Виды рынков. Тесты ЕГЭ - экономика.




1. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризует ситуацию на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

2. Фондовая биржа в условиях финансового кризиса объявляет о снижении курса акций крупных компаний. Данный факт иллюстрирует ситуацию на рынке

1) товаров

2) материалов

3) капиталов

4) инноваций

3. Современный рынок характеризует

1) сочетание рыночного и государственного регулирования

2) полное устранение экономического планирования

3) стабильность цен на товары массового спроса

4) централизованное распределение ресурсов

4. Рост спроса на цветы в канун Международного женского дня приводит к повышению цен на них. Это отражает ситуацию на рынке

1) товаров и услуг

2) капиталов

3) труда

4) инноваций

5. На фондовой бирже в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний. Примером функционирования какого рынка является данный факт?

1) недвижимости

2) труда

3) капиталов

4) инноваций

6. Рост популярности кафе с разнообразным ассортиментом десертов резко повысил потребность в таких специалистах, как кондитеры. Какую особенность рынка труда иллюстрирует этот пример?

1) связь спроса на труд со спросом на товары и услуги

2) мобильность работников

3) высокую конкуренцию работников

4) установление определённого уровня безработицы

7. Что содействует эффективности производства в условиях рынка?

1) введение новых налогов

2) государственное регулирование затрат производства

3) экономическая свобода производителей

4) устранение разделения труда

8. Существует несколько значений «экономика». Какое положение иллюстрирует экономику как науку?

1) производство большой партии новых пылесосов

2) оказание населению медицинских услуг

3) развитие телекоммуникационных сетей и сетей мобильной связи

4) изучение моделей функционирования рынка труда

9. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке

1) информации

2) средств производства

3) товаров и услуг

4) труда

10. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

1) рынок товаров

2) совершенная конкуренция

3) региональный рынок

4) рынок услуг

5) монополия

6) рыночный дефицит

11. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

12. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

1) рынок товаров и услуг

2) избыток продукции

3) местный рынок

4) рынок информации

5) чистая конкуренция

6) олигополия

13. Росту сбережений потребителей в первую очередь способствует

1) улучшение качества товаров и услуг

2) увеличение доходов

3) отсутствие дефицита товаров

4) увеличение подоходного налога

14. Конкуренция производителей оказывает непосредственное влияние на

1) повышение покупательной способности

2) появление количества товаров лучшего качества

3) стабильность индивидуальных доходов

4) увеличение потребительского бюджета

15. Верны ли следующие суждения о типе рыночной структуры, именуемой монополией?

А. Для монополии характерным признаком является наличие одного продавца.

Б. Для монополии характерным признаком является формирование цены на товар исключительно продавцом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Конкуренция важна, потому что она

1) способствует росту цен

2) способствует снижению качества товаров и услуг

3) способствует увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг

4) заставляет производителей повышать затраты на производство товаров и услуг

17. Верны ли следующие суждения о сущности равновесного состояния рынка какого-либо товара?

А. Цены на рынке товара целиком и полностью устраивают покупателей.

Б. Количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


18. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

19. Какое слово про­пу­ще­но в таб­ли­це?

ФУНК­ЦИИ РЫНКА ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Ин­фор­ма­ци­он­ная Рынок предо­став­ля­ет ин­фор­ма­цию о ценах, де­фи­ци­тах и из­быт­ке то­ва­ра
Ре­гу­ли­ру­ю­щая С по­мо­щью ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма эко­но­ми­ка пе­ре­рас­пре­де­ля­ет свои ре­сур­сы в поль­зу того или иного то­ва­ра
... Рынок свя­зы­ва­ет во­еди­но про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей

20. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

рынок сырья рынок земли рынок ре­сур­сов
рынок труда рынок обо­ру­до­ва­ния  

21. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

не­со­вер­шен­ство рынка не­воз­мож­ность про­из­вод­ства об­ще­ствен­ных благ ком­пен­са­ция внеш­них эф­фек­тов
мо­но­по­ли­за­ция рын­ков не­ра­вен­ство до­хо­дов  

22. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «кон­ку­рен­ция». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мо­но­по­лия 2) мо­ноп­со­ния 3) ко­опе­ра­тив
4) оли­го­по­лия 5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция 6) кор­по­ра­ция

23. В го­ро­де N со­то­вую связь предо­став­ля­ет толь­ко одна ком­па­ния. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рынок средств про­из­вод­ства 2) мо­но­по­лия 3) мест­ный рынок
4) рынок услуг 5) оли­го­по­ли­сти­че­ский рынок 6) фон­до­вый рынок

24. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками рыночного хозяйства для объединения усилий по улучшению условий производства и купли-продажи.

2) Конкуренция ограничивает возможность создания монополий.

3) Конкуренция способствует стремлению производителей к удешевлению производства и внедрению более рациональных методов хозяйствования.

4) Конкуренция способствует снижению расходов на рекламу.

5) Конкуренция создаёт возможность выбора для потребителя.

25. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства, все находятся в равных условиях. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров

2) местный рынок

3) олигополия

4) региональный рынок

5) избыток продукции

6) чистая (совершенная) конкуренция

26. Большинство авиастроительных корпораций останавливает свой выбор на двигателях, произведённых одной из трёх компаний крупнейших в мире производителей авиационных двигателей. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров

2) монополия

3) мировой рынок

4) олигополия

5) фондовый рынок

6) местный рынок

27. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о кон­ку­рен­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Кон­ку­рен­ция между про­из­во­ди­те­ля­ми вы­сту­па­ет ре­гу­ля­то­ром хо­зяй­ства во всех эко­но­ми­че­ских си­сте­мах.

2) В усло­ви­ях рынка кон­ку­рен­ция ведет к сни­же­нию из­дер­жек про­из­вод­ства.

3) Одним из по­след­ствий кон­ку­рен­ции яв­ля­ет­ся ра­зо­ре­ние части про­из­во­ди­те­лей.

4) Глав­ным видом кон­ку­рен­ции в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей за луч­шие то­ва­ры и услу­ги.

5) Кон­ку­рен­ция сти­му­ли­ру­ет рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

28. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между объ­ек­та­ми про­да­жи и рын­ка­ми, на ко­то­рых они про­да­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОБЪ­ЕК­ТЫПРО­ДА­ЖИ   ВИДЫРЫН­КОВ
A) Про­грамм­ное обес­пе­че­ние Б) По­тре­би­тель­ские кре­ди­ты B) При­ва­ти­за­ци­он­ный чек Г) Ва­лю­та   1) Рынок фи­нан­со­вых услуг 2) Рынок цен­ных бумаг 3) Рынок ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти

29. В го­род­ке Z элек­тро­энер­гию, отоп­ле­ние, по­да­чу воды в дома жи­те­лей осу­ществ­ля­ет толь­ко одна ком­па­ния. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка

1) рынок средств про­из­вод­ства

2) чи­стая кон­ку­рен­ция

3) мест­ный рынок

4) ры­ноч­ный де­фи­цит

5) мо­но­по­лия

6) рынок услуг

30. Рынок спор­тив­ной одеж­ды об­ла­сти Z поделён между че­тырь­мя круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми-опе­ра­то­ра­ми, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рынок услуг

2) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

3)ре­ги­о­наль­ный рынок

4)рынок то­ва­ров

5)оли­го­по­лия

6) ры­ноч­ный де­фи­цит

31. На рынке со­то­вой те­ле­фон­ной связи стра­ны А. дей­ству­ют три круп­ных опе­ра­то­ра, дик­ту­ю­щих цены на та­риф­ные планы. Вы­бе­ри­те из пе­реч­ня ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка.

1) на­ци­о­наль­ный

2) оли­го­по­лия

3) мо­но­по­лия

4) услуг

5) фи­нан­со­вый

32. Рынок мо­биль­ной связи об­ла­сти Z кон­тро­ли­ру­ет­ся одной круп­ной ком­па­ни­ей, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка

1) ре­ги­о­наль­ный рынок

2) мо­но­по­лия

3) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

4) рынок услуг

5) ры­ноч­ный де­фи­цит

6) рынок то­ва­ров

33. Чтобы не усту­пить рынок япон­ским про­из­во­ди­те­лям, аме­ри­кан­ские ав­то­мо­биль­ные ком­па­нии «Дже­не­рал Мо­торс», «Форд» и «Край­слер» стали уси­лен­но ра­бо­тать над по­вы­ше­ни­ем ка­че­ства своих машин. Какие эко­но­ми­че­ские яв­ле­ния могут быть про­ил­лю­стри­ро­ва­ны дан­ной си­ту­а­ци­ей?

1) фак­то­ры про­из­вод­ства

2) кон­ку­рен­ция

3) оли­го­по­лия

4) спе­ци­а­ли­за­ция

5) ин­фля­ция

6) стаг­на­ция

34. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рынка ка­пи­та­ла. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ис­хо­дя из объёма кли­ент­ских за­ка­зов, ав­то­мо­биль­ный рынок дол­жен со­хра­нить ста­биль­ность.

2) Па­ци­ен­ты го­то­вы пла­тить боль­шую цену, чтобы по­лу­чить ме­ди­цин­скую по­мощь луч­ше­го ка­че­ства.

3) В усло­ви­ях фи­нан­со­во­го кри­зи­са про­изо­шло сни­же­ние курса акций круп­ных ком­па­ний.

4) За до­ста­точ­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни сло­жил­ся со­вре­мен­ный рынок об­ра­зо­ва­тель­ных услуг.

5) Пяти бан­кам за­пре­ти­ли про­да­жу об­ли­га­ций в евро и вы­пуск акций в поль­зу ев­ро­пей­ских ин­ве­сто­ров.

6) Сни­же­ние рынка тра­ди­ци­он­ной те­ле­фон­ной связи ком­пен­си­ру­ют до­хо­ды от услуг мо­биль­ной связи и пе­ре­да­чи дан­ных.

35. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Ос­нов­ная про­бле­ма для эко­но­ми­ки — это со­гла­со­ва­ние без­гра­нич­ных и по­сто­ян­но рас­ту­щих по­треб­но­стей людей с огра­ни­чен­ны­ми ___________ (А) для их удо­вле­тво­ре­ния.

Что такое по­треб­но­сти? Это по­ня­тие весь­ма мно­го­знач­но и ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­во. Это ___________ (Б) того, без чего нель­зя под­дер­жи­вать не толь­ко жизнь че­ло­ве­ка, но и его раз­ви­тие как лич­но­сти и как члена об­ще­ства. Че­ло­век своей хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью на­учил­ся удо­вле­тво­рять свои раз­но­об­раз­ные по­треб­но­сти, про­из­во­дя то­ва­ры и услу­ги, т. е. эко­но­ми­че­ские блага. При этом ко­ли­че­ство и ка­че­ство этих благ не­пре­рыв­но рас­тет и ме­ня­ет­ся под вли­я­ни­ем тех­ни­че­ско­го ___________ (В), рас­ши­ре­ния кру­го­зо­ра людей, моды, ре­кла­мы и т. д. Таким об­ра­зом, по­треб­но­сти все время рас­тут. А для того, чтобы их удо­вле­тво­рить, нужны ___________ (Г). Те из них, ко­то­рые уда­ет­ся во­влечь в про­из­вод­ство эко­но­ми­че­ских благ, на­зы­ва­ют­ся фак­то­ра­ми про­из­вод­ства. По­сте­пен­но наука рас­ши­ря­ла свои пред­став­ле­ния о фак­то­рах, не­об­хо­ди­мых для про­из­вод­ства благ. Сна­ча­ла счи­та­лось, что глав­ный ре­сурс, глав­ный фак­тор — это ___________ (Д), что толь­ко сель­ское хо­зяй­ство может про­из­ве­сти не­об­хо­ди­мые блага. Позд­нее, в ка­че­стве не­пре­мен­но­го фак­то­ра при­зна­ли ___________ (Е) в любой сфере ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, а не толь­ко в сель­ском хо­зяй­стве. С име­нем К. Марк­са свя­за­но при­зна­ние ___________ (Ж) как важ­ней­ше­го фак­то­ра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.»

1) ка­пи­тал 2) про­из­вод­ство 3) воз­мож­но­сти
4) ре­сур­сы 5) про­гресс 6) не­хват­ка
7) ин­фор­ма­ция 8) земля 9) труд

36. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Самой боль­шой ры­ноч­ной вла­стью об­ла­да­ет ________(А). Это рынок, на ко­то­ром при­сут­ству­ет един­ствен­ный ________(Б) уни­каль­но­го про­дук­та. Такой рынок не вы­го­ден ________(В) с точки зре­ния ка­че­ства про­дук­ции, раз­но­об­ра­зия ________(Г), уров­ня цен. Чтобы не до­пу­стить об­ра­зо­ва­ния новых рын­ков та­ко­го типа,________(Д)про­во­дит ________(Е) по­ли­ти­ку ».

1) ас­сор­ти­мент 2) по­ку­па­тель 3) про­да­вец
4) мо­но­по­лия 5) кон­ку­рен­ция 6) то­ва­ри­ще­ство
7) го­су­дар­ство 8) раз­но­об­раз­ный 9) ан­ти­мо­но­поль­ный

37. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важное значение в экономических процессах играет так называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в рыночной экономике свободной __________ (1). __________ (2) определяется экономистами как общее количество товара, которое __________ (3) в каждый конкретный момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях объем спроса уменьшается по мере увеличения __________ (4). Надо, однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на __________ (5) не находятся в прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много факторов, влияющих на __________ (6) цены и спроса»

А) цена

Б) потребитель

В) производитель

Г) спрос

Д) производство

Е) конкуренция

Ж) товар

З) стоимость

И) соотношение

 

Часть С.

Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции…

В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.

Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.

В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.

Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.

Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.

38. Какие два основных инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чём состоит значение информации, распространяемой системой цен?

39. Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?

40. Какие три функции цен в условиях рынка рассмотрены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.

41. Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство не должно утрачивать контроль над ценами на товары и услуги. Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения о возможных формах и проявлениях подобного контроля.

 

42. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «слу­чаи не­со­сто­я­тель­но­сти рынка»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о не­со­сто­я­тель­но­сти рынка.

43. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

44. Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.

45.Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Экономика: «Экономическая конкуренция — это не война, а со­пер­ни­че­ство в ин­те­ре­сах друг друга» (Э. Каннан).

Экономика: «Цены мо­но­по­лии во всех слу­ча­ях являются са­мы­ми высокими из тех, ко­то­рые можно вы­жать из покупателей» (А. Смит).

Экономика: «Конкуренция обес­пе­чи­ва­ет наилучшие ка­че­ства продуктов и раз­ви­ва­ет наихудшие ка­че­ства людей» (Д. Сарнофф).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: