Отрядное дело: «Школа юных сыщиков»




Цель — формирование представления содержания и положительного отношения к работе следственных органов путем проведения КИП для школьников среднего возраста в рамках конкурса «Вожатый года — 2019».

Задачи:

1) Привлечь внимание детей среднего школьного возраста к важности работы следственных органов, оказать влияние на развитие гражданской ответственности, правового самосознания;

2) Способствовать развитию и углублению логических, дедуктивных и коммуникативных навыков, умений взаимодействовать в малых социальных группах;

3) Мотивировать на дальнейшее развитие образного и абстрактного мышления.

Форма дела — конкурсно-интеллектуальная программа.

Актуальность: Правительством Российской Федерации установлена программа патриотического и гражданского воспитания подрастающих граждан в целях формирования базовых ценностей, гражданских идеалов и жизненных ориентиров. В разрезе этой программы особенно актуально встает вопрос деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве и отношение к этому молодежи. Отрядное дело направлено на привлечение интереса детей в игровой форме к профессиональной деятельности следственных органов, знакомство с качествами, необходимыми для работы следователем, а также формирование представления о работе следственных органов.

Возраст участников: 11-17 лет.

Количество участников: 4 команды по 5 человек, примерно 20 человек.

Место проведения: закрытое помещение с проектором + 4 стола со стульями по количеству участников.

Материальное и техническое обеспечение: ПРОЕКТОР, презентация, карандаши, распечатанная раздатка (бейджи, лабиринты, загадки инспектора Варнике, дипломы сыщиков), флажки, бумага, ручки.

Планируемые результаты:

1) Около 20 детей среднего школьного возраста ознакомлены с работой следственных органов, оказано влияние на развитие гражданской ответственности, правового самосознания;

2) Углублены дедуктивные, логические и коммуникативные навыки детей среднего школьного возраста, улучшено взаимодействие в устоявшейся малой социальной группе;

3) Дети замотивированы на дальнейшее знакомство со следственными органами, на развитие образного и абстрактного мышления.

Ход отрядного дела:

1 этап: Игра на знакомство, жеребьевка на команды.

2 этап: Загадки на смекалку. С использованием проектора и презентации представление загадок. Команды отвечают по поднятому флажку: кто первый поднял, тому дается право первого ответа. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

3 этап: Загадки на логику. С использованием проектора и презентации представление загадок. Команды отвечают по поднятому флажку: кто первый поднял, тому дается право первого ответа. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

4 этап: Игра на ловкость. Баллы присуждаются ловцам за каждый пойманный палец.

5 этап: Лабиринты. Каждой команде выдается распечатанный лабиринт из которого на время необходимо найти выход. Первым нашедшим присуждается 4 балла, вторым — 3 балла, третьим — 2 балла, четвертым — 1 балл.

6этап: Следы. Каждой команде выдается распечатанный лист с изображениями следов и пустыми полями для записей ответов. На экране также выводятся следы и персонажи, которым они могут принадлежать. Задача ребят соотнести отпечатки обуви и людей и записать свои ответы. За каждый правильный ответ команде будет присуждаться 1 балл.

7 этап: Загадки инспектора Варнике. Каждой команде выдается распечатанный лист с текстом и изображением к загадке, загадки не повторяются. Задача — найти решение к детективной задаче за ограниченное количество времени — 5 минут. После этого — представление загадки и результатов решения остальным командам. В зависимости от близости к решению командам присуждается от 1 до 4 баллов.

8 этап: Подведение итогов, вручение дипломов сыщика. По итогам подсчета баллов юным детективам выдаются дипломы с оценкой отлично (победители) или хорошо, а также призы.

9 этап: Обратная связь. Вместе с дипломами каждому участнику выдается бланк оценки, где каждый ребенок может закрасить от 1 до 5 звездочек в зависимости от оценки отрядного дела.

 

Сценарный ход:

1 этап: Игра на знакомство, жеребьевка на команды.

Ведущий: Доброе утро, юные дамы и господа! Позвольте представиться, меня зовут Лера Холмс и я — лучший сыщик и детектив, гений дедуктивной мысли и непревзойденный маэстро следствия! А это мой помощник доктор Ватсон…, ой, а где это он?

Ах да, доктор Ватсон же ушел на пенсию… Но кто же мне тогда будет помогать в моих расследованиях?.. Дамы, господа, а вы не хотите стать сыщиками, известными на весь земной шар, умными как самая большая энциклопедия, смелыми как львы и отважными как самые настоящие детективы?

Ой, ну что же это я спрашиваю? Конечно же, хотите! Для вас откроет свои двери Школа Юных Сыщиков! А чтобы туда попасть, нужно обязательно пройти вступительные испытания. Для этого сейчас каждый должен будет поочереди представиться и назвать качество, без которого не может обойтись ни один сыщик! И повторяться в качествах нельзя.

 

Ведущий: Отлично, юные сыщики, вы все справились с испытаниями и получили свои удостоверения! Обязательно напишите на них свои имена и приклейте на грудь слева, для этого там есть клейкая лента. А еще, если вы еще не заметили, на ваших бейджиках написан номер команды, с которой вы будете учиться. Найдите сейчас ребят из своей команды и сядьте за один стол. У нашей школы есть девиз, который должен знать каждый студент! Выучим его?

«Раз, два —

Мы идем!

Три, четыре —

Мы найдем!

Ничего от нас не скрыть,

Сыщик должен победить!»

Отлично, теперь мы знаем девиз нашей школы и всегда можем показать, где мы учимся и как мы круты! А то, как вы его запомнили, я еще обязательно проверю.

 

2 этап: Загадки на смекалку.

Прежде всего, каждый сыщик должен уметь быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях. Попробуем свои силы?

У каждого из вас на столах лежит по флажку. Именно им вы должны сигнализировать, что ваша команда готова дать ответ. Выкрикнутые вслух ответы не засчитываются. За каждую загадку вы будете получать один балл. Дается полторы минуты на размышления. А еще какой сыщик без дисциплины? За шум и выкрикивание ответов без поднятого флажка у команды будет сниматься один балл.

Загадки:

1) Кузнецу принесли 5 обрывков цепи, по 3 звена в каждом обрывке, и заказали соединить их в одну цепь:

Какое наименьшее количество звеньев надо будет разогнуть, чтобы соединить все обрывки в одну цепь?(3 звена – раскрыв одну сцепку)

2) Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев?(карта)

3) Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернётся обратно. Можно ли бросить теннисный мяч, чтобы он вернулся обратно?(вверх)

4) Школьники 5-го класса одной Челябинской школы совершили автобусную экскурсию в Магнитогорск. Один из них, рассказывая дома об этой поездке, нарисовал следующую картинку:

Можно ли по этой картинке определить, куда идёт автобус, в Челябинск или в Магнитогорск?(Челябинск, потому что не нарисованы двери)

 

3 этап: Загадки на логику.

Ведущий: Ничего себе, в мое время студенты не были такими умными! А загадки на логику тоже сможете решить?

Правила такие же, что и раньше.

Загадки:

1)Три мальчика — Коля, Петя и Ваня — отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы он отправился в магазин один?(3 копейки)

2) Шла крестьянка по дороге в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке — по коту. Сколько всего существ направлялось в Москву? (одна крестьянка)

3) Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11, кроме февраля)

4) Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего было гусей?(3)

 

4 этап: Задание на ловкость.

Ведущий: Чтобы поймать преступника, нужно быть очень ловким, быстрым и в меру удачливым! Именно это мы с вами будем проверять сейчас.

Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

 

5 этап: Лабиринты (дополнительный этап).

Ведущий: Решать загадки они умеют, решения принимают быстро, логика развита… Не юные сыщики, а гении! Посмотрим как они будут искать выход! Я тут нашла у себя замечательные лабиринты и очень надеюсь, что вы сможете найти выход!

Раздатка в приложении.

Первым нашедшим присуждается 4 балла, вторым — 3 балла, третьим — 2 балла, четвертым — 1 балл.

 

6 этап: Следы.

Ведущий: Каждый сыщик должен уметь расшифровывать следы! Опытному следователю следы, оставленные преступником, скажут очень многое о его личности: рост, вес, возраст, особенности телосложения, травмы. Теперь пришло время и вас научить этому.

Каждая команда сейчас получит лист, на котором будут нарисованы отпечатки, а на слайде будут предложены варианты людей. Вам необходимо найти соответствия и подписать ответы. За каждый правильный ответ команде будет присуждаться один балл.

Раздатка в приложении.

 

7 этап: Загадки инспектора Варнике.

Ведущий: Вот вы и прошли почти всю программу подготовки сыщиков. Теперь впереди остался только один самый главный экзамен, который вы легко преодолеете!

Перед вами лежат загадки знаменитого инспектора Варнике, который предлагает вам решить настоящее дело. Воспользуйтесь всей своей смекалкой и знаниями!

На решение задачи у вас есть 7 минут, после чего каждая команда должна будет выйти к доске и рассказать загадку и свое решение или догадки. У каждой команды есть 1 подсказка.

Раздатка в приложении.

 

8 этап: Подведение итогов, вручение дипломов сыщика.

Ведущий: Поздравляю вас, юные сыщики! Вы с успехом окончили школу сыщиков и уже готовы самостоятельно расследовать дела. Осталась одна маленькая, но очень важная деталь — выдача дипломов!

*выдача дипломов и призов за отличное окончание*

Еще раз поздравляю вас! Вы теперь дипломированные сыщики.

9 этап:

Ведущий:Но с дипломами вы также получили листы оценки нашей школы, на которой нарисованы 5 звездочек, раскрасьте столько из них, на сколько оцениваете нашу школу и обязательно сдайте их мне!


 

Список источников

1. Юридическая психология: сайт. — URL: https://yurpsy.com/files/tren1.htm (дата обращения: 15.10.2019).­­ — Текст: электронный.

2. Разведческие игры: сборник / А.С. Каркач. — Москва, 2002. — 102 с.

3. Тебе, вожатый!:учебно-методическое пособие / Т.П. Гаврилова, О.В.

4. Лесникова, ГОУ ВПО "Перм. гос. пед. ун-т". — Пермь, 2010. — 61 с.


 

Приложения

 

 

Традиционный конгресс криминалистов в этом году было решено закончить сюрпризом: лучшим детективам шести стран предстояло померяться силами при расследовании уголовного происшествия. В салоне отеля, где проходил конгресс, наш старый знакомый, Шерлок Холмс огласил условия соревнования: как только в парке, окружающем отель, прозвучит выстрел или раздастся крик, криминалисты должны поспешить туда, как можно быстрее выяснить, что произошло, и попытаться обнаружить злоумышленника. Использовать какие-либо технические средства запрещается. Победит тот, кто быстрее всех раскроет "преступление".

Прошло довольно много времени, уже близилась полночь, но ничто не нарушало тишины.

- Это бесконечное ожидание начинает меня раздражать, - заметил доктор Уотсон.

Инспектор Варнике молча встал и вышел в соседнюю комнату.

- Куда вы? - спросил Уотсон.

- Надо приготовиться к операции, - ответил Варнике и, не включая света, поудобнее уселся в кресло. Уотсон только улыбнулся в ответ.

Через несколько минут прозвучал выстрел. Инспектор Варнике выбежал в парк и первым обнаружил "жертву преступления" и напал на след убегавшего "преступника".

Шерлок Холмс торжественно вручил ему приз - золотую трубку.

- Раскройте, пожалуйста, моему другу Уотсону свой секрет, - попросил "отец криминалистов", улыбаясь. - Какое преимущество было у вас по сравнению с другими участниками состязания?

Что ответил Варнике?

 

Ответ: Инспектор ответил следующее: "Приступая к операции, мне не нужно было привыкать к темноте, как моим коллегам, так как непосредственно перед выстрелом я находился в неосвещенной комнате".

Тетя Адельхайд, которая ждала своего знаменитого племянника недалеко от сберегательной кассы, бросилась ему навстречу, не скрывая своего нетерпения. Какая-то женщина только что вырвала у нее сумочку с деньгами и тотчас же исчезла.

- Скорее всего она скрылась в самой сберегательной кассе, - заметил инспектор Варнике. - Попробуем ее найти.

И в самом деле, тетя Адельхайд сразу увидела свою сумку, которая стояла на скамейке между двумя женщинами. Она была раскрыта. Когда инспектор бросил внимательный взгляд на сумку, обе женщины, заметив это, встали и прошли в другой конец комнаты. Сумочка осталась на скамье.

- Но я не знаю, которая из них украла мою сумку. Я не успела ее разглядеть, - сказала тетя.

- Ну, это пустяки, - ответил Варнике. - Допросим обеих, но думаю, что сумку у тебя украла та, у которой...

Кого обвинил инспектор Варнике?


Ответ: Если бы воровкой была бы женщина с больной рукой, то она поставила бы сумку справа от себя. Но сумка стоит рядом с ее больной рукой. По всей вероятности, ее украла другая женщина.

Много раз привлекавшийся к суду Эдди Броц по кличке "Одноглазый" ночью был задержан за очередное нарушение порядка. На следующее утро в этом же городе в прихожей собственной квартиры был обнаружен труп вдовы Н. Судебной экспертизой было установлено, что смерть последовала от удушения. Инспектор Варнике вызвал на допрос одноглазого Эдди, который заявил, что накануне вечером он действительно побывал у некоторых своих "клиентов". На внезапный вопрос инспектора, принадлежала ли к числу его "клиентов" вдова Н., Эдди заявил, что смерть вдовы к нему никакого отношения не имеет. Тогда инспектор спросил его, откуда он знает о смерти вдовы. Эдди ответил, что, проходя мимо ее дома, заглянул в замочную скважину и увидел ее лежащей на полу. Он позвонил, но на звонок никто не вышел. После осмотра квартиры вдовы инспектор приказал арестовать Эдди по подозрению в убийстве.

Каким образом инспектору удалось установить, что Эдди лгал?

Ответ: Несомненно, инспектор Варнике тоже заметил, что на двери квартиры вдовы Н. нет звонка. Но значительно более важным оказалось другое обстоятельство. Как убедился инспектор, расположение замка в двери таково, что через замочную скважину можно посмотреть только правым глазом. А правого глаза у Эдди нет.

 

 

— Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене — а она сегодня возвращается от своих родителей, — каким образом ее ваза оказалась разбитой?

— Я не могу понять, почему вы, господин Вальдемар, так боитесь своей жены. Вы вот пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажете жене, как все произошло.

Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?

Ответ: Общеизвестно, что очки никогда не запотевают, если выйти из теплого помещения на улицу, где воздух обычно более холодный.


Задание: Подпиши в пустые поля имена тех, кто оставил такие следы. А еще внизу обязательно подпиши номер своей команды и имена ребят.

     
 
 
 
 
 

 

Команда №______

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: