Кого и чему обучали в школах




Как учились в эпоху Средневековья?

Проект по истории

 

выполнила:

Бушманова Юлия Андреевна

ученица 6 «Г» класса

руководитель:

Фёдоров Михаил Андреевич

 

 

Шадринск 2019

Содержание:

1. Введение. 2 стр.

2. Как выглядели школы в Средневековье. 3 стр.

3. Кого и чему обучали в школах. 4-5 стр.

4. Какие были наказания. 6-7 стр.

5. Заключение. 8 стр.

6. Список литературы. 9 стр.

Цель: Изучить какие были виды школ и чему обучали в эпоху Средневековья.

Введение

Прежде чем переходить к обучению в средневековье, необходимо дать определение самому средневековью, определить его рамки.
Средние века или же средневековье – это период мировой истории, датируемый с конца V по начало XVII века. Особенностью этого периода мировой истории является становление, развитие и упадок феодализма.

Прогресс развития общества всегда был связан с познанием науки и получением образования. Толчок такому развитию дала эпоха средневековья. Именно тогда был сделан огромный вклад в развитие школ.
В педагогике средневековья присутствовал элемент авторитарности личности. Многие открыто показывали враждебность к воспитанию, в котором была греческая и римская литература. Считалось, что образцом воспитания является монашество, которое и стало распространяться в эпоху средневековья.

 

В этот период практически все грамотные люди принадлежали к духовенству. Их обучение проходило в школах: монастырских, соборных и приходских.

Приходские, монастырские и соборные школы посещали мальчики 7-15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение.

Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего, изучался латинский язык, сначала чтение, счет и церковное пение, затем грамматика.

 

Как выглядели школы в Средневековье.

Самыми первыми заведениями, где можно было учиться являлись монастырские школы. Несмотря на то, что церковь оставляла науки, которые ей были нужны, именно с них и началась культурная традиция, которая связывала разные эпохи. Средневековые монастырские школы подразделялись на внешние и внутренние. Они давали более глубокое образование. Плюсом было то, что в школе был доступ к библиотеке. Многие люди, которые имели образование, были монахами. Школы, которые принадлежали к внутреннему типу, предназначались только для монахов или тех, кто готовился поступить в монахи. Для этого нужно было получить специальное разрешение от аббата монастыря. Те школы, которые назывались внешними, принимали чужаков. Существовали также школы, которые подготавливали будущих священнослужителей. Уровень подготовки и образования таких школ был минимален.

Монастырские школы могли посещать только мальчики. Педагогики воспитания практически не было, вместо неё были мысли о религиозном воспитании, которые содержались в литературе.

Во внутренних школах образование было шире. Учителя требовали, чтобы ученики в виде приветствия читали латинскую прозу и стихи. Если было желание, некоторые могли брать индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось сочинениям на латыни. Из греческого языка брали только азбуку и отдельные слова из литургии. С каждым уроком знания увеличивались. В монастыре имелись мастерские по переписке. Переписывались рукописи, которые были вывезены из Италии, а затем распространялись по всей Европе.
Аббаты занимались сбором книг для монастыря, призывали читать именно подлинные тексты. Вскоре монастырские школы начали расширяться на других науках, например музыке, медицине и математике.
И всё-таки самой главной заботой монастыря стало составление, а потом перепись текстов к Священному Писанию.


Кого и чему обучали в школах

 

Для низших слоёв населения были отдельные системы воспитания. Они изучали счета, риторику, чтение и письма. Для феодалов была принята система рыцарского воспитания, где обучали верховой езде, плаванию, умением фехтовать, владение копьём и игрой в шахматы. Основной книгой был Псалтырь. Античная и христианская традиция переплелись на практике и в обучении. Школы готовили почти одних священников. Если обучение было платным, то оно преподавалось только на латинском языке. Такое обучение предполагалось для зажиточных горожан. Учёба начиналась с изучения молитв, затем шло знакомство с алфавитом и чтение тех же молитв по книге. При чтении слова и выражения заучивались, в смысл никто не вникал. Именно поэтому, далеко не все, кто умел читать латинские тексты, могли понимать прочитанное. Выше всех предметов стояла грамматика. Для обучения письму требовалась около трёх лет. На специальной дощечке, которая была покрыта воском, ученики могли упражняться в написании, и только потом они брались за перо и могли писать на пергаменте. Числа изображали с помощью пальцев, учили таблицу умножения, учились петь и знакомились с вероучением. Многие ученики проявляли неохоту к зазубриванию и латыни, выходя из школы наполовину грамотными и умеющими немного читать тексты книг.
Некоторые крупные школы давали знания посерьезней, и назначались при епископских кафедрах. В них изучали грамоту, арифметические числа, риторические, диалектические и геометрические науки. Дополнительными предметами были музыка и астрономия.
Искусство включало в себя два уровня. Начальный уровень состоял из обучения грамоте, риторике и диалектике. А высший включал все остальные искусства. Самой трудной считалась грамматика. Её представляли как царицу с ножом для чистки ошибок в одной руке и с бичом в другой.
Также ученики тренировались в спряжении и склонении. В риторике учили правила синтаксиса, стилистики, составляли письма, грамоты и деловые бумаги.
Особой значимостью выделялась диалектика, она учила не только рассуждать и делать правильные выводы, но и находить противника учения церкви. Арифметика знакомила со сложением и вычитанием. Ученики

решали разные задачи, учились вычислять время религиозных праздников. Даже в цифрах они видели особый религиозный смысл. Следом за арифметикой была геометрия. Все задачи были общие, без доказательств. Особое внимание уделялось географическим сведениям в этой науке. В астрономии знакомились с созвездиями, движением планет, но объяснение было не точным. В монастырской школе была суровая атмосфера. Учителя не жалели учеников за ошибки, применялись телесные наказания, которые церковь одобряла. В этот период все люди, которые были грамотными, принадлежали к одному сословию и обучались в школах, которые создавались представителями этих сословий.

В школу дети начинали ходить с семилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, миндаля, которые давали с собой.

Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра, и заканчивались в пять вечера.

Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.

В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования.

 

Родители единогласно стремились привить девочкам самую главную добродетель: послушание мужчинам - отцам и будущим мужьям. Грамота и счет лишь вредили девочкам, а умение ткать и шить поощрялось также у девушек из богатых семейств.

Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту, они будут уметь читать и писать. Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую переписку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.

Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.

Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.

Какие были наказания

 

В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не, только за плохое поведение и невыученные уроки, но и, просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как ученик отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.

Не обходилось без розог и воспитания принцев крови. Только в этом случае секли не самих королевских персон, а мальчиков, приставленных к ним, так называемых «товарищей для наказаний». Бедолаги были вынуждены переносить тяжелые наказания из-за проступков их родовитых сверстников.
Хотя не всем принцам так везло. Георг III, например, приказал воспитателю своих сыновей: «Если они заслужат, прикажите выпороть их. Поступайте так, как вы привыкли делать в Вестминстере».

Порядки, царившие в Вестминстере, считались самыми суровыми среди учебных заведений Англии. В Вестминстерской школе использовали розги не из березовых прутьев, или, как часто их называли, «березовую кашу», а из четырех веток яблони, которые крепились к деревянной ручке. Из учеников выбирали двух и обязывали их своевременно поставлять в школу резки. Таких учеников называли «мастерами по делам розог».

Школы Шотландии не уступали английским в жестокости наказаний. Различались только «орудия труда» учителей: в Шотландии считали, что лучше сечь нерадивых учеников ремнем с жесткой кожи, разделенным в конце на тонкие полоски. В одной из высших школ Эдинбурга преподаватель Николь наказывал одновременно по шесть — семь человек. Он строил провинившихся учеников в шеренгу, и через посыльного приглашал своего коллегу: «Привет от мистера Николя, он приглашает вас прослушать его оркестр». Едва гость появлялся «в зрительном зале», начиналась быстрая и жестокая порка. Николь прохаживался мимо шеренги и утонченными ударами извлекал из своих жертв всевозможные звуки и стоны.

С совершенствованием педагогических методик изобретали и новые формы и орудий наказаний непослушных, ленивых учеников. В Кении и Китае предпочитали «учить уму» бамбуковым прутиком. В Великобритании кроме

порки нерадивых учащихся часто ставили голыми коленями на горох. В российских школах с удовольствием переняли это «изобретение», и школьники простаивали на рассыпанном горохе по четыре часа, а иногда и дольше.

В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.

Телесные наказания практиковались в школах на протяжении многих веков. Как хорошо, что сейчас такие методы воспитания в наших школах не используются, а дисциплина и стремление к знаниям прививаются детям гуманными способами!

 

Заключение

Сейчас мало кто помнит, как в действительности выглядели средневековые школы, но примерно представить себе порядок обучения в них можно опираясь на исторические документы и хроники.

Прежде всего, в средние века школы чаще всего располагалась при монастырях, и учили там, в основном мальчиков, причем большой упор делался именно на изучение религии. Современные школы либо государственные, либо частные и упор в них на общие знания. Учатся вместе и мальчики и девочки, причем даже в одном классе.

Число предметов в средневековой школе был существенно меньше, чем в школе современной. Дети изучали кроме закона Божьего, математику, учились писать и читать. В средневековых школах, построенных по латинскому образцу дети постарше изучали также риторику, музыку, геометрию и астрономию и философию.

Обучение было обычно платным, поэтому получить даже самое начальное образование могли только дети зажиточных родителей.

В средневековых школах в ходу были телесные наказания, так что двоечникам наука вбивалась не только в голову.

Список литературы:

1. Сайт istmira.com.

2. Сайт my-edu.ru.

3. Сайт znanija.com.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: