МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО»
(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского)
Институт естественных, математических и технических наук
Кафедра географии, биологии и химии
Потапова Анна Александровна
«Экологические проблемы водных ресурсов: истощение водных ресурсов, проблема чистой воды на планете»
(курсовая работа)
Выполнена в рамках изучения дисциплины
«Основы природопользования»
Направление подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование»
Профиль: «Экология»
Научный руководитель:
канд.геогр.наук, доцент кафедры
географии, биологии и химии
Беляева Л.Н.
Липецк – 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения водных ресурсов
1.1 Понятие водные ресурсы…………………………………………….………4
1.2 Классификация водных ресурсов……………………………………….…..4
1.3 Использование водных ресурсов……………………………………………7
1.4 Экологические проблемы…………………………………………………...9
Глава II. Аналитико-практическое исследование истощения водных ресурсов
2.1 Методы контроля качества за состоянием загрязнения……….………………………………………….…………………...13
2.1.1. Методы контроля качества за состоянием загрязнения вод……………………………………………………………………….…14
2.1.2. Приборы и системы мониторинга…………………………….…..14
2.2. Методы исследований………………………………………………………15
2.2.1. Определение мутности………………………………………….…16
|
2.2.2. Определение вкуса…………………………………………….…...17
2.2.3. Определение запаха…………………………………………….….18
2.2.4.Определение цвета……………………………………………….…20
2.2.5. Метод окисляемости…………………………..……………….…..20
2.2.6. Метод определения нитритов…………………………………..…22
2.2.7. Метод определения сульфатов………………………………....…23
2.2.8. Метод с окислением марганца………………………………....….24
2.3. Охрана водных ресурсов……………………………………………...……30
Заключение…………………………………………………………………...….33
Библиографический список……………………………..…………………………………………..…34
Введение
В настоящее время проблема истощения водных ресурсов является наиболее актуальной. Вода занимает первое место в потребностях человека, но даже понимая всю важность данного ресурса, человек продолжает нерациональное использование, засоряя и загрязняя мировой океан. Основная масса воды сосредоточена в океанах, испаряющаяся с его поверхности вода, дает живительную влагу естественным и искусственным экосистемам суши. Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода - становится исчерпаемым. Сегодня антропогенное воздействие является глобальным, т.к. воды пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира. Следовательно, проживая в опасно отравленной среде обитания распространяются раковые и другие экологически зависимые заболевания различных органов. На основании этих проблем, следует внести изменения в проблеме очищения промышленных сбросов.
Целью данной работы является раскрытие проблем истощения водных ресурсов и меры их предотвращения.
|
Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:
- понятие и классификации водных ресурсов
-узнать об использовании водных ресурсов, а также об экологических проблемах
-узнать о методах исследований и охране водных ресурсов
Глава I. Теоретические аспекты изучения водных ресурсов
Понятие водные ресурсы
Водные ресурсы- это воды, пригодные для использования. В понятие водных ресурсов входят все воды гидросферы (воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.
Вода возникла на планете около 3,5 млрд лет тому назад и изначально она имела вид паров, которые выделялись в процессе дегазации мантии. На сегодняшний день вода является наиболее важным элементом в биосфере Земли, ведь ее заменить ничем не возможно. Вода является основой всего живого и основный поставщик кислорода в процессе фотосинтеза. Вода принимает участие и в климатообразовании — вбирая тепло из атмосферы, чтоб впредь отдать его, тем самым регулирует климатические процессы.
Объём вод, заключённых в реках, озёрах, ледниках, морях и океанах, в подземных горизонтах и в атмосфере, достигает почти 1,5 млрд. куб. км. Это и есть водный потенциал нашей планеты. Однако 98% общего объёма вод приходится на солёные воды и лишь 28,3 млн. куб. км на пресные воды (с минерализацией менее 1 г/л). В целом объём пресных вод - весьма значительная величина, особенно если её сравнивать с современными общемировым потреблением, достигшим в 90-х годах 4-4,5 тыс. куб. км в год. Человек не беспокоиться о запасах пресной воды, т.к. ему кажется,что запас неиссякаем. Но основной объём пресных вод (почти 80%) составляют воды ледников, снежных покров, глубинных слоёв земной коры. В настоящее время они не используются и рассматриваются в качестве потенциальных водных ресурсов.
|
Классификация водных ресурсов
Атмосферные осадки, вы падающие на поверхность литосферы, стекают, образуя водные потоки просачиваются, тогда появляются подземные воды или застаиваются на поверхности, формируя болота, озера, ледники. Все эти водные объекты образуют воды суши и являются звеньями влагооборота литосферы. Поэтому следует выделить следующие водные ресурсы:
-Поверхностные воды (океаны, озера, реки, моря, болота)
Образование поверхностных вод — сложный процесс. В ходе круговорота воды, вода конденсируется и стекает по поверхностям, переносит нерастворимые минеральные частицы песка и почвы, остальная часть переносится в море. Поверхностные воды, насыщаются кислородом воздуха, его соединения с органическими и неорганическими веществами, вымытые из суши,а солнечный свет поддерживают большое разнообразие форм жизни микроорганизмов, грибов, рыб и водорослей.
- Подземные воды
Подземные воды — воды верхней части литосферы, включающую всю химически несвязанную воду в трех агрегатных состояниях. Общие запасы подземных вод составляют 60 млн км3. По мнению В.Н. Михайлова и А.Д. Добровольского (1991), физически связанная вода также не должна включаться в состав подземных вод, так как она не принимает участия во влагообороте.
- Водохранилища
Водохранилища- это искусственный водоем, созданный для накопления и последующего использования воды и регулирования стока. Водохранилища- водные объекты, искусственно созданные человеком, большинство из них существует менее 200 лет. Поэтому все процессы протекают здесь очень активно. На берегах наблюдается сильная абразия- размыв берегов под действием волнения. В результате размыва берегов и поступления наносов из реки дно водохранилища покрывается наносами. Заиление водохранилищ может происходить очень быстро, отмечались случаи, когда заиление происходило за несколько лет. В водохранилищах наблюдается некоторое повышение минерализации, связанное с режимом регулирования и загрязнением сточными водами. Для водохранилищ характерно быстрое зарастание растительностью.
Водохранилища регулируют речной сток. Часть воды от таяния снегов или сильных ливней поступает в водохранилище, затем, летом, подается в реки. Запасенная в них вода используется для получения энергии, для орошения, обводнения и водоснабжения. Создаются удобные водные пути, доступные для судоходства в течение большей части года. Уменьшается возможность наводнений.
Водохранилища оказывают влияние на климат окружающей местности. Амплитуда температур над водной поверхностью уменьшается, относительная и абсолютная влажность увеличивается. Зимой над незамерзающей водной поверхностью возникают туманы. Выше плотины происходит повышение уровня грунтовых вод и подтопление окружающих территорий.
- Ледники
Ледники- естественные скопления снега и льда, обладающие способностью к движению. В ледниках содержится 24 млн км3, или 1,6% всего объема воды. Современные ледники занимают около 16 млн км2, из них 99% приходится на полярные широты.
Ледники консервируют огромные запасы пресной воды. Используют их пока мало, только отдельные айсберги пробуют использовать для пополнения запасов пресной воды. Покровные ледники Антарктиды и Гренландии являются мировыми холодильниками, над ними существуют постоянные барические максимумы, ответственные за общую циркуляцию атмосферы.
Во время оледенений часть воды изымается из влагооборота, уровень Мирового океана понижается и возрастет площадь суши. Ледниковые воды являются источником питания для рек. Полное таяние ледников привело бы к повышению уровня океана на 60 м и затоплению 10% суши (около 15 млн км2)[5]