Перечень вопросов по дисциплине «Экономика фирмы»,
(2017 / 2018 учебный год)
1. Сущность организации, ее основные функции, ключевые переменные внутренней среды организации.
2. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
3. Понятие «юридического лица», краткая характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций.
4. Основные этапы создания организации, инвестиционный проект, показатели эффективности инвестиций.
5. Капитал фирмы, виды, показатели эффективности использования.
6. Основные фонды: сущность, состав, виды износа, амортизация, показатели эффективности использования и пути её повышения.
7. Оборотные средства фирмы, их виды, определение потребности в оборотных средствах, показатели эффективности использования.
8. Анализ, планирование и нормирование товарных запасов, пути ускорения оборачиваемости товаров.
9. Особенности организации и нормирование труда в компании.
10. Организация заработной платы, системы оплаты труда, оценка эффективности использования средств на оплату труда.
11. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов в организации, пути повышения производительности труда.
12. Информация: сущность и особенности как ресурса организации.
13. Розничный и оптовый товарооборот организации: сущность, методы анализа, особенности прогнозирования и планирования.
14. Показатели качества продукции и основные системы управления качеством.
15. Сущность расходов фирмы, классификация затрат, факторы, влияющие на уровень затрат.
16. Анализ издержек обращения фирмы, условно-постоянные и условно-переменные издержки, показатели эффективности использования.
17. Особенности планирования отдельных статей затрат.
18. Ценовая политика коммерческой организации, стратегии и методы ценообразования.
19. Виды прибыли фирмы, особенности расчета, функции прибыли, факторы, влияющие на ее величину, направления использования прибыли.
20. Налогообложение деятельности организации: виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки.
21. Система показателей рентабельности.
22. Сущность риска, виды рисков, методы оценки и особенности управления.
23. Комплексный анализ деятельности организации.
24. Оценка финансового состояния организации.
25. Особенности планирования и управления в организации. Краткая характеристика основных разделов бизнес-плана.
26. Организация службы маркетинга в компании, основные этапы маркетинговых исследований.
27. Инновационная деятельность организации: сущность, значение и типы инноваций; инновационный процесс и жизненный цикл инновации.
28. Сущность логистики и виды микрологистических систем.
29. Основные элементы ресурсного потенциала организации, условие наращивания экономического потенциала.
30. Учетная политика и организация аналитической деятельности в компании.
1. Сущность организации, ее основные функции, ключевые переменные внутренней среды организации.
Организация – самостоятельный хозяйствующий субъект с неопределенным сроком существования, включающий обособленный имущественный комплекс, на базе которого профессионально организованный трудовой коллектив осуществляет постоянную совместную деятельность по удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах с целью получения прибыли.
К основным функциям организации относятся:
- производство продукции в соответствии со спросом на рынке, повышение ее качества;
- реализация продукции потребителю;
- послепродажное обслуживание;
- совершенствование процесса производства (реализации) продукции, организационной структуры и управления;
- соблюдение государственных законов, стандартов и нормативов;
- уплата налогов, внесение взносов и осуществление платежей в бюджет.
Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм организации, представленный снабженческими, производственными, маркетинговыми, управленческими, сбытовыми и другими структурами, включая соответствующие кадры, имущество и информацию. Основными переменными в организации, которые требуют внимания руководства, являются цели, структура, задачи, технологии и люди.
Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа работников в процессе совместной деятельности. Так, чтобы получить прибыль, организация должна сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, социальная ответственность. При этом цели подразделений должны быть согласованы с главной целью организации и не вступать в противоречие с целями других ее подразделений.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, выстроенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две основные концепции структуры организации:
- специализированное разделение труда;
- сфера контроля.
В современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, то есть за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.
Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и, в значительной степени, возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми — сверху вниз, до самого первого уровня организации — во многих случаях определяет, насколько производительной может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда, то есть отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешного функционирования организации. Преднамеренное вертикальное разделение труда создает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.
Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Широкая сфера контроля предполагает, что одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления. Узкая сфера контроля предполагает, что каждому руководителю подчиняется малое количество людей, тогда сфера приобретает многоуровневую структуру.
