включенных в государственный междисциплинарный экзамен




Перечень вопросов по дисциплине «Экономика труда»,

(2017 / 2018 учебный год)

 

1. Экономическая сущность труда в деятельности организации, классификация видов труда, основные функции труда.

2. Теоретические аспекты трудового потенциала, понятие «трудовые ресурсы», факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов.

3. Рынок труда, его виды и государственное воздействие на рынок труда.

4. Занятость и безработица, государственная политика занятости.

5. Доходы населения: сущность, функции, виды и факторы, влияющие на их формирование.

6. Качество жизни: сущность и основные показатели.

7. Социально-трудовые отношения: сущность, принципы построения и уровни проявления.

8. Роль объединений работодателей в сфере регулирования трудовых отношений.

9. Разделение труда и его основные виды.

10. Трудовой процесс: сущность и классификация.

11. Особенности санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда.

12. Рабочее место, основные задачи учета и аттестации рабочих мест.

13. Нормирование труда: сущность и виды норм труда.

14. Основные виды изучения затрат рабочего времени (хронометраж, фотография рабочего времени).

15. Оплата труда: сущность, принципы, системы и формы оплаты труда.

 


1. Экономическая сущность труда в деятельности организации, классификация видов труда, основные функции труда.

 

С экономической точки зрения труд – это процесс сознательной, целенаправленной, созидательной, легитимной деятельности людей по производству матери­альных и духовных благ, предназначенных для удовлетво­рения как личных, так и общественных потребностей.

Таким образом, общественные функции труда следующие:

- потребительская;

- творческая;

- социальная.

Классификация видов труда может быть проведена по следующим признакам:

1. Содержание труда:

- отраслевой аспект (промышленный, аграрный, строительный и т.д.);

- профессиональный аспект (экономический, научный, инженерный, педагогический, врачебный, бытовой и т.д.);

- функциональный (воспроизводственный, инновационный, управленческий, предпринимательский и т.д.);

- квалификационный (неквалифицированный, малоквалифицированный, высококвалифицированный);

2. Характер труда:

- социальный (наемный и частный; общественный и личный; добровольный и принудительный; индивидуальный и коллективный; оплачиваемый и неоплачиваемый; креативный и некреативный);

- структурный (физический, умственный, интеллектуальный; рутинный и творческий; простой и сложный);

3. Средства и способы труда:

- ручной, машинно-ручной, машинный, автоматизированный, компьютеризированный, аппаратурный;

- низкотехнологичный, среднетехнологичный, высокотехнологичный;

- с различной степенью участия человека.

4. Условия труда:

- постоянство рабочего места (стационарный, передвижной);

- условия выполнения работы (наземный, подземный, воздушный);

- степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый);

- уровень привлекательности (привлекательный, непривлекательный);

- степень регламентации (со свободным ритмом, регламентированный, жестко регламентированный).

Как правило, физический труд требует условий поддержания и развития биологического потенциала человека, а интеллектуальный труд акцентирует внимание на поддержании и развитии социального и интеллектуального потенциалов человека.

 


2. Теоретические аспекты трудового потенциала, понятие «трудовые ресурсы», факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов.

 

Понятие «трудовой потенциал» следует рассматривать с двух позиций – как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал – это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов (трудовой потенциал территории, региона, страны).

Трудовой потенциал как экономическая категория характеризует население как производителя материальных благ на основе сово­купности всех качеств, определяющих его трудоспособность: спо­собность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы, т.е. все то, что отражает психологический и физиологический потенциал с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющие способность к труду соответствующей квалификации, с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересами и потребностями и др. В этом аспекте трудовой потенциал человека характеризует качественную оценку интеллектуальных и физических способностей личности, а также уровень развития самосознания и нравственных качеств применительно к трудовой деятельности человека.

В целом, под трудовым потенциалом общества понимаются трудовые ресурсы, участвующие в общественном производстве.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обла­дающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере обще­ственно полезной деятельности.

Трудовые ресурсы как экономическая категория пред­ставляют собой часть населения, занятую в народном хозяй­стве или способную работать, но не работающую по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся студенты и др.).

