельной (Рим. 4, 2). По повелению Божию Авраам переселился со своим семейством с обжитого места в неизвестную страну. Довольно было слова, и он готов был делом засвидетельствовать верность Богу — принести сына в жертву. " Не делами ли оправдался Авраамотец наш, возложив на жертвенник Исаака сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: "Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иак. 2, 21 - 24).

Сектанты обычно указывают на Писание: "делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим, 3, 20), "что спасение не от дел" (Гал. 2, 16). Но разве святой Павел не говорит о ненужности исполнения дел закона Моисея. И в приводимых текстах говорится отнюдь не о делах Закона Христова, а о делах закона Моисея, то есть об обрезании, субботах и т. д. Обрядоверие не спасло не узнавших Мессию Христа и не обретших благодати в Таинствах. "Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Рим. 2, 13). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6, 46), "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего" (Мф. 7, 19 — 21).

Сектанты обычно с самонадеянностью называют себя спасенными, утверждают, что не делают смертных грехов. Но всякий грех мерзок перед Богом и разве гордость не есть самый большой грех? Сатана низвержен был из-за гордости. Сектанты же горделиво уверены в своем спасении.

Пятидесятники с особым пристрастием относятся к Посланию апостола Павла к Коринфянам, где говорится о дарах духовных. Но вспомним, что в нем он сообщает о впадении в грех одного из членов общины и советует отлучить его от общения с Церковью. На этом примере апостол являет нам, как человек, и веру имеющий, и не делающий грехов к смерти, может пасть и отвратиться от Заповедей Божиих. Отнюдь не застрахованы от этого же и сектанты. Чем они лучше или выше коринфян?

"Рожденный от Бога не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему" (Ин. 5, 8). Сколь надо быть одержимым гордыней, чтобы не видеть, что в этом и других подобных местах Писания свидетельствуется о высоких степенях духовности! У сектантов начисто отсутствует верное понятие святости. Апостолы имели намного большую веру, нежели сектанты. Однако они сознавали себя грешниками: "Если говорим, что мы не имеем греха, обманываем самих себя" (1 Ин. 1, 8); "Все мы много согрешаем" (Иак. 3, 2). "Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся" (Деян. 15,11). Мы получим спасение, если начатую жизнь "твердо сохраним до конца" (Евр. 3, 4). Никто среди живых не может получить залог Вечной Жизни. Само спасение — это награда за веру и добродетельную жизнь.

Пятидесятники ищут оправдание в словах: "Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил... воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф. 2, 5 - 9). Странно было бы распространять эти слова (Еф. 2, 5 — 9) и к членам Церкви, и к тем, которые вне Её, — сектантам. Господь действительно обожил человеческую природу, воскресил и посадил на небесах, но мы еще только ожидаем нового неба: «ожидаем нового неба и новой земли» (2 Петр. 3, 13).

Напомним, что вера была не только у послушных сынов Церкви, но и у язычников: капернаумского сотника, сирофиникийской женщины. Добрые дела творят не только сектанты, но и вообще многие из неверующих. Дела без истинной веры не спасают, также как и вера без дел не спасет. Помимо веры для спасения потребна еще и любовь (1 Кор. 13, 9), участие в церковных Таинствах («Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и по лучите дар Святаго Духа », Деян. 2, 38), надежда на Бога (1 Тим. 1, 1). "Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6, 8). Ибо Бог "воздаст каждому по делам его" (Рим. 2, 6 - 10). Спасительны только те дела, которые очищают душу от греховных наклонностей. Вместе с тем сектанты сознают, что для спасения одной только веры не всегда достаточно. Что же тогда понимают сектанты под делами? По их мнению, это особые дарования Апостольского века: "дар языков", "пророчества"… Но так ли уж истинны дела самих сектантов? Каковы дела, такова и вера. Об этом чуть позже.