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности, но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, то организация будет действовать успешно.
Задачи делят на три категории:
- работа с людьми;
- работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
- работа с информацией.
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Таким образом, технология – это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.
Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход. Выделяют три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:
- поведение отдельных людей;
- поведение людей в группах;
- характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
2. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
Внешняя среда организации может быть определена как множество сил и субъектов (факторов воздействия внешней среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на функционирование организации и действующих за ее пределами. Организации полностью зависимы от факторов внешней среды, которые определяют эффективность и целесообразность их работы. Чтобы выжить, предприятие вынуждено приспосабливаться к этой среде.
Факторы внешней среды прямого воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- население, живущее вблизи организации;
- поставщики компонентов производства;
- потребители продукции;
- конкуренты;
- государство;
- контактные аудитории.
Население – главный фактор внешней среды, в интересах и при участии которого создается организация. Это главный потребитель продукции и поставщик рабочей силы. Поставка персонала – это работа по планированию и подбору персонала через центры занятости, агентства по подбору, подготовке и переподготовке кадров, которая проводится с целью формирования производственного коллектива высокопрофессиональных работников.
Поставщиков можно классифицировать как:
1. Поставщиков материальных ресурсов. Для их подбора требуется анализ цен, условий поставки, их возможностей.
2. Поставщики технологий и техники. Техника развивается, совершенствуется. Предприятие использует технические и технологические изменения для получения преимуществ среди конкурентов. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и скорость продажи продуктов, на изменение численности и качественный состав рабочей силы. От реагирования предприятия на новые разработки зависит эффективность производства.
3. Поставщики финансовых ресурсов – это банки, инвестиционные компании, государственные и пенсионные фонды, лизинговые компании, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и др.
Потребители формируют рынок сбыта. Выживание организации зависит от ее способности находить потребителей своей продукции и удовлетворять покупательские запросы. Потребители рассматриваются с точки зрения ценообразования, возможности предоплаты, использования системы скидок и т.д.
Конкуренты определяют условия функционирования и величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий для работы. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода продукцию можно продать, и какую цену за нее запросить. Потребители – не единственный объект соперничества организаций. Организации также ведут конкурентную борьбу за материальные, финансовые и трудовые ресурсы, право использовать технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Государство регулирует экономическую деятельность через нормативные правовые акты посредством установления налоговых льгот, субсидий, налоговых ставок, ставки рефинансирования, государственных закупок, дотаций и других инструментов. Органы государственного регулирования уполномочены устанавливать порядок ведения финансовой отчетности, выдавать лицензии, устанавливать таможенные пошлины, режим труда и т.д.
Контактные аудитории – это внешние силы, непосредственно воздействующие на принятие решений предприятия и преследующие различные интересы, связанные с его деятельностью. К ним относятся государственные учреждения надзора предпринимательской деятельности; средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры, рекламные агентства); общественные организации (профсоюзы), общины, религиозные организации. Крупные организации создают специальные подразделения по связям с общественностью.
Факторы внешней среды косвенного воздействия не поддаются формализованному описанию. Информация по ним часто не имеет количественного и однозначного толкования. К факторам внешней среды косвенного воздействия относят: политические, экономические, социально-культурные, демографические, международные.
Политическая ситуация в стране влияет на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Фактор политической стабильности играет существенную роль для деятельности отечественных и зарубежных организаций. К основным экономическим факторам относятся:
- инфляция (сокращает покупательную способность потребителей и спрос на продукцию);
- новые налоги и налоговые ставки (изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности организаций и населения);
- уровень процентных ставок на капитал (делает выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры);
- уровень занятости (определяет наличие свободных рабочих мест, что влияет на уровень заработной платы персонала).
Факторы социально-культурной среды (стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества) влияют на поведение покупателей и определяют специфические установки для хозяйственной деятельности. Жизненные ценности и традиции влияют на успешность деятельности, на спрос на отдельные товары.
Среди демографических факторов наиболее важными признаются две группы:
- изменение численности населения (снижение рождаемости, повышение уровня смертности, прирост населения);
- изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.
Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы) влияют на деятельность организаций в различных странах.
Организация создается для работы в определенных условиях внешней среды. Если эти условия становятся критическими для ее технико-организационной системы, то она перестает функционировать.
3.Понятие «юридического лица», краткая характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций.
Согласно положениям ГК РФ предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 ГК РФ).
Согласно статье 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Вне зависимости от вида, масштаба или сферы хозяйственной деятельности все предприятия функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организационно-правовые формы определяют порядок учреждения предприятия, ответственность и правомочия ее участников, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования или ликвидации организации.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций, действующих в России, установлены Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). В настоящее время ГК РФ закреплено право на существование различных организационно-правовых форм коммерческих организаций, имеющих права юридических лиц. Предприятия, рассматриваемые как коммерческие организации, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Производственные кооперативы (артели) – это добровольные объединения граждан для ведения совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на базе имущественных паевых взносов (минимальный размер взносов не определяется). Паевой фонд – совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенного и созданного в процессе деятельности. Членов кооператива должно быть не менее пяти. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере и в порядке, установленном уставом кооператива. Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утвержденный общим собранием его членов. Всем участникам предоставляются равные права в управлении, независимо от размера имущественного взноса. Каждый член кооператива имеет только один голос, прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов и не зависит от размера пая. Учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации со складочным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников). Складочный капитал – совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесенных в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности. Хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).
Полные товарищества – объединения лиц, основанные на личном участии в делах товарищества. Его участники обязаны участвовать в его деятельности. Каждый имеет право на ведение дел, представительство и управление. Полное товарищество может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Учредительным документом полного товарищества служит учредительный договор. Решения в полном товариществе принимаются единогласно: предполагается, что каждый участник имеет один голос. За счет взносов участников образуется складочный капитал (его минимальный размер законодательно не регламентируется).
Участники товарищества (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Предпринимательская деятельность каждого из его участников считается деятельностью самого товарищества – юридического лица. По обязательствам полного товарищества любой из участников отвечает всем своим имуществом. Этим обусловлены особенности правового положения данной формы предприятия и его участников: товарищества основаны на лично доверительных отношениях и развиваются как формы семейного предпринимательства. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале или в ином порядке по договоренности между участниками (если такое предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников). Каждый участник, получив часть прибыли, в установленном порядке исчисляет налог, который вносит в бюджет.
В товариществе на вере (коммандитное товарищество) кроме полных товарищей предполагается наличие одного или нескольких участников-вкладчиков (коммандитистов), которые не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества, а их вклады становятся собственностью товарищества. Коммандитисты имеют доход с вклада и отвечают по обязательствам в пределах сумм внесенных ими вкладов.
В товариществе на вере из балансовой прибыли вносится в бюджет налог на прибыль, установленный для юридических лиц. Другая часть прибыли направляется вкладчикам (коммандитистам) в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества. Затем прибыль выделяется на развитие товарищества и другие цели. Остаток прибыли распределяется между полными товарищами. При убытках необходимо продать часть имущества и отдать участникам-вкладчикам их доход на вклад.
Хозяйственные общества – коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников). Уставный капитал – это сумма денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия, является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется в учредительных документах при государственной регистрации предприятия. Размер уставного капитала может изменяться по решению общего собрания участников общества в связи с изменением размера имущества предприятия, с переоценкой имущества (основных средств) предприятия в связи с инфляцией. Хозяйственные общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (публичные и непубличные).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) предполагает лишь сложение капиталов, но не деятельность вкладчиков. Учреждается одним или несколькими лицами (физическими и юридическими). Не может быть учреждено другим обществом, состоящим из одного лица. Максимальное число участников – 50. Минимальный размер уставного капитала – 100 МРОТ. Его уставный капитал разделен на доли, которыми владеют участники. Ответственность участников ООО ограничивается этими долями. Учредительными документами ООО служат учредительный договор и устав общества. Прибыль ООО облагается налогом. Затем часть ее направляется на развитие общества и материальное поощрение сотрудников. Прибыль, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в ООО, если уставом не определен другой порядок ее распределения между участниками.
В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) помимо вклада его участники несут дополнительную ответственность своим имуществом (частью своей личной собственности) по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере (определяется учредительным документом) к стоимости их вклада в уставный капитал (например, трехкратный по отношению к своим вкладам).
Так, ОДО занимает промежуточное положение между товариществами с их неограниченной ответственностью участников и обществами, вообще исключающими такую ответственность.
В акционерном обществе (АО) уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих права этих акционеров. Договор о создании АО не относится к учредительным документам; единственным учредительным документом служит устав.
Публичное акционерное общество (ПАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции; их акции могут свободно продаваться и покупаться. Акции непубличного (закрытого) акционерного общества (АО) должны распределяться только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Акционеры АО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников АО не должно превышать 50 акционеров-участников. В противном случае оно подлежит преобразованию в ПАО в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Закрытое (непубличное) общество не может быть преобразовано в публичное, если размер его уставного капитала ниже минимального уровня, установленного для публичных обществ.
В акционерном обществе порядок распределения прибыли отражен в уставе общества. Из чистой прибыли в акционерном обществе формируется резервный фонд (не менее 10 и не более 25 % оплаченного уставного капитала; отчисления из прибыли в фонд – не более 50 % налогооблагаемой прибыли), который предназначен для покрытия убытков. Далее прибыль распределяется на развитие и потребление (дивиденды по акциям, проценты по облигациям, на социальные нужды). Политика распределения прибыли вырабатывается советом директоров и утверждается на общем собрании акционеров.
Унитарное предприятие – это государственная или муниципальная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Государственные и муниципальные унитарные организации формируют в установленном порядке уставный фонд, под которым понимают совокупность выделенных организации государством или муниципальными органами основных и оборотных средств. В унитарном предприятии имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Собственник унитарного предприятия, создавая его и наделяя необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него.
Унитарные предприятия бывают двух видов. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного государственного (муниципального) органа. Предприятия, основанные на праве оперативного управления, создаются по решению Правительства РФ.
Если предприятие основано на праве хозяйственного ведения, то оно отвечает по своим обязательствам всем имуществом предприятия и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник не отвечает по обязательствам предприятия. Размер прибыли, перечисляемый в бюджет, определяется в уставе при образовании предприятия. Прибыль, изымаемая государством, выступает не в виде налогов и сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором собственнику (государству) за пользование имуществом.
Если предприятие основано на праве оперативного управления, то оно отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам собственника. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет собственник. Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется типовым уставом и порядком планирования и финансирования деятельности казенных организаций. Свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Ассоциации и союзы – это объединения коммерческих и (или) некоммерческих юридических (физических) лиц, основанное на членстве в целях координации, представительства и защиты общих интересов. Законодательство РФ запрещает союзам и ассоциациям осуществлять любую предпринимательскую деятельность. Члены объединения вправе безвозмездно пользоваться его услугами.
При выборе организационно-правовой формы фирмы учитывают следующие обстоятельства:
- сферу деятельности, объем и масштаб инвестиционного проекта;
- минимальный размер и порядок формирования начального капитала;
- размер риска, сопровождающего внедрение инвестиционного проекта;
- степень имущественной ответственности учредителей в случае банкротства или ликвидации фирмы;
- максимальную численность собственников фирмы;
- особенности процедуры принятия важнейших решений;
- порядок распределения доходов;
- трудоемкость и стоимость документального оформления текущей деятельности фирмы и ее итогов;
- особенности законодательного регулирования и налогообложения в соответствии с местом государственной регистрации.
4 Основные этапы создания организации, инвестиционный проект, показатели эффективности инвестиций.
Создание организации основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:
- возникновение идеи о создании новой организации, необходимой для производства конкретных видов продукции, товаров или оказания услуг (работ);
- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должна работать организация;
- исследование и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
- подбор поставщиков необходимых элементов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
- формирование команды соучредителей организации;
- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
- подготовка учредительных документов;
- разработка инвестиционного проекта;
- проведение организационных мероприятий по созданию организации в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
- осуществление государственной регистрации организации, получение необходимых счетов в банках;
- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда, органе государственной статистики и др.
