Цели и задачи семьи и школы в воспитании детей
В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности.
Успешность воспитания в начальной школе обеспечивают:
- многомерность воспитательного пространства;
- создание ситуации успеха для каждого школьника;
- профессиональное мастерство учителя;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием в использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка;
- создание и совершенствование деятельности детских общественных организаций в начальной школе; привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании детей;
- научно-обоснованное управление развитием.
В настоящее время обращается внимание на необходимость решения многих задач, одна из которых заключается в повсеместном внедрении в школы системы родительского всеобуча с учетом требований современной жизни;
- широкое взаимодействие всех социальных институтов воспитания в целях совместного решения проблем воспитания, адаптации, социализации, творческого развития младших школьников и сохранения их здоровья.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей.
У школы и семьи, как известно, одни устремления, одни цели, надежды и неудачи. Проблемы взаимодействия школы с родителями обусловлены социальными, экономическими, психологическими факторами и связаны с изменением положения школы и семьи в обществе.
Поэтому задача школы в работе с семьей остается прежней: создать коллектив единомышленников.
|
С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Учителю начальных классов надо стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.
Особенности современной семьи. Типы семьи и их характеристика, виды родительский отношений
Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:
· Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
· Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
· Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.
|
Социологи различают два вида типа семей по составу:
нуклеарная;
расширенная.
Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей.
Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:
· полная (мама и папа);
· неполная (мать или отец-одиночка).
По наличию детей различают:
· многодетные;
· мало-, средне- и бездетные.
Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Доминирование одного или нескольких параметров составляет, по крайней мере, четыре типа родительских отношений:
-принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;
-отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
-симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;
-симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.