Общие черты западноевропейской культуры




КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВИЗАНТИИ

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой.

 

 

Общие черты византийской культуры

1. Византийская культура выросла на древнегреческой основе, но в ней античная эстетика сосуществовала с христианским художественным каноном.

2. Византийской культуре не приветствовалась личная оригинальность, ценились верность Традиции и соборность.

3. В конце своего существования стала отличаться большúм консерватизмом.

Общие черты арабской культуры

1. Возникла на почве древней греческой культуры, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии.

2. Эпоха процветания была непродолжительна.

3. В конце своего существования стала отличаться большúм консерватизмом.

 

Общие черты западноевропейской культуры

1. романо-германская культура развилась позднее, чем византийская и арабская

2. наиболее характерные черты резче всего выразились лишь в эпоху крестовых походов;

3. была полной противоположностью классической культуры, но зато более динамичной, чем византийская, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов.

 

Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были международные языки.

 

Византийской цивилизации (IV - сер. XV вв.) принадлежит в мировой культуре особое место. В период Средневековья она оставалась единственнойхранительницей, но и преобразовательницей эллинистических культурных традиций. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной высокой культуры. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. В средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

 

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. В 395 г. умер последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью он разделил империю между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, а младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. После этого две части империи больше никогда не объединялись под единым руководством.

Началом развития византийской культуры считается перенесение имп. Константином Великим столицы государства из Рима в г. Визáнтий и переименование его в Константинополь в 330 году; а завершением – захват Константинополя османскими войсками в 1453 г.

Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромéи (так называли себя сами византийцы) заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока. Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”). Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного культурного феномена.

 

Периодизация

Развитие Византии не было прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка. Тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на шесть периодов:

1. IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия; становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли и на их основе.

2. начало VIII — первая половина IX в. период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;

3. вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;

4. XI — XII вв. — величайший расцвет культуры: мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершённую форму;

5. XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г., спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;

6. XIV — начало XV в. — кризис и падение. Завоевание османами в 1453 г.

 

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IX вв.) и поздним (X-XV вв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада.

Фильмы

Византийская империя (рус.) История средних веков https://www.youtube.com/watch?v=KwjK2JJsH24&index=33&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay

Византия при Юстиниане (рус.) История средних веков https://www.youtube.com/watch?v=DoSQaT5bcsE&index=34&list=PLv6ufBUWdRi35Ay0NqOktWuF5BAN0dgay

Культура Византии https://www.youtube.com/watch?v=swpLfB299lo&vl=ru

 

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (свв. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент христианского богословия и средневековой философии. В центре философских исканий -- понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена из-за борьбы за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе этой борьбы иконоборцы причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления содействовали возникновению глубоко спиритуалистического типа искусства в X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди византийских ученых, обладавших энциклопедической эрудицией и писавших по широкому кругу проблем -- от математики до богословия и художественной литературы – особенно выделяются преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), Михаил Пселла (XI в.), Никифор Влеммид (III в.), Феодор Метохит (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно ярко проявились в юриспруденции, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых – Кодекс имп. Юстиниана.

 

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым.

Византийская икона

https://www.youtube.com/watch?v=vdJ6MCAcU7w – видеоряд

 

Особенности византийской культуры состоят в следующем:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3) традиционализм, упорядоченность и стремление к систематизации, ибо беспорядок, по учению отцов Церкви – атрибут падшего человека;

4) сохранение государственных политических доктрин (в отличие от стран раздробленной средневековой Европы), что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не исчезало светское художественное творчество;

5) формирование отличного от католичества православного вероисповедания ( отодóксии ).

 

Иконопись

Фаюмский портрет (1-3 вв.)

В 1887 году в Фаюмском оазисе (Египет) были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших.

 

У древних египтян считалось, что после смерти человека его мистический двойник – Ка — отделяется от тела, но он может вселиться в изображение умершего и таким образом получит новою жизнь. Именно для этого египтяне изготовляли различные изображения покойных. Очень важно было, чтобы художник добился максимального сходства изображения с умершим, иначе Ка может не узнать свой портрет и будет обречен на скитания.

 

Фаюмские портреты изображали человека «с точки зрения вечности», фаюмский портрет -- это образ вечной, бессмертной личности. Именно это и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».

Фаюмские портреты относятся не только к культуре Египта, они восходят к греко-римской традиции. И если изображения для мумий и саркофагов являются характерной особенностью именно египетского региона, то в других частях Римской Империи была своя традиция – ритуальные портреты предков, которые располагались в атриумах римских домов или ритуальные же портреты императоров и магистратов, ведущие свое начало еще от искусства этрусков.

 

 

 

Этрусские погребальные портретыVII-VI вв. до н.э.

Римские погребальные портреты 13 в. до н.э. Середина 2 столетия н.э.

 

 

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерно стремление к документальному отражению реальности. Они – свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.

 

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи -- Египта, Палестины и Сирии.

 

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

 

Св. ап. Петр. М-рь св.Екатерины (Синай). VI в.

 

Византийская монументальная живопись 1 https://www.youtube.com/watch?v=P3M4pOAgFG8

Византийская монументальная живопись 2 https://www.youtube.com/watch?v=34B7RkhFqws

Византийская икона и книжная миниатюра 1 https://www.youtube.com/watch?v=q2WYR73hdjw

 

Византийская архитектура 1 https://www.youtube.com/watch?v=XJmlCDlVcKA

Византийская архитектура 2 https://www.youtube.com/watch?v=R6fzLGh0cjQ

Византийская архитектура 3 https://www.youtube.com/watch?v=SJoveTspPIA



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: