ЧАНЬ-БУДДИЙСКАЯ
Живопись
И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
ПЕРИОДА ЮЖНАЯ СУН (ХII-XIII ВВ.) В КИТАЕ
МОСКВА
«смысл»
УДК 294.3:1+[294.3+159] ББК 86.39 0 727
0 727 |
Осенмук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII—XIII вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. - 384 с.
Монография посвящена рассмотрению чань-буддий-ской живописи в контексте историко-художествен-ной эволюции китайского живописного пейзажа периода Южная Сун (XII— XIII вв.). Книга адресована искусствоведам, специалистам по культуре Дальнего Востока, а также кругу читателей, интересующихся культурой буддизма.
ISBN 5-89357-086-3
i Осенмук Б.В., 2001
i Котырев Б., оформление и макет, 2001
1 Издательство «Смысл», 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................... 5
ЧАСТЬ I. Особенности развития академического пейзажа в южно-сунское время (Х11-ХП1 вв.)
Глава 1. Развитие системы жанров и изобразительные мотивы китайской живописи на свитках 9
Глава 2. Трактовка традиций северо-сунского пейзажа в южно-сунской академической пейзажной живописи 26
Глава 3. Образность свитков с мотивом созерцателя в южно-сунском академическом пейзаже 63
ЧАСТЬ II. Использование традиции южно-сунского академического пейзажа в чаньской живописи
Глава 4. Мировоззренческие предпосылки возникновения чаньской живописи, ее характер и значение в чаньской медитативной практике... 92
Глава 5. Трансформирование образности, композиционных приемов и изобразительных мотивов академических горизонтальных пейзажных свитков в чаньском пейзаже.... 130
Глава 6. Трансформирование композиционных схем с мотивом созерцателя южно-сунского академического пейзажа в чаньской живописи; ее формальные особенности 172
|
ЧАСТЬ Ш. Медитативный образ.
Формы воплощения пейзажности, возникшие в чаньской живописи 211
Заключение....................................................... 269
Комментарий................................................... 271
Список иллюстраций.................................... 330
Библиография................................................. 334
Summary.............................................................. 371
Contents................................................................. 381
ПРЕДИСЛОВИЕ ?
Основным предметом рассмотрения в данной книге являются закономерности развития китайской академической и чаньской живописи в южно-сунское время (XII-XIII вв.) и особенности возникновения различных форм воплощения пейзажности в результате образных и формальных трансформаций жанров живописи в связи с изменением мировоззренческой основы и историческими аспектами.
Определение «пейзажность» в отношении китайской живописи употребляется в работе как одна из качественных характеристик не только пейзажа, но и других живописных жанров. Строго говоря, само значение понятия «пейзажность» только приближено к той многоаспектности представлений средневековых китайцев о природе, которая расценивалась в Китае как зримая модель мироздания.
Возникшая еще в Древности картина устройства мира оформилась в виде триады «Земля-Человек-Небо». Благодаря этому каждое конкретное явление воспринималось как существующее в связи со всеобщим. В китайской живописи данные мировоззренческие проблемы находили отражение в определенном формальном и образном строе свитков. Причем не только в пейзаже - сложной живописной форме представления образа природы, не только в жанрах «цветы и птицы», «животные», «растения и насекомые» и других, где изобразительными мотивами были природные явления, но и в жанре «люди». В портрете также нашла художественное преломление идея о природе как зримом устройстве мира. Таким образом, под пей-зажностью как качественной характеристикой любого жанра подразумевается отражение в живописи наиболее общих аспектов мировоззрения, данных через образ природы.