Трудовые ресурсы как планово-учетная категория вклю­чают:

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте (как занятое, так и не занятое в общественном производ­стве). К ним относятся: мужчины в возрасте 16 – 59 лет и женщины в возрасте 16 – 54 лет, за исключением нерабо­тающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудо­способного возраста, получающих пенсии по льготам или по старости;

- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве (фактически работающее).

Важнейшим условием развития экономики страны явля­ется воспроизводство трудовых ресурсов как части воспро­изводства населения. Различают три типа воспроизводства населения:

- расширенное воспроизводство, характеризующе­еся превышением числа рождений над числом смертей;

- простое воспроизводство, когда число рождений и смертей равно, а численность населения стабильна;

- суженное воспроизводство, означающее сокраще­ние численности населения вследствие превышения смерт­ности над рождаемостью.

Уделяя особое внимание процессу воспроизводства населения как части воспроизводства трудовых ресурсов, государство, по сути, инвестирует средства общества в общественное развитие.

В связи с этим весьма актуальны национальные программы, направленные на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

В настоящее время доля людей в возрасте старше трудоспособного продолжает существенно возрас­тать, доля подростков моложе трудоспособного возраста также начинает увеличиваться, что означает сокращение доли жителей страны в трудовом возрасте и предопределяет сокращение занятости в экономике. Следовательно, каждый занятый в экономике страны за то же рабочее время должен будет производить все больше и больше товаров для реального покрытия ими пенсионных выплат и обеспечения различ­ных государственных социальных гарантий. Это означает необходимость существенного и постоянного роста обще­ственной производительности труда.

В то же время чем больше приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте нетрудоспособных лиц, тем эффективнее должен быть труд занятых хотя бы для удержания на том же уровне среднедушевого потребления.

В узком смысле под демографической политикой следует понимать воздействие на воспроизводство населения посред­ством создания целого комплекса социально-экономических мероприятий, которые влияют на демографические про­цессы в обществе.

В широком смысле к демографической политике можно отнести следующие цели:

- сокращение ручного труда и его замена информационно-техническими системами;

- решение социальных вопросов (улучшение жилищных проблем, формирование эффективных систем кредитова­ния для молодых семей и др.);

- решение вопросов трудоустройства и достойного зара­ботка.

В составе экономически активного населения доля работников по найму превышает 75%. В отраслевом разрезе больше всего их приходится на промышленность, транспорт и связь – более 95% занятых.

Уже в 1960 – 1970-е гг. в ведущих промышленно разви­тых странах были приняты законы, стимулирующие тру­довую деятельность граждан, направленную на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы, поощряющие компании к инвестициям в трудовые ресурсы путем налоговых льгот, кредитов, общественного поощрения через прессу, телевидение и др. Все это требует выравнивания общей образовательной подготовки трудовых ресурсов и повышения, по крайней мере, до уровня незаконченного высшего образования, и это весьма важное направление интеллектуализации общественного труда.

В современных условиях источником пополнения трудовых ресурсов могут быть:

- молодежь, вступающая в трудоспособный возраст;

- военнослужащие, высвобождаемые из Вооруженных Сил РФ;

- переселенцы и мигранты.


3. Рынок труда, его виды и государственное воздействие на рынок труда.

 

Рынок труда – это система трудовых, социально-экономических и правовых отношений, согласующая интересы работодателей и наемных работников в целях обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы и эффективного использования труда занятых работников.

Охватывая все категории трудоспособного населения, желающего трудиться по найму, рынок труда выступает как специфический механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней), а также распределения и перераспределения рабочей силы по сферам профессиональной деятельности и отраслям экономики.

В зависимости от преобладающего вида мобильности ра­бочей силы – межфирменной (территориальной) или внут­рифирменной (горизонтальной и вертикальной) выделяют два основных вида общенационального рынка труда, которые находятся в различном соотношении не только в разных стра­нах, но и в каждой отдельно взятой стране.

