Музыкальный руководитель Л.В. Гафарова




КасумоваНадият

Педагогический проект «Музыкальная коррекционно-игровая деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

МБДОУ Центр развития ребенка №7 «Елочка», г. Ханты-Мансийск

Музыкальный руководитель Л.В. Гафарова

Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ современных исследований и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- между осознанием значимости решения возникшей проблемы и возможностями ее решения. К факторам, отражающих это противоречие относится: отсутствие программных документов, раскрывающих содержание коррекционной работы с детьми-логопатами, с учетом имеющихся у детей недостатков, в частности в области музыкального и физического воспитания;

- между признанием необходимости интеграции деятельности всех специалистов в коррекционной работе по нормализации речи детей и недостаточной степенью готовности специалистов к данной деятельности. Массовая практика показывает, что специалисты дошкольных учреждений (за исключением учителей-логопедов и дефектологов) столь разобщены в своей деятельности и выполнении узко профессиональных задач, что это становится реальным препятствием гармоническому, сбалансированному развитию ребенка, имеющего проблемы в речи.

А ведь дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая группа воспитанников, которые требуют пристального внимания со стороны педагогической общественности.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе музыкальной деятельности, выявила следующее:

- у всех детей с речевой патологией имеет место та или иная моторная недостаточность;

- некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;

- испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;

- недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;

- дети с речевыми нарушениями при выполнении двигательных упражнений нередко задерживают дыхание;

- детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость.

Дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в общении, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.), снижении потребности в общении (Б.М. Гришпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина). Несовершенство коммуникативных умений, речевая пассивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Цель проекта: реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция имеющихся у них недостатков путем использования средств музыкального воспитания.

Задачи проекта (связь с образовательными областями)

1.Образовательная область «Музыка»:

1.1. Развитие музыкально-художественной деятельности детей-логопатов с учетом их возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей;

1.2. Развитие певческих умений детей; освоение детьми умений игрового музицирования; стимулирование самостоятельной деятельности детей по импровизации танцев, игр, оркестровок; развитие умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности;

1.3. Приобщение к музыкальному искусству.

2.Образовательная область «Здоровье»:

2.1. Оздоровление психики: воспитание увереннос­ти в своих силах, выдержки, волевых черт характера;

2.2. Развитие правильного дыхания;

2.3. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

3. Образовательная область «Социализация»:

3.1. Личностное развитие детей как представителей социума, их самореализация в каком-либо виде музыкальной деятельности, гармоничное развитие дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии;

3.2. Воспитание музыкально эрудированного человека;

3.3. Развитие умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

4.Образовательная область «Коммуникация»:

4.1. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах музыкальной деятельности;

4.2. Активизация и развитие слухового внимания;

4.3. Воспитание навыков группового общения.

5. Образовательная область «Физическое развитие»:

5.1. Развитие умения ритмично двигаться под музыку;

5.2. Укрепление, тренировка двигательного аппа­рата: развитие равновесия, свободы движений, сня­тие излишнего мышечного напряжения, улучше­ние ориентировки в пространстве;

5.3. Координация движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на инструментах.

6. Образовательная область «Познание»:

6.1. Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора;

6.2. Развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности.

Замысел проекта: Обозначенные цели и задачи можно оптимально реализовать посредством развертывания в группах компенсирующей направленности музыкальной коррекционно-игровой деятельности, широкого привлечения родительской и педагогической общественности к решению единых задач становления качества жизни воспитанников-логопатов, выравниванию их стартовых возможностей перед поступлением в школу.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- поиск новых форм и методов комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи через изучение педагогической литературы, знакомство с научными исследованиями;

- апробация, отбор и разучивание музыкально-дидактических, пальчиковых, логоритмических и др. игр;

- подбор пособий для проведения занятий;

- составление перспективного плана реализации проекта;

- определение тем консультаций по коррекции речевых и сопутствующих проблем воспитанников;

- определение конечного продукта, предполагаемых результатов;

- выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.

Основной этап:

- совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя по организации музыкальной коррекционно-игровой деятельности;

- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с коррекцией выявленных проблем;

- взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта;

- педагогическое просвещение социальных партнеров по проекту (родителей, воспитателей, специалистов учреждения).

Заключительный этап:

- подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня речевого развития, социальной активности и личностного развитие каждого ребенка;

- организация досуговой деятельности в рамках проекта;

- подготовка и проведение презентации проекта.

Предполагаемые результаты:

- повысится качество речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период пребывания детей в логопедической группе;

- совершенствование двигательного аппарата: движения будут более точными, выразительными, плавными;

- у детей появится потребность к самореализации и самосовершенствованию;

- процесс общения со взрослыми и сверстниками станет более свободный, снизится уровень тревожности детей-логопатов;

- наметится положительная тенденция в формировании устойчивого внимания, развития памяти, регуляции поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: