КАРТА УРОКА
по учебному предмету «Беседы об искусстве»
3 «А» класс
Тема урока: " Текстиль."
Дата: 26 ноября 2020 года.
Задачи урока:
1. Изучить значение термина «текстиль».
2. Знакомство с последовательностью выполнения работы от эскиза до работы в материале.
Задача обучающегося:
1. Виды текстильных изделий.
2. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, роспись по ткани).
Последовательность работы (с включением письменного описания):
Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел.
Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. Ткачество подразделяется на ручное и машинное. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Ручное ткачество отличается тем, что для производства изделий используются простые станки, на которых закреплены нити основы и имеются некоторые удобства для ткачества, но весь процесс ткач производит вручную. Более сложные станки с ремизными устройствами и подножками также являются ручными. Таким способом с древности и до настоящего времени создают ткани, ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, утилитарные изделия. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.
Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). До XIX-XX века ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.
|
Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с XVIII — XIX веков: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам.
В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов — так называемые браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это так называемые плоские или ленточные пояса.
|
Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзяне, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х годов для тканья праздничных поясов — до XXI века.
Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х годах оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.
В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира, однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь с помощью ручных ткацких станков. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.
|
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
· Бесконечно разнообразны виды швов:
o для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
o для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
o мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.
Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
· Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
o выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
o использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
o эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету….[1]
Виды вышивания
· Вышивка синелью
· Вышивка крестом
· Вышивка полукрестом (англ.) (гобеленовое шитьё)[2]
· Вышивка гладью
· Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
· Вышивка лентами
· Вышивка шёлком
· Золотное шитьё (золотыми нитями)
· Вышивка бисером
· Изонить
· Орловский спис
· Аппликация
· Кэндлвик (англ.) (candlewicking) — стиль вышивки, обычно нитками натурального цвета на натуральном полотне, с использованием глади и французских узелков
Национальные виды вышивки