Под инвестиционным проектом следует понимать комплект документов, содержащих обоснование цели предстоящей работы и определение комплекса действий, направленных на ее осуществление. По сути, инвестиционное проектирование – это разработка технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта и другие материалы, необходимые для реализации проекта).
Принятие управленческих решений по разрабатываемым инвестиционным проектам строится на оценке их эффективности. Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов реализации инвестиционного проекта применительно к интересам различных его участников. Показатели, рассчитываемые в процессе анализа эффективности отдельных инвестиционных проектов, можно подразделить на две группы – показатели, основанные на простых методах анализа (статические), и показатели, основанные на дисконтных методах анализа (динамические).
Показатели, основанные на простых методах анализа, предусматривают использование в расчетах бухгалтерских данных об инвестиционных затратах и доходах без учета фактора времени. Наиболее распространенные показатели этой группы:
1) прибыль;
2) накопленный денежный поток (ACF);
3) коэффициент рентабельности инвестиций (ARR);
4) срок окупаемости инвестиций (РР).
Статические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, используемым главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательности проектов. Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период.
1. Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта:
,
где Pt – стоимостная оценка результатов, получаемых участником проекта в течение t-го интервала времени;
Зt – совокупные затраты, совершаемые участником проекта в течение t-го интервала времени;
t – порядковый номер временного интервала реализации проекта;
n – число интервалов в расчетном периоде (периоде жизненного цикла проекта).
Проект можно считать экономически привлекательным, если показатель положительный.
2. Накопленный денежный поток (ACF) позволяет оценить абсолютную эффективность инвестиционных проектов за весь срок их реализации, характеризует суммарные денежные поступления от реализации проекта за вычетом инвестиционных и текущих затрат. Чистый доход (ЧДt) для заданного временного интервала (t) реализации инвестиционного проекта определяется по формуле
,
где ЧПt – чистая прибыль от реализации инвестиционного проекта в периоде t;
Амt – амортизация за период t;
Kt – инвестиционные затраты (единовременные вложения) в периоде t;
t – порядковый номер временного интервала реализации проекта.
Накопленный денежный поток за весь срок реализации инвестиционного проекта:
,
где n – общее число этапов в расчетном периоде.
3. Под коэффициентом рентабельности инвестиций (ARR) понимается отношение суммарной величины чистой прибыли от реализации инвестиционного проекта к суммарной величине инвестиционных затрат:
.
Коммерческая эффективность проекта предполагает, что должна обеспечиваться требуемая норма доходности (Нд): коэффициент рентабельности инвестиций (ARR) должен быть не менее требуемой нормы доходности (Нд), в противном случае данный проект должен быть отвергнут, как не удовлетворяющий критерию рентабельности инвестиций.
4. Срок окупаемости инвестиций (РР) – период времени с начала финансирования инвестиционного проекта до момента, когда денежный поток, генерируемый этим проектом, станет равным потоку инвестиционных затрат:
.
Срок окупаемости инвестиций определяется прямым подсчетом числа лет (кварталов, месяцев), в течение которых инвестиции будут полностью погашены кумулятивными доходами по проекту. Показатель не учитывает доходов, генерируемых проектом после срока окупаемости инвестиций. Применение этого метода целесообразно в ситуации, когда руководство организации озабочено в большей степени проблемой ликвидности, а не прибыльности проекта, инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, а также для видов деятельности, которым присущи быстрые технологические изменения.
Развитие производства требует времени. Количественное определение экономического значения фактора времени опирается на приведение стоимости разновременных затрат и результатов к единому моменту времени: к моменту начала или завершения проекта. В основе расчета изменения реальных величин денежных средств во времени лежит представление о том, что любая сумма денежных средств имеет в настоящий период времени большую стоимость (ценность) по сравнению со стоимостью этой же суммы в будущем времени, а ценность будущих денежных средств становится меньшей применительно к настоящему времени.
В практике инвестиционного проектирования чаще всего используются показатели оценки эффективности инвестиционных проектов, основанные на дисконтных методах расчета. Они предусматривают обязательное приведение (дисконтирование) разновременн