Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5». Составлена на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Цель программы: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
- формирование правильного понимания природных явлений в неживой природе, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение природоведения в 5 классах направлено на обобщение знаний, учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для учащихся является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических и географических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся формируются некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о взаимосвязях в природе.
Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Программа по природоведению 5 класса состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»
В 5 классе из учебного плана выделяется 68ч. (2 часа в неделю).
Результат изучения курса
Освоение обучающимися предмета природоведения предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения учебной программы относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности) водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам, (нефть –горючее полезное ископаемое);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого)
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом оснований для различной классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные металлы);
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
Содержание учебного предмета Природоведение.
Класс
Неживая природа
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природеот Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движениевоздуха.Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойствоподдерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животныхи человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и егосвойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическаячасть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойствапесчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее иудерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча ииспользование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин идругие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча ииспользование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применениецветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местные полезные ископаемые Красноярского края (каменный уголь, нефть). Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании исжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способностьрастворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет ииспользование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использованиерастворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерениятемпературы — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способызащиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды вбыту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.