|
Для наиболее полного раскрытия темы в книге затронуты следующие вопросы:
- мировоззренческая основа возникновения образности пейзажного жанра; изменение образности сунского пейзажа в процессе трансформации формальных особенностей каждого типа южно-сунских академических пейзажных композиций и возникших в чаньской живописи форм воплощения пейзажности;
- формирование системы жанров китайской живописи и ее эволюция;
- некоторые особенности процесса восприятия академического и чаньского пейзажного изображения;
- особенности трактовки художественной формы северо-сунского монументального пейзажа в южно-сунской академической пейзажной живописи;
- значение «живописи образованных людей» в сложении образных и формальных особенностей южно-сунского пейзажа;
- трансформация принятых в академической живописи способов изображения природных мотивов и образа человека в чаньских свитках;
- место живописи в чаньском медитативном комплексе и степень его воздействия на особенности формального строя и образность чаньских изображений, созданных на основе академических пейзажных композиций;'
|
- проблема качества и изменение китайского живописного канона в чаньской живописи.
Метод, обусловленный данными задачами исследования, строится на анализе формальных особенностей и мировоззренческой основы образности пейзажной академической и чаньской юж-но-сунской живописи в процессе их изменения с учетом историко-культурной ситуации. Он помогает выявить взаимосвязь живописи Южно-сунского периода и особенностей сознания людей того времени, что может быть использовано при рассмотрении вопросов, лежащих в рамках других областей китайской культуры.
Такой подход с использованием материалов сопредельных искусствоведению дисциплин, с привлечением проблематики философского и эстетического характера, позволяет составить более глубокое представление о сунском пейзаже как закономерном этапе развития китайской живописи и явлении китайской культуры < 1 > *.
Предлагаемое исследование является примером одного из возможных подходов к изучению китайской живописи. Способ его изложения сформировался в ходе работы автора над диссертацией, защищенной в 1993 году на Историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, и отчасти в процессе чтения лекций студентам-искусствоведам. Отсюда -прием повторяемости некоторых основополагающих суждений, что поможет, с одной стороны, очертить предмет нашего исследования в процессе внима-
Номер в угловых скобках отсылает читателя к авторскому комментарию, расположенному в конце издания, на с. 271-329.
тельного всматривания в конкретные живописные произведения сунской эпохи, а с другой стороны, задает ритм в восприятии целостного текста, организуя и гармонизируя его структуру, как это традиционно принято в восточной музыкальной культуре.
Некоторые проблемы, избранные для анализа, ранее не были предметом специального исследования. Поэтому предпринятая попытка интерпретации всего процесса развития южно-сунской пейзажной живописи, равно как и особенностей возникновения ее отдельных композиций, на основе рассмотрения мировоззренческих представлений буддийской религиозной практики, прикладного значения, может быть полезна для исследователей, занимающихся изучением различных аспектов китайской живописи.
Надеюсь, что содержащиеся в книге выводы и трактовка отдельных произведений, сделанные с учетом особенностей менталитета той эпохи, будут использованы специалистами в процессе дальнейшего изучения китайского искусства, психологических аспектов его восприятия и будут интересны всем, кто занимается культурой Дальнего Востока.
Автор выражает глубокую благодарность доценту МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидату искусствоведения Елене Анатольевне Сердюк за творческий контакт при работе над книгой.
В.Осенмук
ЧАСТЬ I
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
В ЮЖНО-СУНСКОЕ ВРЕМЯ
(XII-XIII ВВ.)
Глава 1
Развитие системы жанров
и изобразительные мотивы китайской
живописи на свитках
Ж |
ивопись на свитках возникла на рубеже китайской Древности и Средневековья и заняла важное место среди других видов искусства в китайской культуре.
Расцвет живописи на свитках начался в эпоху беспрецедентной открытости Китая для восприятия культуры других народов, когда органичное восприятие мира человеком в Древности сменилось новым, свойственным Средневековью отношением к явлениям внешнего мира. Это было связано с иным, более рациональным, отношением китайцев к миру явлений в период Средневековья. Древность с ее интуитивной формой восприятия мира, синкретизмом познаваемого, познающего и способа познания была тем «золотым веком» целостного способа мышления, к которому обращались в поисках гармоничного восприятия мира китайцы всех последующих веков <2>. Человек, воспринимавший себя в Древности элементом социально-вселенской общности, в раннем Средневековье осознал себя еще и как познающее существо в единстве своих индивидуальных свойств. Знание, которое в Древности было достоянием общности людей, в Средневековье «доходит до конкретного человека, концентрируется в нем, становится глубоко личным» [153, с. 34, курсив мой. - В.О.]. В связи с появлением новых аспектов восприятия человеком себя и мира разворачивалась имплицитная составляющая китайской культуры. Это способствовало образному и формальному определению уже существовавших видов искусства и вызвало развитие такой его формы, как живопись на свитках.
Первые сохранившиеся до наших дней свитки относятся ко времени раннего Средневековья и приписываются кисти Гу Кай-чжи, жившего во второй половине IV-начале V века, хотя о живописи на свитках известно еще с конца Древности. В период Хань (III в. до н.э.-Ш в. н.э.) в Китае уже существовали и развивались все основные виды пространственного искусства: архитектура, рельеф, скульптура, монументальная живопись, мелкая пластика и декоративно-прикладное искусство. Живопись на свитках пополнила этот ряд несколько позже, с появлением новых аспектов в мировосприятии китайцев. В ней был аккумулирован весь
накопленный к данному моменту культурный опыт китайцев. Рельеф, монументальная живопись, круглая скульптура, мелкая пластика в погребальной конфуцианской, монастырской буддийской, а также даосской культурах составляли комплекс пластического оформления природной среды. Архитектура и декоративно-прикладное искусство сопутствовали социальной жизни человека, оформляя повседневную среду его обитания или культовой практики. И только живопись на свитках и чуть позже появившаяся живопись на альбомных листах были более автономны по отношению к природной и социальной среде.
Свитки хранились в закрытом виде. Они не экспонировались стационарно. К ним, как к ценной книге, обращались только в определенных случаях, наделяя процесс созерцания изображения особым смыслом, обставляя более условными по своему характеру поведенческими атрибутами, что отличалось от восприятия, например, декоративно-прикладного искусства, непосредственно включенного в бытовое пространство.
Автономность живописи на свитках, давшая художникам большую возможность воплотить в ней сложные аспекты мировосприятия и охватить панораму жизни, открывшая простор для трансформации собственно изобразительных средств, позволивший в результате с наибольшей гибкостью и вариативностью отразить предмет изображения, -все это обусловило расцвет живописи на свитках в течение всего китайского Средневековья. Живописи на свитках был присущ более широкий набор изобразительных мотивов и технических приемов по сравнению с другими видами искусства. Она была той изобразительной формой, в которой средневековые китайцы наиболее адекватно воплощали свое представление о мире явлений.
Предметом изображения в китайской живописи на свитках стали наиболее общие закономерности мироустройства в его конкретных проявлениях, «наиболее характерные состояния человека и природы» [129, с. 40], что определило развитие системы ее жанров. В живописи на свитках были отражены и более подробно представлены те явления, которые ранее уже были предметом изображения в других видах искусства. Не случайно она так тесно была связана с искусством каллиграфии, которая возникла на основе абстрагирования конкретных форм природного мира.
Наиболее характерной чертой Танского периода (VII-нач. Х в.) было обусловленное новым этапом в развитии познания количественное накопление человеком представлений об окружающем его мире. В танской живописи изображались «религиозные образы, люди, пейзаж, птицы и животные, цветы и растения, архитектура» [352, с. 519]. В живописи на свитках оказалось возможным отразить, таким образом, все темы, ранее разработанные в других видах пространственного искусства: скульптуре, рельефах, архитектуре, монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве. В ней была сконцентрирована вся образность, сложившаяся в искусстве к Танскому периоду. Живопись на свитках имела разработанный изобразительный строй, крайне восприимчивый к изменениям самого предмета изображения, что было важной предпосылкой для художественного отражения в ней новых областей существования человека, включая и некоторые аспекты его внутренней жизни.
Живопись на свитках изначально зародилась как искусство светское, в котором земное и сакральное были переплетены наиболее тонким, опосредованным образом, что соотносилось с самим характером китайской культуры, в которой до прихода в начале нашей эры на территорию Китая буддизма не было понятия религиозной веры [104, с. 86] <3>. Живопись на свитках, наряду с поэзией и каллиграфией, была создана сословием служилой аристократии «ши» и наиболее отвечала характеру китайской средневековой цивилизации. Поэтому вполне закономерно, что к концу Сун-ского периода (Х-ХШ вв.) наиболее плодотворно продолжала развиваться именно она. В это время монументальная живопись, рельеф, круглая скульптура - изобразительные искусства, входившие в комплекс ортодоксальных школ буддизма и напрямую обслуживавшие религиозный ритуал и буддийскую монастырскую жизнь, почти сошли со сцены культурной и духовной жизни Китая вместе с закатом самого учения.
Живопись на свитках оказалась более гибкой изобразительной формой по сравнению с другими
видами изобразительного искусства в обстановке хотя и не радикального, но постоянного изменения идеологической и культурной жизни Китая. Поэтому не случайно, что буддизм продолжил свое существование в искусстве в виде чаньской живописи на свитках, которая как художественное явление возникла еще в танское время и оформилась как школа в XIII веке, оказав большое влияние на всю дальневосточную живопись последующего времени.
Соотношение в системе различных видов искусства, окончательно сложившееся к концу Сунского периода, начало определяться уже в Танский период. Тогда интерес живописцев к окружающему миру был всеохватным, отражением чего была равнозначность многочисленных жанров живописи. Уже в танской живописи возник почти весь набор изобразительных мотивов, продолживших существование в живописи на свитках и в дальнейшем. Художники пытались сложить разнообразную мозаику тем и сюжетов в единую картину мира, с чем было связано активное введение в изобразительное поле всё новых мотивов. Обращаясь в первую очередь к конкретному и единичному, живописцы подробно рассматривали все, что попадало в круг их восприятия. Человек, его образ был одним из главных объектов их интереса. Не случайно в танское время активно развивался жанр портрета.
Культурными героями Китая были мудрецы, художники, литераторы, ученые, которые и создавали гуманитарную культуру китайского Средневековья. В ней возник образ совершенномудрого человека (цзюнь-цзы). Он стал универсальной основой для портретного образа, который строился с помощью сложившихся физиогномических представлений о соответствии определенной черте лица какой-либо добродетели. Предметом создания портретов в данный период был приписываемый конкретному человеку набор добродетелей и особенностей натуры, а не собственно физиогномические особенности «портретируемого» <4>.
В танское время сложился жанр «животные». Художники с большим вниманием передавали все особенности экстерьера. Изображение особей, наиболее соответствовавших представлениям о видовой красоте и, кроме того, имевших еще и определенные заслуги социального характера, пользовалось наибольшей популярностью. В результате появились своеобразные портреты животных.
В жанрах живописи, возникших в танское время, была отражена такая особенность китайского менталитета, как взаимообусловленность общего и конкретного, когда общее скрыто и распознается не сразу, но постоянно проявляется через конкретное и определяет его характер.
Внимание художников к конкретным природным явлениям, к детали, которая равнозначна целому, ибо «Дао есть и в большом, и в малом», привело к тому, что в круг изображаемых объектов в X веке были введены насекомые, возник жанр «растения-насекомые». Обращение художников к самой малой природной форме отразило начало другого понимания связей человека и природы, конкретного и общего.
Танские художники, изображая животных, существовавших рядом с человеком и обслуживавших его интересы, придавали жанру животных «социальность», несколько ограничивающую его образность. Изобразительные мотивы же жанра «растения-насекомые» передавали картину природного мира, к которому человек обращался для достижения состояния гармонии со всем мирозданием.
Так, через изображение природных объектов художники смещали фокус своего внимания от частного к более общему, от среды обитания человека к картинам природы, которая в Китае считалась зримым воплощением мироздания. За различными изобразительными мотивами стали закрепляться значения, отражающие общие или конкретные представления, что привело к изменению в соотношении жанров живописи. К сунскому времени (Х-ХШ вв.) они были дифференцированы.
В Танский период отсутствовала строгая иерархия жанров, хотя уже сложилось четкое представление о них. В то время в жанре «люди», как и в портрете, предметом рассмотрения в первую очередь был социальный аспект жизни человека. Художники разрабатывали в основном дворцовую тематику. В ней, тем не менее, преломлялись и те естественные человеческие отношения, которые были недопустимы во внешне регламентированном строгим этикетом конфуцианском обществе. Разница между жестким социальным каноном и внутренней динамикой и нестандартностью того, что происходит за конфуцианским ритуализированным стилем взаимоотношений, способствовала развитию образности этого жанра живописи. Именно в танское время в сферу жанра «люди» вводились новые изобразительные мотивы, и художников, как никогда более, интересовали отношения «человек-человек».
Элементы придворной тематики переносились художниками и в пейзажную живопись. В танское время создаются картины величественной природы, включающие в себя изображения людных праздничных шествий. Такова большая часть пейзажных свитков этого времени.
В танский период возник и иной взгляд на природу. Он был связан с поздним творчеством Ван Вэя, создавшего философские пейзажи, образность которых сложилась под влиянием чаньского учения. Внезапное озарение, при котором пропадает дуальность в восприятии феноменов и все цвета сливаются воедино, стало философско-психологической основой для монохромных пейзажей, написанных этим художником в чаньском монастыре.
До нашего времени дошли немногие работы Ван Вэя, но сохранились названия остальных. В них постоянно присутствует тема зимы, что позволило художнику сюжетно ограничить цветовую гамму своих свитков. Ван Вэй, в отличие от боль шинства других мастеров пейзажной живописи танского времени, придворных художников, писавших яркие пейзажи с применением минеральных красителей, создавал свои свитки, используя лишь тушь и белила. С помощью нетрадиционного для его времени способа - тонких градаций тона туши от густого до самого легкого, - создавалось все сложное пространственное построение в свитке. Техника «брызганной туши» (по-мо), впервые примененная Ван Вэем наряду с другими приемами монохромной живописи, получила широкое распространение сначала в Китае в Х-ХШ веках, а позже и в других регионах дальневосточного искусства.
Тема зимы определяла и образный строй свитков Ван Вэя. Она передавала идею довольно конфликтного пребывания человека в безграничной, отстраненно холодной природе, самодостаточной и замкнутой, в которой человеку еще предстояло найти свое место. Мотив поиска в творчестве Ван Вэя бьш созвучен трагической стороне чаньского религиозного опыта как явления средневековой культуры, предполагавшего предельное напряжение физических и духовных сил человека. Ван Вэй осмыслил образный строй пейзажной живописи с точки зрения новой мировоззренческой основы, что создало иное, нежели в танское время, соотношение образов человека и природы. Образность пейзажной живописи теперь была наполнена новым содержанием. Идея самостоятельного поиска человеком истоков своего существования в миро-
здании стала основной в монохромном пейзаже. Она несла в себе сакральность отчасти религиозного характера, и через это соотносилась с самыми глубокими пластами китайской гуманитарной культуры.
Новая проблематика, появившаяся в творчестве Ван Вэя в танское время, оказалась настолько всеобъемлющей с точки зрения отражения в ней общих мировоззренческих представлений, что начиная с эпохи Пяти династий (X в.) пейзаж стал ведущим жанром живописи.
Расцвет пейзажного жанра также был связан со сложением сунского неоконфуцианства, соединившего через концепцию «природы человека как дарованной Небом сущности» [151, с. 227] идеи существовавших в это время в Китае учений даосизма, конфуцианства и буддизма. Сунское неоконфуцианство синтезировало представления конфуцианства (о «гармонизации социальной иерархии как органичной части единотелесного космоса» [72, с. 98]), даосского учения (об изначально заложенном в человеке вселенском начале) и буддизма (об отсутствии противостояния человека и мира, когда человек становится воплощением «любви и мудрости») [96, с.132-133]. Буддизм также онтологизировал мораль «личного долга» [91, с. 270] перед всеми явлениями мира, обогатив, таким образом, китайские этические учения.
Неоконфуцианство дало всеобъемлющий вариант понимания природы человека и открыло новые возможности для объединения образов
человека и природы как зримого воплощения мироздания на всех возможных уровнях: наиболее общем (вселенском, где человек, в его родовом понимании, находил свое место среди явлений феноменального мира, описанных возникшей в китайской Древности триадой «Земля-Человек-Небо»), социальном, этическом и прочих. Появление этой универсальной формы осмысления мира сопровождалось расцветом пейзажной лирики и живописи, ставших классикой для всего дальневосточного искусства.
Примечательно, что по мере распространения неоконфуцианства, на второе по значимости место в иерархии жанров после пейзажа вышел жанр «цветы и птицы», в котором также изображались природные формы. Образность жанра «цветы и птицы» предполагала несколько уровней символического прочтения <5>, что ставило данный жанр рядом с пейзажем, в котором художники из-за большего набора живописных средств имели более широкие возможности для художественного преломления общих мировоззренческих идей.
Из всех существовавших в это время жанров живописи только пейзаж и жанр «цветы и птицы» были тесно связаны с представлениями китайцев о строении мира. Как отражение этого сложился монументальный стиль в пейзаже, который активно развивался художниками в период Пяти династий (X в.) и в северо-сунское время (Х-ХП вв.) [275, с. 343]. В монументальных пейзажах передавались необъятность мира и все многообразие
проявлений природы. Образ человека был раскрыт в своем наиболее общем, родовом аспекте и воспринимался как часть триады «Земля-Человек-Небо» <6>. А образность жанра «цветы и птицы» прежде всего была связана с передачей внутреннего мира человека. Природные формы в этом жанре воспринимались сквозь призму тех значений, которыми наделял их художник, выражая различные состояния своей души.
Более личностное значение изображения в жанре «цветы и птицы» и образность монументального пейзажа соотносились как две стороны медали. Неслучайно в конце Северо-сунского периода возникли произведения живописи, которые решали проблему внутреннего мира человека уже средствами пейзажа.
В сунское время именно пейзаж и жанр «цветы и птицы» отражали всю сложность наиболее общих мировоззренческих построений, и в сопоставлении они представляли новое, по сравнению с живописью танского времени, соотношение общего и конкретного. В X веке проблема общего и конкретного в живописи на свитках была отражена уже не только на уровне изобразительных мотивов, но и в самой системе жанров.
В пейзаже изображалась природа со всеми составляющими ее рядами объектов: горы, воды и все, что в них присутствовало, в том числе и человек, который воспринимался как часть мира, равноценная прочим. По своему образному строю и изобразительным приемам монументальный пей-
заж предполагал свободу и широту интерпретаций. За ним была закреплена возможность передачи наиболее общих представлений о соотношении всех частей мироздания.
В «цветах и птицах», как правило, изображались только два мотива, давшие название жанру. Тема человека здесь присутствовала опосредованно, через значения малых природных объектов, выражающих внутренний мир человека. Образность этого жанра была связана с использованием художниками устойчивого арсенала символических значений, что предопределило, в свою очередь, узость набора изобразительных мотивов и определенность изобразительных средств.
Если в монументальном пейзаже воплощалось представление о всем мироздании, выраженное триадой «Земля-Человек-Небо», то за жанром «цветы и птицы» была закреплена составляющая «Человек». Художники изображали малую, ограниченную определенными значениями часть мироздания. Она являлась знаком неизображенного здесь человека, представляла его образ в родовом понимании, парадоксально отражая сложность конкретных проявлений его внутреннего мира.
Истоки этого кажущегося противоречия были заложены в недифференцированности жанров живописи в танское время, когда художники, пытаясь выразить всеобщее, из отдельного составляли единое. Как только сложилась иерархия жанров, ранее скрытое противоречие было осознано, что
потребовало новых изобразительных средств и композиционных приемов, которые возникали, развивались и трансформировались на протяжении всего Сунского периода.
Образность, зародившаяся еще в дотанский период, в XIII веке исчерпала себя, вызвав взрыв парадоксов чаньской живописи в существующих изобразительных рамках. Весь изобразительный строй живописи предыдущего периода был разъят на отдельные составляющие части и, претерпев трансформацию в соответствии с чаньским видением мира, уже в новой, абстрагированной от прежнего содержания форме продолжил свое существование в культуре других стран Дальнего Востока.
В Южно-сунский период наметился интерес к конкретным явлениям, в связи с чем в более позднее время акцент был перенесен с воплощения сущностной идеи в изображенных формах на самоценное воспроизведение отдельных элементов самого художественного языка. Поэтому, начиная с Юаньского периода, объектами внимания художников стали явления, находившиеся ранее на периферии художественного сознания или бывшие составляющими более крупных явлений. Так, особенно с эпохи Мин (с конца XIV века) художники обращаются к изображению отдельного и неожиданного, единичного и изящного. Этот процесс отчасти был связан также с исчерпанием образности живописи ко времени Юань.
Возникшая в танское время система жанров в живописи изменялась в период Пяти династий
(X в.) и в Сунский период (Х-ХШ вв.). Начиная с периода Юань (XIII-XTV вв.) для художников стали важны не новые изобразительные мотивы, что ранее способствовало развитию живописных жанров, а сама игра штрихов на изобразительной поверхности. Она приводила к вершинам декоративной красоты в живописи, хотя зачастую строилась за счет использования уже наработанного арсенала изобразительных средств.
По сути дела, произошло перенесение качеств, выявленных при наблюдении над одним явлением, на другое и отчуждение свойства от предмета, который оно в действительности характеризовало. В какой-то мере это определило выход живописи к новой проблематике и отразило эволюцию художественного мышления от описательности «что» к выразительности «как». Это дало повод применительно к юаньской живописи употреблять категорию «цюй» (очарование, прелесть), тогда как эстетический принцип предшествовавшей ей сунской живописи обозначается категорией «ли» (всеобщая структура), связанной с вечными, сущностными проявлениями [129].
В Юаньский период, когда резко изменилась политическая ситуация в связи с приходом к власти не китайской по происхождению династии, [196, с. 4] живопись, и ранее косвенно обслуживавшая императорский ритуал, теперь впрямую была использована в идеологических целях. Приглашенные ко двору живописцы по традиции работали в Императорской Академии живописи с ее
уже установившейся системой жанров, которой и должны были придерживаться. Художники, не желавшие служить новой династии, сознательно обращались к живописному наследию «золотого века», который ассоциировался у них с культурой Сунского периода и с живописной системой того времени, что также не способствовало появлению новых жанров в живописи. Такая ситуация, в основном, сохранялась в живописи после XIV века.
В предыдущий же, Сунский период главным жанром живописи стал пейзаж, который изменялся наиболее радикально. Эволюция жанра сопровождалась постоянным поиском нового соотношения образов человека и природы, которому соответствовали определенные открытия в изобразительном строе китайской живописи.
Глава 2
Трактовка традиций северо-сунского
пейзажа в южно-сунской академической
пейзажной живописи
Южно-сунский академический пейзаж представляет собой средний этап в развитии традиции сунской пейзажной живописи. В нем была продолжена проблематика академического пейзажа, «живописи образованных людей» (вэнь-жэньхуа) северо-сунского времени. Он отчасти повлиял на изобразительные характеристики южно-сунской чаньской школы.
В целом, особенности композиционного построения, способы представления изобразительных мотивов, использование технических приемов письма в южно-сунском академическом пейзаже обусловлены редуцированием формальных свойств северо-сунского монументального пейзажа, который является наиболее развернутым живописным воплощением широкой картины природы как модели устройства мира. Природа в северо-сунском пейзаже представлена как единое гармоничное целое, в котором все явления мира присутствуют как ряды объектов [65, с. 43-52]. Все, что происходит в пейзаже («горы-воды»), все, что в нем находится, располагается среди гор или в воде. Гора - это «не гора одна, которая здесь задумана и изображена, а гора со всем вокруг нее: лесами, водами, облачностью и туманами и тысячью мелочей как единое целое» [349, с. 170]. Основная «фабула» пейзажного изображения - это представление природного мира во всем многообразии его сущностных проявлений, которые воплощают бесконечность его конкретики. Единое воспринимается здесь не как абстрактная общность, а как «конкретная целостность» [65, с. 43-52), «актуальная бесконечность», данная «средствами конечного». «Средствами бесконечного» [88, с. 34] она будет передаваться в чаньской живописи.
Изображаемая природа в северо-сунском пейзаже отражает сущностные характеристики наиболее общего представления о мироздании, одна из которых - принципиально динамическое состояние всех его составляющих. В наиболее совершенных произведениях (пейзажи Фан Куаня, Сюй Дао-нина, Го Си) северо-сунский пейзаж - это картина «функционирования» мира через взаимодействие форм изображенной природы, которые составляют несколько взаимно дополняющих друг друга тем (горы, вода, пустота, человек и т.д.) и воспринимаются в их родовом аспекте как составляющие мироздание. Это значение в северо-сунском монументальном пейзаже несут все изобразительные мотивы, в том числе и те, что связаны с темой человека (фигура человека в различных состояниях, архитектурные мотивы). Они, в свою очередь, как совокупность объектов представляют человека в его родовом аспекте и отражают этапы восхождения человека к состоянию единения со всем мирозданием. Тема человека в своем символическом наполнении позволяет раскрыть образность всей широкой картины природы.
Живописное воплощение данной образности бьшо обусловлено определенными формальными свойствами северо-сунского монументального пейзажа, его сложным пространственным построением. На теоретическом уровне это было отражено в сформулированном в XI веке художником и теоретиком искусства Го Си принципе «трех далей» (сань юань): высокая (гао) - стоя у основания горы, видеть вершину; глубокая (шэн) - видеть основание горы; ровная (пин) - стоя рядом с горой, видеть горы вдалеке [342, с. 87].
Этот принцип является всеобъемлющим объяснением особенностей взаимосвязи многочисленных частей изображения, не строго соотнесенных между собой масштабно. Он определяет нефикси-рованность позиции зрителя, который при восприятии свитка включается в общее для всего изображения движение всех частей мира, наблюдая его в подробностях с высоты птичьего полета и приобщаясь таким образом к его универсальности.
Важную роль в передаче этой необъятной картины природы играют живописные пустоты. Они органично включены в общую структуру изображения, сюжетно обусловлены, то есть могут быть «прочитаны» в общей системе природных проявлений как атмосферные явления, водные глади, долины. При этом пустоты используются как элементы пространственного построения для соединения различных частей изображенного мира, что в целом создает гибкую и динамичную картину изоморфной совокупности его проявлений [68, с. 50], основой связи которых является их функционирование [67, с. 52-53].
Пустота в китайской культуре всегда ассоциировалась с принципиально не проявляемым истоком существования мира - Дао. Это понятие является одной из наиболее важных категорий китайской живописи.