В ДОУ изданы приказы «Об организации деятельности в режиме опытно-экспериментальной площадки», ориентированные на организацию работы по выполнению исследования; создание творческой группы педагогов для проведения исследования№25/1-о от 31.08.2013,издан локальный акт «Положение о творческой группе учителей», регламентирующий деятельность педагогов в рамках творческой группы.
Заключено Соглашение о партнерстве в инновационной деятельности, конкретизирующее партнерские отношения ДОУ применительно к целям и задачам инновационной деятельности.
В плане ОЭР внесены постоянно действующие семинары по темам:
Определение особенностей ОЭР на текущем этапе;
Анализ промежуточных результатов эксперимента.
^ Система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, которая включает в себя заседания творческих групп, взаимопосещение НОД, проведение открытых мероприятий для членов творческой группы, подготовку районных и городских семинаров по проблеме исследования, оказывает положительное влияние на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом. Развивается междисциплинарное взаимодействие, укрепляются профессиональные связи, способствующие диссимиляции передового педагогического опыта.
Повышение квалификации педагогов проводится в следующих формах:
обзорные семинары по частным вопросам темы исследования (в соответствии с этапом опытно-экспериментальной работы);
ознакомление с личными результатами диагностики в форме беседы;
информирование педагогов и о ходе апробации результатов исследования, проводимой на научно-методических мероприятиях, в форме мультимедийной презентации и обновления материалов на стенде;
обучающие семинары о правилах представления педагогами материалов своей работы в методических публикациях;
индивидуальная работа с педагогами по представлению их участия в опытно-экспериментальной работе при подготовке к аттестации;
организация участия педагогов дошкольного учреждения в научно-методических мероприятиях, проводимых в районе и городе.
^ Наличие системы общественной экспертизы результатов инновационной деятельности.
|
Результаты исследования апробировались на научно-методических конференциях, городских семинарах, отражены в ряде публикаций. (приложение 3)
^ Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями
В рамках задач, решаемых в исследовании, инициировалось взаимодействие с:
экспериментальными площадками разных районов Санкт-Петербурга, разрабатывающими вопросы по сходной тематике: ГБДОУ детский сад№ 6 Приморского района, ГБДОУ детский сад № 57 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 301
^ 3. Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности
К результатам отчетного периода относится методическая разработка по теме «Реализация метода проектов в области формирования социальной компетентности ребенка в условиях образовательной среды детского сада», готовая к использованию в практической деятельности образовательных учреждений города. (приложение 1)
Проект «Цветное настроение» является примером решения задач формирования у детей 6-7 лет такого важного навыка, как навык обхождения с чувствами, который включает:
|
умение воспроизводить основные чувства,
умение выражать чувства,
умение выражать чувства,
умение распознавать чувства другого,
умение выражать чувства
умение распознавать чувства другого
умение выражать чувства,
умение реагировать на гнев другого человека,
умение справляться со страхами,
умение переживать печаль.
По итогам проекта нами был проведён мониторинг умений детей нашей группы. Полученные данные свидетельствуют об успешности проекта «Цветное настроение». Так, если на начало проекта только 29% детей умели выражать свои чувства, то на конец проекта этот показатель вырос до 71%. Распознавать чувства других могли 25%, в конце проекта этот показатель составил 67%. Умение сочувствовать возросло с 42% до 63%; с собственным гневом научились справляться 63% детей (в начале проекта 46%); умение реагировать на гнев другого человека выросло с 38% на 46%; переживать печаль умели 21% детей в начале проекта, и научились 50% детей в конце проекта. Наряду с этими данными были получены данные по умениям детей контрольной группы, в этой группе тоже наблюдается некоторый рост умений детей, но он не столь значителен и на наш взгляд обусловлен естественными процессами взросления и созревания эмоциональной сферы детей. Родители детей нашей группы также отметили, что дети стали лучше ориентироваться в своих чувствах и чувствах других людей (60% опрошенных), узнали новое о внутреннем эмоциональном мире своего ребёнка 47% родителей; 67% родителей отметили, что их дети приобрели в ходе проекта полезные навыки; 73% родителей ответили, что им понравилось участвовать в проекте.
|
Таким образом, обобщая всё выше изложенное, хочется отметить, что проект был интересен как детям, так и родителям, помог родителям узнать лучше своих детей, способствовал сплочению детей и родителей и заложил основы формирования эмоционально-волевой сферы детей нашей группы
Цель проекта «Планета дружбы» - формирование у детей дошкольного возраста 6-7 лет альтернативного агрессивному поведения, что заключается в формировании таких компетенций у детей («Навыки альтернативы агрессии»), как:
как умение мирно отстаивать свои интересы,
умение спокойно реагировать на ситуацию, когда не принимают в игру,
умение адекватно реагировать в ситуации, когда виноват
умение спокойно реагировать, когда не принимают в игру.
Мониторинг уровня сформированности социальных компетенций, проведенный в конце проекта, показал, что у 72% детей экспериментальной группы полностью сформированы выбранные нами компетенции, тогда как у детей контрольной группы они сформированы у 63%.
Проект «Вместе весело шагать»решает следующие задачи:
ознакомить родителей с личностью педагогов и их деятельностью;
укрепить межличностные семейные связи;
способствовать адаптация детей в новом коллективе;
формировать представления о своем здоровье на становление и развитие самопознания, самооценки, "образа Я" у дошкольника;
разработка наглядных материалов, способствующих познавательной стимуляции детей дошкольного возраста.
Реализация детско-родительского проекта "Вместе весело шагать", целью которого является формирование социальной компетенции дошкольника, а точнее, навыка адаптации к образовательному учреждению, проводилась по нескольким направлениям. Основное - организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения в области формирования осознания важности своего здоровья и устойчивого интереса к физическим упражнениям. Разработанная система работы с детьми и родителями основывалась на использовании разнообразных форм получения знаний о своем здоровье (беседы с детьми и консультации родителей о вредных и полезных факторах, влияющих на здоровье), путях его улучшения средствами физической культуры и спорта (создание альбомов о видах спорта, о полезных продуктах, о физкультурных традициях семьи) и на проведении мероприятий двигательной направленности (семейные соревнования с элементами спортивного ориентирования, праздники "Папа, мама и я - спортивная семья", " Навстречу друг другу" и др.).
В работе с родителями педагоги опирались на формирование у них активной позиции в воспитании у ребенка спортивной ментальности и развитии педагогической и социальной компетенции относительно физической культуры и здоровья. Так анализ анкет для родителей показал, что в начале года информированность родителей в данной области была низкой. В конце года произошли положительные качественные изменения в ответах. Наметилась и позитивная тенденция в активизации участия родителей в физкультурно-оздоровительной работе группы и дошкольного учреждения. В начале года из 23 семей в мероприятиях участвовало 5-7, из них пап - двое. В соревнованиях, проводимых в феврале, участвовали папы всех детей, посещающих дошкольное учреждение в данный период. По инициативе родителей проводились физкультурные досуги, основанные на игровом материале на улице и в помещении ("Зимние забавы", "Сказки и движения" - стрейчинг).
Проведенный сравнительный анализ мониторинга сформированности навыка адаптации дошкольника к образовательному учреждению в начале и конце учебного года показал, что совместная деятельность педагогов, детей и родителей способна выполнять социализирующую функцию в области физического воспитания. Так на конец года данная компетенция была сформирована у 72,7 % детей, частично сформирована у 18,2 %, не сформирована у 9,1 % (часто болеющие дети).
В рамках нашего эксперимента было замечено, что работа по оптимизации семейных традиций физического воспитания способствовала удовлетворению потребности детей в движении, развитию у родителей умения воспринимать ребенка как равноправного партнера в физкультурно-спортивной жизни семьи, а так же создание положительного эмоционального климата внутри детского и родительского коллективов и в семье.
Результаты опытно-экспериментальной работы также отражены в статьях:
Лукина Г.Г., Горячева И.Е., Стрелкова Т.Н., Ильюшенко Ю.Ю., Захарова С.М, К проблеме формирования социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного учреждения // Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях развития общества: сборник научных и методических статей. – СПБ.: Лингвистический центр «Тайкун» 2013. -220с.
Гопко Е.М., Плещ Т.И., «Сотрудничество с семьей как условие воспитания здорового ребенка учреждения // Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях развития общества: сборник научных и методических статей. – СПБ.: Лингвистический центр «Тайкун» 2013. -220с.
Чугина Е.А., Иванова В.М., Астафьева И.Ю., К проблеме формирования навыков адаптации ребенка старшего дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях развития общества: сборник научных и методических статей. – СПБ.: Лингвистический центр «Тайкун» 2013. -220с.
Николаева Ю.В., Коробова М.А., Подвижные игры как средство преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста// Двигательная активность и здоровье учащийса молодежи: Сборник материалов научно-практической всероссийской конференции «Герценовские чтения»/ Под ред. Г.Н. Пономарева, СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.165с.
1.
^ Эффективность результатов с обоснованием
Методика диагностики, критерии оценки, перечень показателей (индикаторов, параметров)
Пример методики оценки уровня сформированности умений, составляющих выбранный навык приводится в приложении 2.
^ 2) Анализ диагностических материалов по оценке результатов деятельности,
полученных в ходе их апробации (См. «Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности»)
3) Влияние инновационной работы на повышение эффективности учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования ОУ и городской образовательной системы в целом
Повысилось качество профессионального развития педагогов.
Повысилось качество управления образовательными учреждениями.
Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Повысилось качество планирования использования инноваций для поддержки учебного процесса.
Закладка процесса формирования преемственности поколений в семье.
Осмысление детьми значимости своей семьи, ее истории и традиций в социуме.
^ Перспективы развития инновационной деятельности
Теоретическая обоснованность основных идей подхода к образовательному процессу, подготовленность педагогического коллектива, детальность проработки образовательной программы для педагогов, постоянно пополняющийся комплекс учебно-методических материалов позволяют говорить о возможности и целесообразности продолжения деятельности в режиме ОЭР и переходу к последнему этапу исследования по проблеме: «Формирование социальной компетенции дошкольника средствами проектной деятельности в образовательной среде ДОУ ».
Подпись руководителя ОУ ____________________________/ Е.Л. Бирюкова /
подпись ФИО
Подпись научного консультанта ________________________/ Г.Г.Лукина /
подпись ФИО
«15» мая 2014 года