Первый вид – рынок труда, ориентированный на террито­риальное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем перемещения работников между предприятиями (фирмами). Предприятия на таком рынке труда комплекту­ются рабочей силой со стороны, выбирая уже подготовленных вне предприятия работников нужной профессии и квалифи­кации. Основная форма подготовки работников на предприя­тии – это ученичество. Такой рынок условно называют внеш­ним, основные его черты присущи модели рынка труда США и другим англоязычным странам.

Второй вид – рынок труда, ориентированный на внутрифирменное движение работников. Подготовка кадров, форми­рование профессионально-квалификационной структуры, перемещение работников по горизонтали (по рабочим мес­там конкретного структурного подразделения) и вертикали (по иерархической карьерной лестнице) происходит внутри предприятия в соответствии со структурой рабочих мест и перспективой его развития. Такой вид рынка труда, условно на­званный внутренним, наиболее характерен для японской модели рынка труда (к ней близка модель французского рынка труда). Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвраще­ние утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы.

Текущий рынок труда представляет собой многосектор­ную структуру образуемую двумя взаимосвязанными частя­ми – открытым и скрытым рынками труда, которые разли­чаются способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, характером влияния на производство, занятость и по­ведение их участников.

Открытый рынок труда – это все экономически актив­ное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие и ученические места во всех секторах экономики.

Скрытая часть рынка труда, часто именуемая «скрытой безработицей», представлена лицами, формально занятыми в сферах экономики, но которые в связи с сокращением объе­мов производства или изменением его структуры без ущерба для производства могли бы быть высвобождены.

Государство как субъект рыноч­ных отношений выполняет следующие функции:

- социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания ра­бочих мест во всех секторах экономики;

- законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

- регулирующие (регулирование рынка труда косвенными методами; определение прав, ответственности субъек­тов рынка труда; разработка программ занятости, при­нятие решений о ежегодных генеральных, региональных и отраслевых соглашениях между субъектами рынками труда);

- защитная (защита прав субъектов рынка труда);

- ролевая (государство исполняет роль работодателя и арбитра при разрешении трудовых споров и конфликтов).

4. Занятость и безработица, государственная политика занятости.

 

Занятость –это важнейшая характеристика экономики и благосостояния населения страны, одновременно представ­ляет собой экономическую категорию и социальную проблему.

Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; она выражает меру его включенно­сти в труд, степень удовлетворения общественных потребно­стей в работниках и личных потребностей людей в оплачива­емых рабочих местах и получении дохода.

Как социальная проблема занятость играет определяю­щую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. В противовес занятости – безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи, является дестабили­зирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдель­ных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-поли­тической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, а также проводимой им социаль­но-экономической политики.

Безработица является непременным атрибутом рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Безработица носит общеэкономический характер, являясь следствием функцио­нирования всего хозяйственного механизма.

Безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости снижает безработицу, со­кращение занятости – увеличивает безработицу.

Безработица – это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные.

Безработный – это тот, кто при существующих в настоя­щий момент условиях труда и заработной плате не имеет ра­боту, может работать и ищет работу.

Существуют различные виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Особенности проявления каждой из них обусловлены причинами их возникновения.

Фрикционная безработица вызвана естественным (нормаль­ным) стремлением человека искать более выгодные и инте­ресные сферы приложения своей рабочей силы. Этот вид безработицы носит всегда краткосрочный и добровольный характер.

Структурная безработица относится к категории «нормальной», т.к. вызвана необходимостью структурных изменений в экономике, возникновением новых производств и отраслей на фоне постепенной стагнации старых. Носит длительный характер, возникает у людей, чья профессия и квалификация устарели.

Циклическая безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, обусловлена спадом производства и сокращением потребительского спроса из-за падения доходов населения.

Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов. Легко прогнозируется в тех регионах, где преобладают указанные виды деятельности.

Классификация безработицы:

1. По степени учета: реальная, официальная (регистрируемая).

2. По степени охвата экономики: общая, региональная, отраслевая.

3. По социально-экономическому составу безработных: половозрастная, профессиональная, социально-неустойчивые группы населения (инвалиды и т.д.), этническая.

4. По причинам возникновения: фрикционная, структурная (технологическая), сезонная, циклическая.

5. По характеру проявления: открытая, скрытая.

В этом качестве государствен­ная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения це­лей личности и общества. Основой для построения и реализа­ции этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономическо­го развития общества. В России концепция занятости прора­батывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения из­ложены в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости на­селения в Российской Федерации».

Государство в системе регулирования занятости высту­пает координатором, создателем рамочных условий для функ­ционирования названных звеньев (регуляторов) системы.

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

1) продуктивную – имеет место в сферах общественного материального производства, приносит работникам трудо­вой доход, исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю числен­ность работников);

2) полезную – распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религи­озную деятельность;

3) рациональную – отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, от­раслям, секторам экономики;

4) полную – при ней все желающие работать при сложив­шемся уровне реальной заработной платы имеют работу, по другой оценке, полная занятость имеет ме­сто, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообраз­ности предлагаемых рабочих мест;

5) эффективную – это занятость населения, обеспечива­ющая достойный доход, рост образовательного и профессио­нального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых.

Формы занятости – это организационно-правовые способы и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей орга­низуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярно­сти и места выполнения работы.

 


5. Доходы населения: сущность, функции, виды и факторы, влияющие на их формирование.

 

Доходы населения – это совокупность денежных и нату­ральных поступлений, получаемых отдельным лицом или се­мьей (домохозяйством) из различных источников в течение определенного периода и расходуемых на потребление, на­копление, различные сборы и налоги. Доходы состоят из запасов денег, благ и услуг чле­нов общества на данный момент и не всегда связаны с их ис­пользованием через потребление.

Факторами формирования доходов выступают личные характеристики и трудовые достижения работников, результаты деятельности предприятий, организаций, учреждений, где занят работник, и уровень развития экономики в целом. Доходы населения зави­сят от размера вновь созданной стоимости как источника их формирования, от уровня производительности труда, налого­вой и социальной политики государства и др. На разных эта­пах жизнедеятельности человека роль каждого из факторов, влияющих на размеры доходов населения, различны.

Доходы населения как экономическая категория представля­ют собой совокупность отношений, возникающих между хо­зяйствующими субъектами и государством, с одной стороны, домохозяйствами и индивидами, с другой, по поводу присвоения, распределения и перераспределения части вновь со­зданной стоимости.

Сущность доходов наиболее полно отражается в их функ­циях.

Основные функции доходов насе­ления: воспроизводственная, статусная, стимулирующая, формирующая платежеспособный спрос и как фактор повышения благосостояния.

Воспроизводственная функция. Эта функция показывает роль доходов в процессе воспроизводства населения. В составе доходов населения основную роль в выполнении данной функции играла заработная плата, но в условиях перехода к рынку ее доля в структуре доходов населения резко снизилась. И те­перь наряду с заработной платой важную роль в процессе обеспечения потребностей людей играют доходы от личного подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности, т.е. все виды доходов становятся основным источником обеспечения нормального уровня жизни населения.

Статусная функция. Место индивида в обществе и сте­пень удовлетворения его основных потребностей определяет­ся его доходом. Сравнивая свои доходы с доходами других членов общества, человек определяет свое положение в социальной структуре общества, что дает ему мо­тивацию для улучшения своего статуса по отношению к дру­гим.

Стимулирующая функция. Данная функция направлена на стимулирование улучшения способностей людей в процес­се их деятельности. В условиях рыночной экономики доходы выступают в качестве материальных стимулов для носителей экономических интересов (работников, собственников капита­лов, земли и интеллектуального продукта), а также для людей, занятых в других сферах.

Функция фактора повышения благосостояния. Доходы населения являются основой удовлетворения важнейших по­требностей людей, которые в конечном итоге определяют уровень общественного благосостояния.

Доходы населения можно изучать по самым различным признакам (таблица).

Натуральные доходы – это в основном продукция, произ­веденная домашними хозяйствами собственного потреб­ления, а также натуральные поступления и бесплатные услуги, полу­чаемые за счет средств государственного бюджета, фондов предприятий и различной благотворительной помощи.

В зависимости от характера получения доходы населения делятся на:

а) трудовые, основой которых выступают трудовая деятель­ность в производстве и предпринимательство;

б) нетрудовые, но полученные законным путем (доходы от собственности, социальные трансферты и др.).

Перманентный (постоянный) доход опреде­ляется как доход, который потребитель надеется получать в те­чение довольно продолжительного времени. Его значение за­висит от горизонта потребления индивидуума, величины накопленного капитала, а также от места жительства, возрас­та, профессии, образования, расы и национальности.

 

Таблица

Классификация доходов населения

Признаки Виды доходов
1. По форме выражения Денежные и натуральные
2. По характеру получения Трудовые и нетрудовые
3. По законности получения Законные и незаконные
4. По степени реальности Номинальный и реальный
5. По вероятности получения Перманентные и временные
6. По формам собственности Заработная плата, рента, процент и прибыль
7. По степени мобильности Мобильные и иммобильные
8. По регулярности поступления Систематические и эпизодические
9. По субъектам присвоения Физические лица и домохозяйства
10. По принципы распределения По количеству, качеству и результатам труда, по собственности, принципу социальной справедливости, присвоение лично исполнителем
11. По вариантам использования Идущий на потребление различных благ и услуг или на накопление
12. В зависимости от влияния на­логообложения Общие и располагаемые

 

Горизонт потребления – это минимальный временной интервал, в течение которого доход остается на неизменном уровне и рассматривается потребителем как перманентный.

Временный или случайный доход отражает влияние всех «других» факторов, которые человек относит к случайным. Источник временного дохо­да может быть самый различный: от неожиданного наследства до выигрыша в лотерею.

Другую группу составляют условно называемые доходы от сбережений, в нее входят дивиденды, проценты по вкладам в различные финансовые учреждения, доходы от собственно­сти, в том числе и от сдаваемого в аренду жилья.

Личные доходы населения – это совокупность получаемых человеком средств в денежной и натуральной формах, которые исполь­зуются им для обеспечения определенного уровня жизни.

Различные экономические теории по-разному трактуют источники личных доходов, однако общим выводом является то, что каждый производственный фактор связан с опреде­ленным видом личных доходов.

Виды доходов в соответствии с теорией факторов. В соответствии с теорией факторов основными производствен­ными факторами являются:

- природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы) → рента;

- капитал, а также инвестиционные ресурсы → части прибыли;

- труд → заработная плата;

- предпринимательская деятельность → предпринимательский доход.

 


6. Качество жизни: сущность и основные показатели.

 

Качество жизни – представляет собой субъективную оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей (удовлетворенность материальным по­ложением, питанием, состоянием здоровья, работой и т.д.).

К показателям качества жизни относятся: здоровье людей, питание, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Важным индикатором качества жизни является ин­декс интеллектуального потенциала общества. Интел­лектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране.

Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат го­сударства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения.

К индикаторам качества жизни относится – коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возмож­ности сохранения генофонда, интеллектуального развития на­селения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатом исследования ЮНЕСКО и ВОЗ в 2000 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,6 бал­ла. Балл ниже 1,6 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинает­ся вымирание населения.

 


7. Социально-трудовые отношения: сущность, принципы построения и уровни проявления.

 

Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, на­целенные на регулирование качества трудовой жизни.

Социально-трудовые отношения имеют две формы суще­ствования:

- первая фактически социально-трудовые отно­шения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях;

- вторая социально-трудовые правоотношения, от­ражающие институциональные и законодательные нормы.

В системе социально-трудовых отношений выделяют сле­дующие основные составляющие:

- субъекты и уровни социально-трудовых отношений;

- предметы и структуру социально-трудовых отношений;

- типы и принципы социально-трудовых отношений.

Субъектами социально-трудовых отношений выступает человек, группа людей, объединенных каким-либо системо­образующим признаком. В связи с этим социально-трудовые отношения могут быть:

- индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует конкретный работник;

- групповыми (коллективными), когда работники (работо­датели) взаимодействуют между собой.

Вследствие этого со­циально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и многосторонние. В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация или их груп­па, а также территориальное образование.

Основные субъекты социально-трудовых отношений: наемный работник, работодатель (предприниматель), государство.

Наемный работник заключает письменный или устный тру­довой договор (договор найма) с работодателем, который опре­деляет социально-трудовые отношения между его участниками.

Работодатель как субъект социально-трудовых отно­шений может выступать как человек, работающий самосто­ятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства. Работодателем считается и руководи­тель в государственном секторе экономики, который нани­мает работников по договору, не являясь владельцем средств производства.

Роль государства в социально-трудовых отношениях связана с выполнением им ряда функций – законодательной, правозащитной, регулирующей. Государство заинтересовано в равноправном партнер­стве социально активных и наемных работников и работода­телей, в достижении социального согласия и снижении уров­ня конфликтности в трудовых отношениях.

Для анализа и регулирования социально-трудовых отно­шений используется понятие «уровень социально-трудовых отношений ». Выделяют индивидуальный, груп­повой и смешанныйуровни социально-трудовых отношений. На индивидуальном уровне субъектами социально-трудовых отношений могут быть работник работник; работник работодатель; работодатель работодатель. На групповом уровне проявляются взаимосвязи между объединениями ра­ботников (профсоюзами) и объединениями работодателей. Смешанным уровнем социально-трудовых отношений являют­ся взаимосвязи между работником и государством; работода­телем и государством.

Все многообразие социально-экономических отноше­ний структурируется на три относительно самостоятельных предметных блока:

1) социально-трудовые отношения занятости;

2) социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

3) социально-трудовые отношения, воз­никающие в связи с вознаграждением за труд.

В зависимости от способа регулирования социально-трудовых отношений и методов разрешения возникающих проблем специалисты выделяют два типа трудовых отноше­ний – патернализм и социальное партнерство. Каждый тип определяется характером принимаемых решений в социаль­но-трудовой сфере.

Патернализм как тип социально-трудовых отношений мо­жет формироваться на государственном уровне (государствен­ный патернализм) и на уровне предприятия (организации) на основе использования жесткой регламентации социально-трудовых отношений. Этот тип отношений в определенных исторических и социально-культурных условиях, когда довлеет роль государства или руководителя предприятия, может оказаться высокоэффективным (пример: Япония).

Социальное партнерство представляет собой такой тип отношений между работодателями и работниками, при кото­ром в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жиз­ни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре (государства, класса, личности) и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях.

Основную роль в формировании типов социально-трудо­вых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов отношений. Выделяют прин­ципы солидарности и субсидиарности, отношения господства и подчинения, равноправное партнерство, конфликт, конфликт­ное сотрудничество, конфликтное соперничество, дискрими­нацию.

Принцип солидарности предполагает совместную ответ­ственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, сплоченности и общности интересов.

Принцип субсидиарности основывается на личной от­ветственности, как и солидарность, однако в соответствии с этим принципом помощи со стороны всегда следует предпо­читать «самозащиту», а при возможности – перенесение социальной ответственности на третье лицо (государство).

Конфликт как тип социально-трудовых отношений вызван столкновением интересов субъектов взаимодействия, противоположной направленностью целей, позиций и взглядов; это предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях.

Дискриминация как тип социально-трудовых отношений представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда.

 


8. Роль объединений работодателей в сфере регулирования трудовых отношений.

 

С устранением монополии государства в сфере регули­рования трудовых отношений возрастает роль объедине­ний работодателей в формировании социальной политики и развитии системы социального партнерства.

Объединения промышленников и предпринимателей представляют сторону работодателей в Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Большинство отраслевых объединений уча­ствуют в заключении отраслевых (тарифных) соглашений. Определенный опыт накапливается по заключению согла­шений между территориальными объединениями пред­принимателей, профсоюзами и структурами управления на территориальном уровне.

Сегодня общность взглядов работодателей и работников проявляется в понимании необходимости снижения соци­альных издержек реформ, логической встроенности социаль­ной политики в политику экономических преобразований.

Позиции объединений работодателей при заключе­нии соглашений основываются на том, что гарантировать соблюдение определенных социальных стандартов воз­можно лишь через оживление производства и экономики в целом. Из этого исходят представители объединений работодателей, добиваясь включени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: