Несколько штрихов к портрету «Могу писать»
А вы могли бы?
В.В. Маяковский
И вы смогли бы! Он поможет.
Н.А. Боброва
Штрих 1
8 ноября 2015 года… Что это за день? Почему я запомнила дату? Это день моего знакомства с сайтом «Могу писать». Тогда ещё не подозревала, какое важное место в моей профессиональной деятельности займёт ОН! А начиналось всё так…
У меня в 2015-2016 году был 11 класс: не первый в моей учительской судьбе, но именно с этим выпуском предстояло впервые написать итоговое сочинение. Какое-то понимание, конечно, было, но… Правило Н.А. Заболоцкого «Душа обязана трудиться» мной хорошо усвоено.
Воскресный вечер. Завтра снова в бой, школа ждёт! Нужно как-то активизировать работу по подготовке к сочинению, хочется что-то такое использовать, чтобы работа была эффективной. Мысли, мысли, мысли… Стараюсь записать, запечатлеть на бумаге крупицы идей, как мне кажется, нужных и правильных. В какой-то момент начинаю что-то искать в интернете. Скорость низкая (ох, уж эта скорость, сколько я пропустила, не увидела из-за неё!), но я терпелива. Попадаю на интересный сайт. Эврика! Так ведь это то, что мне нужно! Вебинары по направлениям «Любовь», «Время», «Путь», «Дом», «Год литературы». Всё для меня началось с любви (в прямом и переносном смысле). Вебинар по направлению «Любовь» стал первым. И всё заверте…(помните, как в рассказе Аркадия Аверченко «Неизлечимые»?) Пересмотрела всё, что было проведено раньше. Смотрела в записи, останавливала, возвращалась, снова слушала и смотрела, записывала… Позже я узнала о существовании логографов. Прекрасный метод для подготовки к итоговому сочинению. Давала на факультативах, использовала для домашнего задания. Как это помогало выстраивать логику будущего сочинения!
Штрих 2
Прошло 5 лет. Сколько уже увидено, услышано! Почти все мои факультативы по подготовке к итоговому сочинению, ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе были построены на материалах сайта (вебинары по подготовке к итоговому сочинению, сочинению ЕГЭ по русскому языку, курсы А.Г. Нарушевича, курсы, курсы, курсы... ).
Штрих 3
Весной 2020 года моя связь с сайтом стала настолько сильной (уверена, что не только у меня), что я без него уже не могла жить… Администрация сайта, ведущие вебинаров помогли мне прийти в себя, понять, что нужно делать на дистанте. Многие из нас пользовались материалом папки «Карантин. Материалы для уроков. Вебинары».
Штрих 4
Литература! Это отдельный разговор, особая тема для меня. Курсы по подготовке к ЕГЭ по литературе – это просто шедевры! Появились у меня и любимые преподаватели, авторы курсов, модулей – Баландина Алла Давидовна, Ягинцева Наталия Климентовна. Все курсы, связанные с изучением теории литературы, поэм, пьес, романов, повестей и рассказов, лирики, помогли мне подготовить ребят к экзаменам. Высоким результатам моих девчонок я обязана сайту и замечательной команде педагогов-профессионалов. А подготовка к олимпиаде по литературе? Курсы «Анализ текста с Аллой Баландиной», «История русской литературы XX века», набор презентаций «Мастер и Маргарита»: опыт прочтения» Наталии Климентовны Ягинцевой сделали уроки литературы незабываемыми, подготовку к ЕГЭ по литературе эффективной, а процесс погружения в мир прозы, поэзии, драмы творческим и неповторимым.
Штрих 5
Материалы курсов, мини-курсов Елены Петровны Дудиной, методика подготовки ЕГЭ по русскому языку – это ещё одна страница моей книги «Признаний и восхищений» (как-то не поворачивается язык назвать эту книгу «Книгой жалоб и предложений»). Презентации, приёмы, подходы, советы – всё это я использовала и на уроках, и на факультативах, и на онлайн-занятиях. Теперь внедряю систему подготовки к сочинению в 5, 7 классах, в которых работаю в этом году. Учёба в мастер-группе Елены Петровны Дудиной «Сильное сочинение» - это предмет моей искренней любви и гордости. Всё, чему я научилась, помогает мне сделать работу по развитию речи систематической. Ребятам очень нравятся рецепты создания текстов разных типов речи, а сочинения по картинам теперь не кажутся чем-то страшным. Об этом курсе можно говорить бесконечно…
Штрих 7
Курс «Дизайн урока русского языка», который вела Юлия Петровна Фишман, подтолкнул меня к созданию собственных материалов по орфографии. Рабочие листы планируемого пособия по систематической словарной работе с безударными гласными я выборочно апробировала на своих пятиклассниках. Ребятам очень понравились задания.
Штрих 8
А мастер карточек! Это песня. На любом уроке можно использовать. У меня есть карточки не только для уроков русского языка, но и для литературы (лото, терминологические разминки, найди лишнее, угадай слово, найди спрятавшиеся литературоведческие термины и т.д.). Как легко организовать работу в группах с помощью карточек. Фантазия безгранична! Зрительные диктанты – эффективный приём, который помогает повысить орфографическую грамотность. Всего несколько минут и упражнения готовы! У меня есть закрытая группа ВКонтакте для 7 классов (в 2020 году пришлось создать). Ссылки на зрительные диктанты, упражнение «Парочки» часто появляются на странице сообщества. Так мы готовимся к словарным диктантам, к контрольным работам, мониторингам, повторяем, систематизируем…
Палитра
К сожалению, я не смогу рассказать обо всём. Боюсь, что эссе рискует превратиться в грандиозную эпопею, эпическое полотно в стиле Иванова, Сурикова, Левитана, Верещагина… Но куда это я? Эх, замахнулась всё-таки далеко, широко… «Могу писать» вдохновляет!
Наброски к будущим картинам
Методическое, профессиональное путешествие продолжается!