О священстве

Для научения вере и благочестию, для совершения Таинств и богослужения поставлены Христом в Церквах особые люди - пастыри, священники. Истинное священство берет свое начало от апостолов, которые через руковозложение передают благодать Святого Духа, дар священства. Без законного рукоположения не может быть Церкви Христовой. Спасение совершается благодатью, которая подается только в Церкви. Следовательно, где нет апостольского преемства, там нет спасения.

Пятидесятники говорят, что в Церкви все равны, так как Дух Святой в день Пятидесятницы был излит на всех верующих, собравшихся в Иерусалиме. С этим никак нельзя согласиться. В Деяниях говорится, что Господь, "дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал… повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца... о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 2 — 5). Отметим, что слова эти обращены только к самым близким ученикам (12 апостолам). Далее, когда "они возвратились в Иерусалим... где и пребывали Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова" (Деян. 1, 12—13). Не случайно и здесь перечисляются только апостолы.

Если все были в Церкви равны, то какое имеет значение избрание Матфея на место Иуды (Деян. 1, 26)? Именно то, что верующие первохристианских времен отводили апостолам недосягаемо высокое место. "В те дни Петр, став посреди учеников, сказал — было же собрание человек около ста двадцати" (Деян. 1, 15). Здесь Писание упоминает собрание "около ста двадцати" (Деян. 1, 15). Именно на этом основании сектанты утверждают о сошествии Святого Духа на всех верующих, находившихся в Иерусалиме. Но столь обширное собрание было созвано лишь для избрания двенадцатого апостола. Само избрание происходило не голосованием, а посредством жребия, что указывает на особое значение в глазах верующих Апостольского служения.

Апостолам в день Пятидесятницы были сообщены особые благодатные дары. Вот почему первые христиане сказали: "Ты, Господи… покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства... и выпал жребий Матфею, и он причислен к одиннадцати Апостолам" (Деян. 1, 24—26). "При наступлении Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Деян. 2, 1). Здесь речь идет только о двенадцати апостолах, что подтверждает и последующее изложение. Когда Дух Святой сошел на апостолов, все изумлялись и дивились, говоря между собой: "Сии не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?" (Деян. 2, 7—8). Трудно представить, что все, которые " изумлялись и дивились" могли с такой решительностью высказываться, что все, говорившие языками (более ста двадцати), были жителями Галилеи.

Другим доказательством являются слова апостола Петра, сказанные в ответ тем, кто насмехался и говорил, что "они напились сладкого вина" (Деян. 2, 13). "Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им... они не пьяны" (Деян. 2, 14). Ясно, что сказанное им относилось только к ближайшим ученикам, ни о ком ином Писание не говорит.

Вместе с благодатными дарами апостолы получили и благодать священства — поставлять законных пастырей Церкви: "Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6). У пятидесятников тоже существует обряд руковозложения. При этом они отрицают возможность передачи благодати. Для них это всего лишь обряд. Сектанты любят говорить о равенстве в их общинах, праве выбирать служителей. Впрочем, равенство это только внешнее, а на деле в общинах существует строгая иерархия, и возложение рук могут совершать только те, кто уже руковозложен. Нигде Священное Писание не говорит нам, что сама община первых христиан избирала и самостоятельно рукополагала священников. Это всегда совершалось только с ведома апостолов, обладавших такой властью. Сектанты обычно ссылаются на факт избрания Матфея и семи диаконов. Но при поставлении Матфея на Апостольское служение вовсе не было руковозложения, а был брошен жребий. К тому же избрали из тех, кого Господь ранее Сам поставил в число 70 апостолов. Избрание семи диаконов тоже происходило при непосредственном участии 12 апостолов, которые и предложили это сделать, вскоре "возложив на них руки" (Деян. 6, 1 — 6).

Так, апостол Павел пишет епископу Титу: " Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе наказывал" (Тит. 1, 5). Конечно, народ мог участвовать в избрании на должность, но последнее слово принадлежало епископу. "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах" (1 Тим. 5, 22).

То, что Сам Господь поставляет в Церкви на пастырское служение, ясно учит Его Слово: "Он поставил одних Апостолами, других пророками... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4, 11 — 12). "Потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но будучи поставлен Богом, как и Аарон" (Евр. 5, 4 - 5). Книга Чисел: "Вам даю Я в Дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Чис. 18, 1). Смертью был поражен Оза только за то, что прикоснулся к ковчегу Божию, на что имел право только священник (2 Цар. 6, 6 — 7). Корей, Нафан и Авирон, поднявшие возмущение в народе, желавшие присвоить себе священническое служение, были наказаны Господом (Чис. 16).

Обычно пятидесятники для подтверждения своего учения о всеобщности священства ссылаются на различные места Писания, особенно на это: "Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободно го, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Но разве не очевидно, что здесь говорится отнюдь не о иерархическом равенстве членов Церкви, а о том, что в деле спасения не важны ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение… Это послание было обращено против христиан из иудеев, возгордившихся перед христианами из язычников своим происхождением. "Господь сделал нас царями и священниками Богу", — твердят сектанты. О нас, говорят они, сказано: "Вы — род избранный, царственное священство, народ святой" (Петр. 2, 9). Да, каждый христианин является священником храма души своей. Протестанты удивительно напоминают Корея, восставших на Моисея и Богом поставленных для жертвоприношения. "Все общество, все святы и среди их Господь!" (Чис. 16, 3), — так говорили эти бунтовщики, и были наказаны. Следом за ними современные сектанты, говорят, что они "народ святой" (1 Кор. 1, 2). В Ветхом Завете Господь называет израильский народ тоже святым. Но это вовсе не говорит о том, что святой — совершенно безгрешен. Среди избранного народа было немало пороков и даже отступивших от Бога, однако народ не переставал быть святым, ввиду вверенного ему служения, святого по своим целям — спасения человечества. Святость — это, прежде всего, избранность.

Пятидесятники приводят совет апостола наставлять "друг друга каждый день" (Еф. 3, 13). Учить и наставлять друг друга христиане могут, но только тому, чему и как учат поставленные пастыри и учители (Еф. 4, 11). " И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим. 10, 15). "Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя?" (1 Кор. 10, 28 — 29). Сектанты отвечают: «Да!». "Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению" (Иак. 3. 1). Что касается желания проповедовать, одолевающего сектантов, то причиной тому крайняя примитивность их учения — "уверуй и спасен".

Сектанты продолжают: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос" (1 Тим. 2, 5). " Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12), так как "Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе" (Рим. 8, 34). Но сами сектанты молятся друг за друга. Разве молитва – это не ходатайство? "По ходатайству многих многие возблагодарили за нас» (2 Кор. 1 ). "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16). Апостол Павел пишет, что ветхозаветный закон был подан "рукою посредника" (Гал. 3, 19), т.е. Моисея. "Если они пророки и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют перед Господом Саваофом" (Иер. 27, 18). "Ходатаи твои отступили от Меня" (Ис. 43, 27). Ходатаи пред Богом были всегда, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Православный мирянин может ходатайствовать пред Богом, как и православный священник, разница только в том, что пастырю Церковью вверено особое благодатное служение у престола Божия. Однако, Сам Бог из среды их избрал Аарона и сыновей его с особым правом по должности, которые не принадлежали остальному Израилю, хотя каждый из него был тоже "священником". "И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию, и омой их водою. И облеки Аарона в священные одежды и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит в вечное священство в роде их" (Исх. 40, 12 — 15). "Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Малах. 2, 7).

Надо согласиться с тем, что ветхозаветное священство было временным — до установления священства новозаветного. Апостол Павел пишет: "Если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому с переменою священства необходимо быть перемене закона" (Евр. 7, 11 — 12). Даже "Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Евр. 5, 5). И не община христианская дала апостолам это право. Они были посланы на служение Спасителем (Мф. 10, 1 — 4) и потом еще семьдесят учеников (Лк. 10, 1). "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод" (Ин. 15, 16). Пятидесятники не могут указать нам на ту, воистину золотую, цепь руковозложения, идущую к нам от апостолов. Это обстоятельство вынудило их измышлять свое учение о "всеобщем священстве". Силясь сохранить форму обряда, они отвергли его существо, как фарисеи, преступающие важнейшие повеления Божии.

О Церкви

Православие учит, что Церковь есть основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собой, под главенством Христа, единою истинною верою, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным священством, участвующее в принятии святых Таинств, в которых подается благодать Святого Духа для получения Вечной Жизни. Спаситель везде и всегда учил об одной Церкви: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Христос учил об одной виноградной лозе (Ион. 15, 1 — 6), об одном овчем дворе (Ин. 10, 1), об одном стаде (Ин. 10, 7 — 17). "Одна вера — одно крещение" (Еф. 4, 6).

Пятидесятники утверждают, что спасает только вера, при этом каждый понимает веру по-своему. Отсюда обилие у них "церквей", не способных объединиться. В них нет единства духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Внешне связанные ересью, они обречены на взаимное отчуждение. Секты баптистов появились в XVII веке, адвентистов и иеговистов — в XIX, пятидесятников — в XX, поэтому ни о каком Апостольском преемстве здесь речи идти не может. Потому они утверждают, что Церковь не нуждается в Апостольском преемстве. Написано же: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Без сомнения, эти слова относятся только к истинным чадам Церкви и говорят о некоем частном собрании верующих. К тому же "двое или трое" — это еще не Церковь, о чем убедительно свидетельствует евангелист Матфей: «…е сли же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15 - 17).

И хотя некоторые сектанты, отвергнув священство, не совсем потеряли христианское учение, они сильно исказили его своими требованиями обожения человека. В таком случае нет необходимости ни в церковных Таинствах, ни в сохранении древнего строя церковной жизни, заповеданного апостолами. Как и всякая секта, пятидесятники претендуют на монополию единственно верного разумения Слова Божиего. Их учение о Церкви, образно говоря, зиждется на четырех столпах:

1 — рождение свыше;

2 — крещение Духом Святым;

3 — исцеление верою в Иисуса Христа;

4 — тысячелетнее царство Христа со своими избранниками. Эти четыре устоя и составляют так называемое полное Евангелие, якобы возвещенное Спасителем. Рассмотри всё по порядку.

«Рождение свыше»

Догмат пятидесятников о "рождении свыше" явился реакцией на учение об абсолютном предопределении. Иисус Христос кровью искупил грехи человечества. Его жертва распространяется на всех, и чтобы спастись, достаточно покаяться в грехах и лично прийти ко Христу, считают сектанты. Спасение достигается через покаяние. Раскаявшийся — "рожденный свыше", — с их точки зрения, уже спасен. "Рождение свыше" связано с крещением Духом Святым. "Рожденный свыше" сначала очищается от всех грехов, а потом крестится Духом Святым. При этом водное крещение не представляет собой Таинства, а есть только обещание Богу доброй совести и свидетельство всех "истинно покаявшихся" что Христос есть Спаситель.

Некоторые из пятидесятников учат, что покаяние завершает первую ступень духовного совершенствования. Вторая — это водное крещение, третья — крещение Духом Святым. Таково их учение о трех духовных благословениях человека. В целом большинство пятидесятников придерживается теории двух благословений — "рождения свыше" и "крещения Духом Святым".

«Рождение свыше» есть свидетельство, которое будто бы Дух Святой дал каждому пятидесятнику о том, что он спасен и стал сыном Божиим. Обосновывая понятие "рождение свыше", пятидесятники ссылаются на Евангелие: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие" (Ин. 3, 5). При всех различиях буквального понимания этого текста пятидесятники единодушны в мистическом истолковании " рождения свыше", которое совершается только посредством слушания Слова Божия.

В Писании действительно есть места, где говорится, что люди живы "Словом Божиим", что "возрождены от Слова Божия", которое может спасти души. Но нигде не сказано, что чтение или слушание Слова Божия само по себе может спасти. Не спасает оно, а только рождает веру! "Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего" (Рим. 10, 17). Но одной веры не достаточно, "потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Рим. 2, 13), и не всякий, говорящий: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное" (Мф. 7, 9).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: