РАДИОТЕАТР ТЕПЕРЬ МОЖНО НАЙТИ И НА СОВРЕМЕННЫХ ПЛАТФОРМАХ




26 декабря 2014

Какие ассоциации у нас возникают при слове «радиоспектакль»? Из старого радиоприёмника доносятся классические постановки Булгакова и Горького, голосами Весника и Кулагина говорят литературные персонажи Салтыкова-Щедрина и Чехова… В конце прошлого столетия как-то потерялась сама традиция прослушивания спектаклей, и выросли целые поколения людей, которые либо ничего не знают о радиоспектаклях и театре у микрофона, либо знакомы лишь с «начитками» аудиокниг. Сегодня записями аудиоспектаклей занимается совсем немного людей. Один из них – это советский и российский режиссёр Виктор Фёдорович Трухан. Он не только записывает сами аудиоспектакли, несколько лет назад Виктор Фёдорович запустил проект «Аудиотеатр.рф», где собрал огромное количество записей спектаклей. А полгода назад вышли приложения «Аудиотеатр» для смартфонов на Android и для iPhone, и теперь аудиоспектакли можно слушать в любом месте и почти на любом гаджете. Радиопортал поговорил с режиссёром Виктором Труханом и с не равнодушными к радиотеатру Ольгой Дмитренко и Татьяной Синельниковой и узнал, в чём особенности радиотеатра, чем отличается радиотеатр от театра у микрофона и как привлечь внимание массового слушателя к забытому жанру.

Некоторое время назад радиотеатр был популярным, радиоспектакли ежедневно транслировались и создавались по канонам, режиссёром, с дублями. К сожалению, постепенно аудиоспектакли стали терять позиции, на смену им пришли другие развлечения, порой не самые качественные. Радиотеатр как жанр начал забываться. Виктор Фёдорович Трухан всю свою жизнь занимался и занимается постановкой аудиоспектаклей. Начинал он в Детской редакции Гостелерадио СССР, где главным режиссёром был легендарный Николай Владимирович Литвинов.

«Повезло, просто повезло, потому что тогда попасть на радио в таком возрасте – мне только 23 года исполнилось – было очень сложно, - вспоминает Виктор Фёдорович о своей работе с Литвиновым. - Я окончил Институт культуры, факультет театральной режиссуры и должен был стать руководителем самодеятельного театрального коллектива, диплом я делал с красногорским детским театральным коллективом. Так как кафедры не было, меня в армию забрали на полтора года. Отслужил в армии, надо было куда-то устраиваться на работу. Начал обзванивать знакомых, и попался номер телефона редактора радио. Говорю: «У вас там подработки нет?». А редактор сказала, что режиссёр Надежда Ивановна Киселёва ищет внештатного ассистента. Ассистент – это человек, который собирает артистов, выписывает им пропуска, то есть организует запись спектакля – приходи, посиди, послушай, может быть, будет это интересно. Походил, посидел. Было несколько претендентов, к которым присматривались. В какой-то момент нам сказали, что главный режиссёр детской редакции Н. В. Литвинов хочет со всеми претендентами познакомиться. Невероятная ситуация. Говорили, что на пять минут буквально. Каждый на пять минут и заходил по очереди. Я зашёл, мы разговорились и минут сорок поболтали, и я пошёл в студию к остальным претендентам. Надежда Ивановна приходит потом, загадочная, улыбается. Я спрашиваю, возьмут ли меня в ассистенты. А Надежда Ивановна отвечает: «Литвинов тебя хочет в режиссёры взять, в штат». Штатным режиссёром в 23 года попасть в детскую редакцию считалось чем-то невероятным. Литвинов был главным режиссёром. Он собирался через год на пенсию уходить. Поскольку он всегда читал вечерние сказки, а режиссёр Лидия Андреевна Портнова как раз уже ушла перед моим приходом, - она была в отделе для малышей, вечерние сказки и спектакли для малышей, - на её ставку Литвинов, видимо, подыскивал человека, с кем ему было бы приятно работать. Наверное, я ему понравился. С тех пор и до его смерти мы очень плотно работали. И это повернуло всю мою судьбу и судьбу моих близких. Мой брат – режиссёр, сейчас на «Радио России» завотделом. Сын сегодня полностью меня заменяет в студии «Vox Records», я приезжаю сюда раз в неделю, два раза в неделю, чаще работаю дома над наполнением сайта и приложений. А здесь все вопросы на нём. Он тоже режиссёр, ставит спектакли. И зять здесь же. Вот так я начал работать в Комитете телевидения и радиовещания и стал режиссёром».

В 1992 году была основана звукозаписывающая студия «Vox Records». Всего несколько лет назад Виктор Трухан запустил проект «Аудиотеатр.рф»: «На сайте есть и видео, и фотографии актёров. Также есть официальные группы в социальных сетях, посвящённые аудиотеатру:ВКонтакте, группа в Facebook, страница в Facebook, Одноклассники, Мой Мир, канал на YouTube. У меня просто сил не хватает, как следует всё вести».

В социальных сетях выкладываются актуальные новости, посвящённые памятным датам, юбилеям радиорежиссёров и других творческих личностей, делаются анонсы новых записей спектаклей и многое другое. Также существует группа «ВКонтакте» «Радиотеатр и театр у микрофона». В ней не только собрались любители радиотеатра, это не просто сообщество по интересам. Там можно найти огромное количество полезной информации, ссылки на различные театральные проекты и многое-многое другое. Ведут группу Ольга Дмитренко, Татьяна Синельникова, Александр Игнатов и Виктор Трухан.

Татьяна Синельникова

«Наша задача простая и привлекательная: способствовать популяризации радиотеатра и давать возможность просто послушать замечательные старые спектакли, познакомить с новыми радиоработами и голосами, - говорит Татьяна Синельникова. - Основное, что мы делаем, — размещаем записи и информацию о них. Довольно много технической работы: нужно занести сведения о радиопостановке в справочники, с помощью которых ведется поиск: по названию; автору произведения, по которому спектакль был поставлен; создателям - режиссерам, композиторам; актерам-исполнителям; жанрам и так далее. Мы стараемся публиковать и новости о событиях в мире радио, театра, откликаться на юбилеи артистов, режиссеров. Поддерживаем небольшой фотоальбом, в котором можно увидеть обложки книг, - как букинистических изданий, так и новинок - посвященных истории радио, радиотеатра. Ведем фотоальбомы, посвященные создателям радиотеатра: режиссерам, актерам, композиторам, чтецам. В специальной теме отвечаем на вопросы посетителей группы. Они, по большей части, связаны с поиском записи запомнившегося радиоспектакля и содержат просьбу разыскать и разместить в группе эту запись. По мере возможности мы выполняем эти заявки. Последнее время, кстати, участились вопросы от студентов – будущих журналистов, которые собирают материал о радиотеатре для своих учебных работ. Кроме того, мы ведем раздел «ссылки», где стараемся поддерживать актуальную информацию о тех ресурсах, которые размещают сегодня записи радиоспектаклей или информацию о них. Публикуем и сведения о тех радиостанциях, в эфире которых сегодня можно услышать радиотеатр. По счастью, они есть. Также в группе можно найти большое число записей радиоспектаклей».

«Иногда нам удается отыскивать информацию, связанную с радиотеатром, которую широко не освещали, но проекты имели место быть, и по мере нахождения записей мы их оформляем и также загружаем в группу и рассказываем о них, - говорит Ольга Дмитренко. - Например, как-то я нашла информацию о современном проекте участия театров России в записи радиотеатра - «Россия на бис!». Я оформила и загрузила спектакль Ярославского театра. В дальнейшем речь шла о том, что продолжение проекта будет под названием «Сцена без границ» - записи радиоспектаклей театров в республиках бывшего СССР. Но пока о второй части проекта не очень много информации, а записи вообще, к сожалению, не все могу отыскать. Но надежды не теряю».

«В этой группе размещается то, что должно быть в общем доступе, как мне кажется, - делится своим мнением Виктор Трухан. - Выкладываются спектакли, которые были записаны ещё во время СССР, на деньги народа. Поэтому они и должны принадлежать народу. Думаю, что продавать могут только те, кто что-то вложил, создавал это. Неприлично даже раздавать или брать что-то просто так, если человек вложил в это свои средства. Бесплатно артисты не должны работать, это же их хлеб, их труд».

А в Интернете сейчас есть всё: «Как мне кажется, ко мне заходят на сайт, слушают демо спектакля, потом набирают в торрентах и скачивают бесплатно, - рассказывает Виктор Трухан о своём проекте. - И вообще мне сегодня выгоднее не работать, чем работать. Когда я записываю, я вкладываю, вкладываю, вкладываю… Это не бизнес, это неперспективно. Делать сегодня аудиоспектакли экономически невыгодно. Держится всё или на государственном финансировании, или на энтузиазме. Я бы не осилил сделать столько спектаклей, если бы Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям не помогало. Но и они дают не полное финансирование, а около пятидесяти процентов необходимых средств. Остальное приходилось вкладывать из заработанных студией денег. Я записал бы что-то, но столько, такое количество, какое есть, не записал бы. И иметь собственную звукозаписывающую студию выгодно – не нужно самому себе для записи спектаклей платить за аренду. Единственное, что сегодня выручает, - это приложения, потому что кто хочет иметь при себе запись спектакля на телефоне, тот берёт и скачивает её.

Самое дорогое произведение в приложениях – это «Фауст». На него я затратил большое количество денег, когда я их отобью, не знаю. Первую часть спектакля делал на грант. Многие спектакли делал таким образом. На вторую часть «Фауста» мне не дали денег, но тут уже дело принципа. Можно было бы, конечно, издать первую часть, как обычно все и делают, но вторая часть интереснее же, она более многослойна и её мало кто знает. Приложению «Аудиотеатр» только полгода. Загрузки идут. Очень много иностранцев покупают спектакли: из США, Норвегии, Израиля, Украины, Белоруссии, Германии, Канады. Но большинство, конечно, из России. Я не гонюсь за количеством спектаклей в приложениях. Там сейчас их 194, на подходе ещё штук пятнадцать спектаклей. Проще всего продать что-то такое, что можно всегда продать, например, Булгакова, а Гаршина, Куприна - сложнее. Проект, конечно, надо продвигать. Я и в социальных группах, и на сайте пишу о нём. Когда какой-то юбилей, событие, загрузки в приложениях бесплатными делаю. Конечно, сразу много скачиваний. Народ у нас такой, любит халяву. Но с другой стороны, мне что жалко? Человек послушает бесплатно, поймёт, что это хороший продукт, распробует. Надо дать попробовать, чтобы люди поняли, что такое аудиотеатр».

Виктор Трухан

Надо заметить, что Виктор Трухан сделал разграничение: «Моё приложение называется не аудиокниги, – хотя это самое популярное слово в поисковиках - а «Аудиотеатр». Аудиотеатр – это аудиотеатр, даже если это чтение одним человеком. Надо отделить мух от котлет. Если Михаил Александрович Ульянов читает, как это можно назвать аудиокнигой? Или Козаков? Это именно театр, аудиотеатр. Поэтому я и сказал, что аудиокниги отдельно должны быть. Поначалу издавали и писали на дисках «аудиокнига». Издатели начали брать других производителей, и мои спектакли потерялись, и доход ушёл, продажи упали. Поэтому начали писать «аудиотеатр», таким образом мы решили выделяться. Если издателям отдавать спектакли, а у них куча некачественного материала, то мой продукт потонет в бочке дёгтя. Хороший продукт не должен теряться. Поэтому я выпустил приложения «Аудиотеатр» для iPhone, для Android, и там только спектакли. Чтение должно быть качественным. Уже год я ничего не пишу. Год назад сделал «Фауста» и всё. Для меня сейчас важно объединить хорошие записи, отфильтровать их от просто «начиток». Уже полгода занимаюсь тем, что загружаю записи, оформляю их и так далее…».

Долгое время на радио не было спектаклей вообще: «Сейчас уже выросло поколение, которое в детстве и пластинок не слушало, на радио спектакли не звучали, диски с хорошими аудиоспектаклями не выходили, - говорит режиссёр. - Была прервана связь времён, молодёжь не приучена к прослушиванию качественных спектаклей. «Радио России» и радио «Культура» – единственные станции, которые сохраняют радиотеатр. Раньше был каждый день часовой спектакль. Теперь же этого нет. Знаете, чем отличается радиотеатр от театра у микрофона? Театр у микрофона – это запись спектакля, который поставил какой-то режиссёр на сцене. Театр у микрофона – это запись, на которую приглашаются те же актёры, режиссёр-постановщик и записывается аудиовариант спектакля, который идёт во МХАТе, в Малом или ещё где-то. Делается аудиовариант. Приглашаются радиорежиссёр и режиссёр-постановщик. Первый помогает второму сделать мизансцены у микрофона. А радиотеатр – это спектакль, который делается по оригинальному сценарию для радио, приглашаются разные артисты, из разных театров».

«Мне кажется, существует два вектора, по которым развивается сейчас ситуация с радиотеатром, - говорит Татьяна Синельникова. - С одной стороны, виден несомненный интерес и к радио, и к нашему наследию, «золотому фонду» радиоспектаклей, к настоящему искусству радиотеатра. Во многом этот интерес исходит от тех людей, которые слушали радио и радиотеатр еще в советское время. Оказавшись в 1990-е годы, по сути, в новой стране и с новым радио, они лишились многих привычных вещей, в том числе привычного, если так можно выразиться, радиоокружения, привычного звука и устоявшейся сетки передач, которые сопровождали их в повседневной жизни. Сейчас, по прошествии времени, многим хочется к этому вернуться, вспомнить, переслушать старые передачи. Не только из ностальгического чувства, но и потому, что на расстоянии начинаешь по-особому ценить это уникальное явление — радиотеатр тех лет. По счастью, традиция не прервалась и в эфире «Радио России», радио «Культура», «Радио Петербург», «Детское Радио» и других звучат спектакли — старые, фондовые записи и новые, недавно созданные. Те, кто получил в детстве прививку радиотеатра, продолжают сегодня его слушать на радио. Выходят диски с записями старых радиоспектаклей, в том числе выпускавшихся когда-то на пластинках фирмы «Мелодия». Хотя дисков этих мало, недостаточно. Наконец, с помощью Интернета любой может найти и послушать замечательные старые записи.

Говорят, что сейчас уходит культура медленного чтения. То есть чтения, которому специально посвящен досуг, осознанного, неспешного, позволяющего останавливаться, размышлять о прочитанном. Возможно, культура «медленного слушания» — полностью вовлеченного, внимательного, эмоционального, которое тоже требует досуга, а ведь именно так мы слушаем радиоспектакли, серьезную музыку — тоже может утратиться. Режиссер московской Студии «Театр песни “Собеседник”» и мой друг, Сергей Рубашкин, с которым мы недавно беседовали на эту тему, упомянул термин «фоновое потребление», услышанный на лекциях профессора ГИТИСа Геннадия Дадамяна. Вот это «фоновое потребление» — удачное, на мой взгляд, определение того, что сейчас происходит. Оно, кстати, касается многих сторон нашей жизни сейчас. Это и всегда было — фоновое усвоение информации. Невозможно быть постоянно включенным в каждый момент своей деятельности. Но, по-видимому, сейчас доля этого скоростного, поверхностного способа существования в мире информации растет. Когда человек и торопится, и одновременно занят сразу несколькими делами, но ему необходимо что-то быстро обработать, усвоить, запомнить… Ну и конечно, слово потребление — это тоже очень о нашем времени. Не переживание, не проживание, не потрясение, наконец, а потребление. Вот этот другой вектор — то, что, как мне кажется, может разрушить искусство радиотеатра. Надеюсь, однако, что это не произойдет, и слушатели радиотеатра будут всегда, только, возможно, их будет меньше».

Виктор Трухан

«Радиотеатр раньше был на высоте, а сейчас им почти никто не занимается. В основном сегодня делают «начитки» без режиссёра, и за профессию обидно, - сетует Виктор Трухан. - Хорошо, если укажут, кто читает в этих «начитках», а режиссёров нет. Как можно прочитать без режиссёра? Для радийного человека это непонятно. Есть, конечно, самоигральники, посадил его в студию, он сыграет – сам себе режиссёр – есть такие артисты. Студент садится: «Что вам начитать? «Илиаду»? Пожалуйста! «Гамлета»? Пожалуйста!» – всё, что хочешь, начитают. А мастера раньше не могли без режиссёра работать. На некоторых энтузиастах сейчас и держится радиотеатр. Качественный продукт делать очень дорого. Вот у меня студия есть. Мог бы я сюда посадить самоигральников? Мог бы. На поток всё поставить, не чистить… А я записываю спектакли, с дублями. Сейчас с дублями мало кто пишет. Сейчас посадят артиста, произнёс что-то, ну и произнёс. По правилам даже авторский текст пишется с дублями, режиссёр поправляет, чтобы было более точно логическое ударение, за эмоциями следит. У моего учителя Николая Владимировича Литвинова была любимая поговорка: «Всё дело в как е». Он по этому поводу всегда шутил. Главное – как, каким образом сделано. Первую студию я построил в библиотеке для слепых. Когда мы что-то для них писали, были замечания, что не надо раскрашивать, нам это не надо, нам только буквы читать надо, до остального мы сами додумаемся. И были даже претензии: зачем вы с артистами пишете? Есть люди, которые слушают книги на ускоренном темпе прослушивания, слишком медленно для них читают, то есть для них главное – получить информацию. А наша школа – не важно что, а важно как. То есть существует два подхода к записи: просто передача информации, запись без режиссуры и театральные постановки. Если спектакль хорошо сделан, вкусно и можно не просто получить информацию, - а для современных людей это ближе – узнать больше информации - но можно и получить удовольствие от того, как ты поглощаешь информацию. Постановок же множество. Кто не ставил «Вишнёвый сад»? В одном театре, в другом, третьем… И поэтому идёшь в вот этот театр и получаешь удовольствие или не получаешь. Знаешь содержание, знаешь всё наизусть, но смотришь и понимаешь, что всё дело в как е, в том, как это сделано. Получаешь удовольствие от того, как это сделано».

«Есть и обстоятельства современной жизни, которые уводят слушателей от этого жанра, - считает Татьяна Синельникова. - Многое изменилось по сравнению с тем временем, когда радиотеатр переживал свой расцвет. Не секрет, что радио сейчас приходится конкурировать с другими средствами информации и другими способами ее распространения. В том числе — иными технологиями передачи аудиоинформации. Раньше слушатели, читатели приникали к радио, книге, газете, потом появилось и телевидение — это были главные источники сведений о мире, и, конечно, ценились высоко, высоко ценилось слово вообще, написанное, напечатанное, произнесенное по радио. Это, видимо, придавало и ответственности тем, кто осуществлял издание книг, выпуск радиопередач, способствовало развитию высокого мастерства, искусства. Конечно, чрезмерная требовательность, помноженная на идеологию, зачастую приводила и к цензурным перегибам, но вместе с тем это был высокий уровень общей культуры слова, мастерства. Сейчас век современных технологий, информационная плотность выросла во много, много раз. С помощью разнообразных устройств, приложений и тому подобного вы можете читать, слушать, обмениваться текстами, звуками, картинками. Информации очень много, она доступна и чрезмерна. Представляется, что это и благо и вред одновременно. Многое приобретая, мы и теряем, по-видимому, немало. Потому что при таком вале информации она часто обесценивается, качество ее снижается. Кроме того, как успеть обычному человеку, а не техническому устройству весь этот вал переварить? Поневоле приходится приспосабливаться, пользоваться специальными способами быстрого усвоения текстов, звуков. Все чаще это неглубокое, поверхностное, скоростное усвоение, а иначе — как все успеть?»

Ольга Дмитренко

А нужны ли современному слушателю аудиоспектакли? Что значит радиотеатр сегодня для современного слушателя? Ольга Дмитренко вспоминает следующую историю: «Очень была интересная акция у «Старого радио», инициированная предпринимателями из Иркутска. В буквальном смысле был спасен архив записей Иркутского Дома Радио, практически выброшенный на свалку. И люди инициировали сбор средств и пересылку многотонного контейнера с записями Юрию Метёлкину [Юрий Метёлкин – основатель «Старого радио»] в Москву для оцифровки и спасения этого звукового архива. Деньги собрали всем миром довольно быстро, никто не заставлял. Сейчас, насколько мне известно, часть записей Метёлкин оставил у себя для оцифровки, а часть передал в ГТРФ, их действительно очень много. Подробности, конечно, можно узнать у него. Лучшее подтверждение, что радиотеатр нужен и современным детям, это например рубрика «Детского радио» - «Радиотеатр цветной». Коллектив станции уже с современными детьми создает хорошие радиоспектакли и передачи в похожей тематике, используя даже названия прежних радиопередач, минимально что-то меняя, например, вводя других героев-ведущих. На мой взгляд, - да я считаю, многие согласятся - такая трансформация темы радиотеатра - своеобразное современное продолжение и развитие его традиций. Какое будущее у радиотеатра? Думаю, что развитие радиотеатра и театра у микрофона будет прирастать новыми хорошими постановками, новыми талантливыми актерами, режиссерами. Пока не знаю, насколько государство готово участвовать в теме распространения записей радиотеатра, хотя бы сделанных до 1991 года, но уверена, что наш малый вклад этому способствует. Я вообще изначально и начала делать свою работу в группе в основном только с этой мыслью – что все сделанное нами не уходит в пустоту, особенно сейчас, когда людей мало что объединяет, не просто ностальгическое, а доброе и очень необходимое душе и голове. Как привлечь массового слушателя? Массовым слушатель радиотеатра станет, только если государство трансформирует и вернет вещание литературно-драматических программ хотя бы на крупные станции, не считая выпускаемых постановок по сети ВГТРК («Радио России», радио «Культура»). Или хотя бы записи, созданные до 1991 г. и хранящиеся в ГТРФ, откроют в полном доступе онлайн для любого слушателя в мире. Я, кстати, посылала этот вопрос президенту на прямую линию в этом году. Не знаю, рассматривали ли его или он затерялся, как и большинство поступающих в архиве линии, но надеюсь, что все эти наши мелкие попытки когда-нибудь станут той самой последней каплей - в хорошем смысле - что камень сточит.

Из мыслей, которые у меня недавно возникли. Если коротко: есть соображение найти контакт с Губернским театром Сергея Безрукова. Ирина Безрукова - тифлокомментатор, в театре недавно они с Сергеем запустили систему тифлокомментирования спектаклей для слепых и слабослышащих людей. Техническое оснащение делали за свой счет. Тоже вроде небольшое дело, но очень нужное. Надеюсь, что все-таки эта тема получит развитие, и в других театрах будет делаться что-то подобное».

«Как привлечь внимание молодых людей к радиотеатру, сделать его популярным, модным? Наверное, играть на поле новых технологий, приложений. Новинки, новые устройства и возможности всегда привлекательны для молодежи, которая старается это отслеживать. По такому пути, кстати, идут и Виктор Трухан, и Юрий Метелкин. А вообще, вспоминая Высоцкого, видимо, надо «нужные книги в детстве читать». Другими словами — слушать в детстве хорошие радиоспектакли. Тогда будет вырабатываться вкус, и может быть, позднее появится осознанный интерес к искусству радиотеатра. Вероятно, немало здесь зависит от родителей: если они включают сегодня своим детям радио и слушают с ними радиоспектакли, скорее всего, их дети, новое поколение, в будущем поступят также. И традиция не прервется», - делится своим мнением Татьяна Синельникова.

Чтобы привлечь сегодня внимание к радиотеатру, надо больше выпускать спектаклей, считает Виктор Трухан, и качественно это делать: «Тогда они и не будут теряться, как ложка мёда в бочке дёгтя, в море «начиток». Это как в анекдоте: «Ты «Травиату» слышал? Слышал. А когда? Да мне Рабинович недавно напел. Полная гадость». Так и здесь, кто-то послушал какую-то плохую «начитку», нечищеную, с ошибками, с неправильными ударениями – и всё, слышал я ваши травиаты…».

Елена Дюкова

Radioportal.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: