Влияние меньшинства. Лидерство и руководство в малых группах




Тема. Социальная психология малых групп.

1. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в своем развитии.

Конформизм и групповое давление

Такое явление как групповое давление получило название «конформности» (конформность от лат.сonformis – подобный, сообразный; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы).

Конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы. Конформность выступает способом разрешения осознанного конфликта между личным мнением и мнением группы в пользу последнего.

 

Внутренняя конформность. Внешняя конформность-

Внутренняя конформность (личная) – внутреннее принятие позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованной и объективной, чем своя точка зрения. Этот тип конформизма состоит в том, что человек перестает доверять своим впечатлениям, искренне следуя и подчиняясь мнению группы.

Внешняя конформность (публичная) – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать санкций со стороны группы. Это тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушать единодушие группы.

В историческом плане явление конформизма в социальной психологии было открыто американским психологом С. Ашем. Большинство экспериментов по изучению конформности проводилось с помощью подставной группы. Испытуемому предлагалось сравнивать длину отрезков, площадь геометрических фигур и т.п. подставная группа представляла заведомо неправильный ответ, что давало возможность экспериментатору отслеживать изменения мнений испытуемого – «наивного субъекта».

Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется рядом причин, в том числе:

· характеристиками человека, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр. Так, девочки более конформны, чем мальчики, с возрастом отмечается уменьшение степени конформности, а в 15-16 лет степень конформности становится постоянной. Причиной конформности может выступать стремление человека нравиться, получить одобрение или избежать порицания со стороны других людей. Отмечается также наличие зависимости между уровнем интеллекта, развитием самосознания и склонностью к конформности, - чем ниже интеллект, тем больше вероятность конформного поведения;

· характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, единодушие большинства, наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения. Эмпирически было установлено, что увеличение группы до 3-4 человек, вместо 2, ведет к возрастанию податливости влиянию со стороны группы, дальнейшее увеличение размера группы до 10-15 человек не оказывает влияния на уровень конформности.

Влияние меньшинства. Лидерство и руководство в малых группах

Влияние меньшинства. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения.

Лидер - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. (Краткий словарь по социологии (М., 1988))

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. (Психология:Словарь (М., 1990))

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

Основные функции лидера:

· организация совместной жизнедеятельности группы в различных ее сферах;

· выработка и поддержание групповых норм;

· представительство группы во внешних структурах, принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

· установление и поддержание нормальных социально-психологических отношений в группе.

Типы лидеров:

1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, пресечении

инициативы членов группы, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Авторитарный руководитель:

· не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция;

· его подчиненные не слишком откровенны со своим руководителем, и о многих событиях в группе он может не знать;

· принятие решений и их поддержка членами группы зависят от авторитета руководителя. Сами решения доводятся до подчиненных в ясной, конкретной и четкой форме;

· авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может ускорить формирование неформальных микрогрупп;

· очень внимательно относится к контролю, который выступает преобладающей управленческой функцией;

· четко планирует работу, выполнение всех дел в соответствии со сроками, оперативно принимает решения по важным вопросам функционирования группы.

Этот стиль целесообразен и оправдан:

· в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов, в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий и т.п.;

· на первых этапах создания нового коллектива;

· в коллективах с низким уровнем сознательности членов этого коллектива;

· в армии.

 

Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в

группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании.

Демократический руководитель:

· имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает, но и продлевает принятие решений;

· обладает особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.

Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Наблюдается относительно высокая степень удовлетворенности членов группы своей деятельностью и положением среди коллег. Тем не менее, у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством

руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет им самостоятельность в достижении конечных результатов.Руководитель – либерал старается использовать власть, основанную на вознаграждении, экспертную, либо эталонную власть.

Наиболее успешно руководитель-либерал управляет тем коллективом, в котором есть знающие и энергичные помощники (заместители), которые могут взять на себя функции руководителя.

Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический, попустительский. «Максимум демократии», «минимум контроля».

 

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от

управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы:

· группа существует самостоятельно, и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности;

· постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается, увеличивается фамильярность в обращении друг с другом.

В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть, и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении. В то же время попустительский стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: