Игровая программа для детей младшего школьного возраста.
«Игровая экология».
Педагог дополнительного образования
Голендухина Наталья Петровна
Г. Ишим
Г.
Игровая программа «Игровая экология» для детей младшего школьного возраста.
В подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребенка. Эффективное воздействие на развитие личности ребенка оказывает смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры. Восприятие ребенком героев сюжета и их действий, творческое перевоплощение в их образы. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, своеобразно – смысловую интерпретацию, что способствует развитию экологического сознания.
Цель: Знакомство с подвижными играми.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с подвижными играми.
2. Развивать экологическое сознание, воображение, память, координацию движений.
3. Формировать интерес к игре, воспитывать любовь к природе.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересными играми, они не простые, а с экологической историей.
Игра «Не намочи крылья»
Экологическая информация: «Дети, вы когда – нибудь, видели, чтобы насекомые летали под дождем?». «Насекомые не летают во время дождя, чтобы не намочить крылья. Мокрые крылья становятся тяжелыми и скручиваются. Поэтому бабочки, стрекозы, пчелы в дождь прячутся в свои домики».
Цель: Развивать точность движения рук, скорость двигательной реакции, внимание; приучать действовать организованно; показать, что все явления в природе взаимосвязаны и не случайны; объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий.
|
Оборудование: мяч среднего размера, мел (для черчения кругов - домиков) или обручи.
Ход игры: водящий с мячом становится в сторону от игроков и, сказав слова: «Солнышко светит»,- подбрасывает мяч вверх.
В это время «бабочки» должны «вылетать», порхать на полянке и меняться домиками, перелетая из круга в круг. Поймав мяч со словами «дождик начинается», водящий бросает его в «бабочку», которая не успела «залететь» в свой «домик». Если «дождик» (мяч) попадает на «бабочку», она больше не участвует в игре. Для повышения эффективности своих действий водящий может использовать несколько мячей. Если большое количество игроков, может быть 2-3 водящих.
Примечание: Нельзя бросать мяч в игрока, который успел занять «домик».
Игра «Ястребы и ласточки»
Экологическая информация: Ястреб – прекрасный охотник. И если дикие птицы инстинктивно прячутся при виде парящего силуэта, то у домашних этот рефлекс не срабатывает. Молодых цыплят и утят ястреб может утащить даже с подворья. Добычу ястреб видит издaлека, грызунa может обнaружить на рaсстоянии километра. Птица долго парит кругами над ареалом своего обитания, высматривая добычу. Удачную охоту ей могут испортить ласточки, которые часто «гонятся» за ястребом с криками, предупреждая жертву об опасности.
Цель игры: развивать внимание, быстроту реакции; повышать познавательный интерес, познакомить с поведением птиц в природе.
Оборудование: без оборудования.
Ход игры: В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», в другом «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки не названной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.
|
Правила игры: Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Игра «Ёж и мыши»
Экологическая информация: «Ежи питаются мышами, регулируя их численность. Если бы не было мышей, ежам практически нечего было бы, есть. В природе все нужны друг другу, всё взаимосвязано».
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту движений и двигательную реакцию, ориентирование в пространстве; формировать ответственность за результаты личных и совместных действий, интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения.
Оборудование: без оборудования, можно использовать маску ёжика.
Ход игры: все дети становятся в круг. «Ежик» - в центре круга. По сигналу все идут вправо, «еж» - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик–туп-туп;
Весь колючий, остер зуб,
Ежик–ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Слышишь ежик–всюду тишь?
Чу! Скребется в листьях мышь!
«Еж» начинает ловить мышек, которые бегают за кругом, вбегают и выбегают из него. Игроки так же могут поймать оказавшуюся в круге мышку, если успеют быстро присесть и опустить руки.
Примечание: Во время игры дети не должны все время держаться за руки, «мышки» должны свободно пробегать между детьми. Выскочить из «мышеловки» детей «мышка» может только между игроками, не взявшимися за руки.
|
Игра «Гуси»
Экологическая информация: Разведение домашних гусей издавна было популярным на Руси. За день гуси в состоянии поедать до двух килограммов зелени. Поэтому их разводят там, где поблизости есть пастбища, неиспользуемые залуженные и заболоченные земли, небольшие озера или пруды. Лиса-хищник. Чаще всего она охотится на мышей и других мелких грызунов, любит зайчат, поедает мелких птиц и птичьи яйца. На домашних птиц лиса не так часто охотится, так как опасается человека, но лакомится птичьим мясом с большим удовольствием.
Оборудование: маска лисы.
Ход игры: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси».
Пастух приговаривает:
На лугу гусей пасу.
От лисы гусей спасу.
Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Это правда?
-Да, да, да!
-Кто вас слышит?
-Кабарда!
После последнего слова, «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать ей. Если «пастух» успеваетсхватить «гуся» за «крыло» раньше «лисы», «гусь» спасен. Игра заканчивается, когда все гуси перебегут в безопасное место, о котором игроки договариваются заранее.
Игра «Кукушка»
Экологическая информация: «Кукушка–очень интересная птица. Она не умеет вить гнезда и растить своих птенцов. Поэтому откладывает свои яйца в гнезда других птиц, которые затем и выкармливают кукушонка, принимая его за своего птенца. Кукушки очень прожорливы и полезны тем, что поедают много вредных насекомых».
Цель игры: расширять круг знаний об образе жизни птиц, знакомить детей с необычным способом выкармливания птенцов кукушки; развивать произвольность, наблюдательность, инициативу.
Оборудование: маленький резиновый шарик.
Ход игры: игроки встают в круг. Выбирается водящий «кукушка». У нее яйцо. Остальные игроки вытягивают руки вперед, округляя ладони – «гнездо». «Кукушка» идет по кругу и каждому как будто кладет яйцо в «гнездо». При этом говорит:
«Вот по кругу я лечу,
всем яйцо в гнездо кладу.
Гнезда крепче закрывайте,
да смотрите, не зевайте»
В ладонях одного из игроков «кукушка» незаметно оставляет «яйцо», быстро выходит из круга и говорит: «Ку-ку, ку-ку». Та «птица», у которой осталось яйцо, должна успеть выбежать на середину круга, а остальные ее поймать. Пойманная «птица» становится «кукушкой». Если же она успевает выбежать, то «кукушка» не меняется и игра продолжается с теми же ролями.
Примечание: ловить «птицу» можно только после слов: «Ку-ку, ку-ку».
Спасибо вам, ребята, за игру, что интересного узнали из наших игр? До свидания.