Вклад Ф.Ф. Ушакова в строительство отечественного флота.




 

Исследованием установлено, что Ф.Ф. Ушаков, занимая пост командующего Черноморским флотом, первым в российском флоте начал предпринимать шаги к унификации боевой и повседневной организации, обязав в 1790 г. командиров эскадр руководить своими соединениями не только в период плавания, как это предписывал Морской устав, но и на берегу. [14]

Тем самым, задолго до создания флотских соединений на постоянной основе (1907 г.), он предпринял реальные действия в этом направлении.
При создании Черноморского флота проблему комплектования Ф.Ф. Ушаков решал с использованием смешанных способов. Оно шло за счет набора солдат приморских сухопутных частей, рекрутских пополнений, вольнонаемных матросов с торговых судов и волонтеров, поступавших в русскую службу[15]. Выявлен факт отбора и отправки для обучения и службы на Черно-морском флоте учащихся гарнизонных школ из Казани, Симбирска, Тамбова, Воронежа, Таганрога, Азова и других, в результате чего к 1 сентября 1789 г. было отобрано и отправлено в Херсон 5004 человека[16].
С введением в строй первого набора личного состава Черноморского флота и приобретения им практических навыков он предъявлял более жесткие требования к матросам, пополнявшим корабельный флот: хорошее здоровье, знание основ морского дела, дисциплинированность и отсутствие вредных привычек. Была установлена многоуровневая система отбора вновь прибываемого пополнения, включая смотры самим командующим.
Новым в существовавшей системе комплектования можно считать введенное Ф.Ф. Ушаковым правило набирать матросов сверх комплекта с учетом их естественной убыли вследствие боевых потерь и болезней для обеспечения постоянной боевой готовности сил флота.

Важным в деле обеспечения высокой боеспособности сил следует считать требование Ф.Ф. Ушакова, чтобы половина членов экипажа корабля (в особенности строящегося) составляли старослужащие матросы. Это оказало определенное влияние на формализованное закрепление указанных норм в отечественном флоте, в усовершенствованном виде сохранившимся до настоящего времени. [17]

Вопросы комплектования флота личным составом были тесно связаны с вопросами его расквартирования в пунктах базирования. К местам расквартирования командующим предъявлялись определенные требования, в том числе близость к местам стоянки кораблей, соблюдение мер безопасности, благоприятные для здоровья личного состава места размещения казарм, соблюдение в них мер гигиены, поддержание внутреннего порядка и норм поведения в быту («благочиния»), что также отразилось в целом на системе расквартирования в Российском флоте, и на градостроительном облике города Севастополя в частности1.

В результате целенаправленной организационной работы Ф.Ф. Ушакова на поту командующего Черноморским флотом сила флота имели оптимальную организационную структуру, в максимально возможной степени были укомплектованы и расквартированы в пунктах базирования.
Неоценим вклад Ф.Ф. Ушакова в реализацию плана Г.А. Потемкина по созданию системы базирования флота в Севастополе, основу которого составляли три главных направления: создание системы обороны пункта базирования, строительство причальных сооружений с ремонтно-восстановительной базой флота и строительство систем жизнеобеспечения.
Новаторство Ф.Ф. Ушакова при создании системы обороны пунктов базирования заключалось в привлечении для обороны в военное время не только брандвахтенной (караульной) службы, но и основных сил флота.

Следует отметить также введение им обязательного ночного патрулирования акватории пунктов базирования шлюпками, выделяемыми поочередно с каждого корабля.[18]

Это определенным образом повлияло на один из элементов системы обороны пунктов базирования, так как проведенные мероприятия привели не только к совершенствованию брандвахтенной службы, но и стали прообразом создания дежурных сил в пунктах базирования и установления степеней готовности сил. Большое внимание Ф.Ф. Ушаковым было обращено на строительство причальных сооружений. Оно имело свои особенности и осуществлялось с таким расчетом, чтобы корабли могли подходить к причалам бортом и производить погрузочно-разгрузочные работы по специальным «склозам», положенным с бортов. Каждый корабль имел свой причал, на котором была складирована его артиллерия и рангоут. Там же находился «магазин» (склад) с необходимыми припасами и такелажем. Береговые складские сооружения строились в основном в выломах скал.

В результате к 1798 г. под руководством Ф.Ф. Ушакова на Черноморском флоте была создана соответствующая его потребностям система базирования. Именно в период службы и командования Ф.Ф. Ушакова Черноморским флотом основным местом его базирования, а в последующем (1804 г.) и главным военным портом (главной базой флота) стал Севастополь. [19] Несомненной заслугой Ф.Ф. Ушакова в техническом оснащении флота являются его практические рекомендации по повышению мореходных качеств и боевых возможностей кораблей, на основе которых происходило перевооружение фрегатов орудиями больших калибров.

Главной задачей технического обеспечения Ф.Ф. Ушаков ставил поддержание кораблей в постоянной боевой готовности со своевременным пополнением запасов вооружения и технических средств, а также своевременное восстановление боеспособности кораблей при боевых и аварийных повреждениях.Организация технического обеспечения флота была тесно увязана с организацией тылового обеспечения (материального, финансового, медицинского и торгово-бытового), т.к. в XVIII в. строгого деления данных видов обеспечения не существовало.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: