(последний колокольчик)
Ведущий:
Замечательно! Мы сейчас с ними поиграем.
Игра «Кошки – мышки »
Ведущий Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось? Какой инструмент мы сегодня слушали? \скрипку\. Вы сегодня были замечательными музыкантами. Даже Петрушку научили играть. На каком инструменте играл Петрушка?\балалайка\.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная
область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с
ПООП «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г.,
Михайловой З.А. с использованием ИКТ, а также технологии коллективного
воспитания.
В процессе занятия происходила интеграция следующих
образовательных областей: «Художественно-эстетического развития»,
«Познавательное развитие»».
Представленный конспект – является авторской разработкой,
построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими
принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих
совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Ход занятия
Дети входят в зал танцевальным шагом, останавливаются в кругу.
Воспитатель: Доброе утро! Улыбнись скорее, и сегодня весь день будет
веселее. Всем кто рядом «Здравствуй» говори. Здравствуй, здравствуй снова
повтори.
Ребята, мы с вами сейчас попадем в новую страну. Этой страны нет ни на
одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это страна
«музыкальных инструментов». А попадем мы в эту страну со звоном
колокольчиков.
«Упражнение с колокольчиками» Т.Вилькорейской.
После упражнения дети садятся на стулья, на Слайде 3 появляются ударные
музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько музыкальных
инструментов – целая страна.
А правит в этой стране Король-барабан.
- Внимательно посмотрите и скажите, что нужно сделать, чтобы эти
инструменты зазвучали? (Ответы детей)
М.Р.-Правильно ударить.
-Послушайте и отгадайте загадку.
Слайд 4
Когда играю я на нем, когда я репетирую,
С испугом думает весь дом, что крышу ремонтирую.
Дети: барабан
-Да это сам Король-барабан.
-А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (подвести
ребят к ответучто на барабане можно играть очень громко, а на других
инструментах этого делать нельзя.)
Слайд 5
-Посмотрите, какие бывают барабаны. (при показе участвуют 2вида
барабана: односторонний и двусторонний)
-Барабан имеет одну, либо две перепонки, в зависимости от этого называются
односторонними и двусторонними.
-Как же играть на барабане? Кто может показать? (дети показывают,
уточнить, как правильно держать палочки и руку при игре на барабане.)
-Барабаны занимали очень важное место в военной музыке. Раньше
барабанами пользовались на поле битвы, для передачи войскам сигналов для
поддержания боевого духа и для устрашения противника.
-А вот для чего еще нужны барабаны, послушайте и скажите.
Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц.
-Да барабаны служат для походов, для того чтобы солдаты шли ровным
маршем.
-Помните, мы с вами говорили о характере. О характере человека, о
характере музыки.
-А вот у каждого музыкального инструмента тоже есть свой характер,
характер звучание или еще называют окраска звука.
-Какой характер звучания или звука у барабана?
Ответы детей: громкий, гремящий
-Сейчас и мы с вами попробуем маршировать как солдаты под бой барабана.
Ходьба под звук барабана.
На середине зала лежат на полу на каждого по 2 деревянные палочки. Дети
маршем подходят к инструментам.
-А вот это палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы
слушайте и мне помогайте.
Стихотворение «Палочка-стукалочка»
Для ритмического сопровождения текста.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скресно палочками
Деревянный молоточек о пол)
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками скресно
В дверь к нам кто-то постучался. по коленям)
Вот откуда этот стук тук-тук-тук-тук.
-А вот теперь скажите это простые палочки?
Дети: Нет,это музыкальные ударные инструменты.
М.Р. Давайте мы их отнесем к нашим ударным инструментам. (дети проходят
на места и кладут палочки на стол)
Слайд 6
М.Р.-Посмотрите на следующий инструмент и скажите, как он называется?
Дети: металлофон
-Вы знаете, почему его так назвали? Он состоит из металлических трубочек,
которые при ударе молоточком звучат. Метал звучит-металлофон.
-Этот инструмент можно назвать ударным?
Дети: Да это ударный инструмент,
М.Р. На нем можно сыграть мелодию, значит это не просто ударный,а
ударно-мелодический инструмент.
Распевка «Эй кузнец» - игра на металлофоне.
-Кто может сказать, какой характер звучания у металлофона?
Дети: Звонкий
-Можно на этом инструменте играть очень сильно ударяя молоточком?
Дети: Нет
М.Р. Ребята, что такое оркестр? Это когда звучат сразу или поочередно много
разных инструментов. И чтобы нам создать свой оркестр музыкальных
инструментов мы поиграем в «Колпачок».
У меня здесь спрятаны под колпачками инструменты, кто отгадает их по
звучанию, на том инструменте и будет играть в нашем оркестре.
Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха
«Колпачок»
-Инструменты у всех? Наш оркестр готов! Тогда начнем, но не забывайте,
что инструменты у нас играют в проигрыше между куплетами в песне.
Песня «Песенка-чудесенка»
-Ну, вот мы с вами познакомились и поиграли на ударных инструментах.
Король этой страны прислал нам задание. Вот кассета, на которой записаны
отрывки разных музыкальных произведений. Мы должны прослушать
музыку и узнать где звучит сам король ударных инструментов, (объяснить
детям, что при звучании знакомого инструмента будем маршировать)
Определение на слух музыкального инструмента-барабана.
Выделить из многообразия звучания инструментов звучание барабана.
Игра песня с барабаном Слайд 7
М.Р. -Вы прекрасно поработали и заслужили призы (раздача памятных
сувениров в форме барабана)
-Ребята я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну
«Страну музыкальных инструментов», которая познакомила нас с ударными
инструментами.Мы еще обязательно вернемся сюда.
А пока пропоем - До свидания!
Дети выходятСемейный клуб «Мы вместе»
«Пальцы помогают говорить»
(нетрадиционная форма проведения-
семинар-практикум)
МДОУ Ишеевский детский сад «Родничок»2
Мавлютова Р.З., воспитатель
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
(В. А. Сухомлинский)
Ученые на основе обследования детей выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других.
Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь,
работоспособность головного мозга,
мышление, внимание, память, воображение.
Цель:
показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
План проведения:
1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.
2.Показ презентации «Игры для развития мелкой моторики»
3.Практическая часть: игры и упражнения.
4.Изготовление поделки «Чудо-мнучки» или «Массажёрчик»
5.Принятие решения заседания клуба.
Подготовительный этап:
1.Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука-это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
2.Подготовить приглашение на очередное заседание семейного клуба.
3.Атрибуты: мяч, бумажные круги с цифрами и надписями «Развитие речи
и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки
как орган речи»;
тазик с горохом;
зубные щетки, мячи - ежики;
воздушный шарик, крахмал, нитки для вязания, ручка, ножницы;
листы бумаги с надписями:
«Удачным сегодня было...»
«Я задумалась...»
«Мне бы хотелось в следующий раз...»
«Мои предложения и рекомендации...»
Форма проведения: семинар-практикум
Ведущий 1:
Пять да пять родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Ответ родителей и детей: Пальцы.
Ведущий 1:
Правильно. Речь идет о пальцах. Тема нашего заседания семейного клуба – семинара - практикума посвящена как раз им, а точнее - развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому? Вы узнаете. Сейчас родители и дети поиграют в игру: «Собери пословицу». На столе лежат бумажные круги с номерами. Нужно взять круг, определиться с цифрой и выстроиться по порядку.
(Родители и дети выполняют задание)
Родители читают: «Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи».
Ведущий 2: Но прежде чем начать работу практикума, давайте поприветствуем друг друга. Взрослые бросают мяч друг другу и говорят комплимент.
Игра-приветствие.
Ведущий 2: На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч работают пальцы, это сопровождается речью комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу - задействовалось мышление.
Ведущий 1: Ученые на основе обследования детей выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы:
1. Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев?
Ответ родителей
2. Как?
Ответ родителей....
3. Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей?
Ответ родителей....
4. Для чего вы это делаете?
Ответ родителей.....
5. Что дает занятие с пальчиками детям?
Ответ родителей.....
Ведущий 1: Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.
Ведущий 2: Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме. Сейчас мы будем играть и пальчики развивать.
Показ презентации «Игры для развития мелкой моторики»
Ведущий 1: Каждый день мы играем в пальчиковые игры. Мы хотим показать вам одну из них.
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Ведущий 2: Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
Ведущий 1: Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в «сухом бассейне».
Ребята вместе с родителями опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).
Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной:
«В миску сыпали горох,
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».
Ведущий 2: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее,
Пальчики - удальчики».
Ведущий 1: Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям
«Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо-влево, как хочу.
Сверху - левой, снизу правой
Я его катаю, браво».
Ведущий 2: Очень хорошо развивает мелкую моторику японское искусство складывания бумаги оригами. Оригами привлекает детей.
И ёще весёлые игрушки из воздушных шаров. Данная забава для взрослых может служить игрушкой для снятия стресса (так как она приятно мнётся руками и действует успокаивающе), а у детей шарик кроме вызванных положительных эмоций, отлично развивает мелкую моторику ручек.
Изготовление поделки «Чудо-мнучка» или «Массажёрчик».
Ведущий 1: Развитие мелкой моторики, речи важнее перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Ведущий 2: А, сейчас, предлагаю родителям поиграть еще в одну игру
«Закончи предложение».
(Родителям раздаются листочки с началом предложения):
«Удачным сегодня было..
«Я задумалась..
«Мне бы хотелось в следующий раз
«Мои предложения и рекомендации....
Ведущий 1: Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова: «Движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения...»
Подведение итогов.
Решение заседания семейного клуба:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях, используя рекомендации, материал заседания семейного клуба.
2. Заботиться, чтобы деятельность детей была успешной - это будет подкреплять их интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.