КасумоваНадият
Педагогический проект «Музыкальная коррекционно-игровая деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
МБДОУ Центр развития ребенка №7 «Елочка», г. Ханты-Мансийск
Музыкальный руководитель Л.В. Гафарова
Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ современных исследований и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
- между осознанием значимости решения возникшей проблемы и возможностями ее решения. К факторам, отражающих это противоречие относится: отсутствие программных документов, раскрывающих содержание коррекционной работы с детьми-логопатами, с учетом имеющихся у детей недостатков, в частности в области музыкального и физического воспитания;
- между признанием необходимости интеграции деятельности всех специалистов в коррекционной работе по нормализации речи детей и недостаточной степенью готовности специалистов к данной деятельности. Массовая практика показывает, что специалисты дошкольных учреждений (за исключением учителей-логопедов и дефектологов) столь разобщены в своей деятельности и выполнении узко профессиональных задач, что это становится реальным препятствием гармоническому, сбалансированному развитию ребенка, имеющего проблемы в речи.
А ведь дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая группа воспитанников, которые требуют пристального внимания со стороны педагогической общественности.
Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.
Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе музыкальной деятельности, выявила следующее:
- у всех детей с речевой патологией имеет место та или иная моторная недостаточность;
- некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
- испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
- недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
- дети с речевыми нарушениями при выполнении двигательных упражнений нередко задерживают дыхание;
- детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в общении, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.), снижении потребности в общении (Б.М. Гришпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина). Несовершенство коммуникативных умений, речевая пассивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Цель проекта: реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция имеющихся у них недостатков путем использования средств музыкального воспитания.
Задачи проекта (связь с образовательными областями)
1.Образовательная область «Музыка»:
1.1. Развитие музыкально-художественной деятельности детей-логопатов с учетом их возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей;
1.2. Развитие певческих умений детей; освоение детьми умений игрового музицирования; стимулирование самостоятельной деятельности детей по импровизации танцев, игр, оркестровок; развитие умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности;
1.3. Приобщение к музыкальному искусству.
2.Образовательная область «Здоровье»:
2.1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера;
2.2. Развитие правильного дыхания;
2.3. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
3. Образовательная область «Социализация»:
3.1. Личностное развитие детей как представителей социума, их самореализация в каком-либо виде музыкальной деятельности, гармоничное развитие дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии;
3.2. Воспитание музыкально эрудированного человека;
3.3. Развитие умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.
4.Образовательная область «Коммуникация»:
4.1. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах музыкальной деятельности;
4.2. Активизация и развитие слухового внимания;
4.3. Воспитание навыков группового общения.
5. Образовательная область «Физическое развитие»:
5.1. Развитие умения ритмично двигаться под музыку;
5.2. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве;
5.3. Координация движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на инструментах.
6. Образовательная область «Познание»:
6.1. Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора;
6.2. Развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности.
Замысел проекта: Обозначенные цели и задачи можно оптимально реализовать посредством развертывания в группах компенсирующей направленности музыкальной коррекционно-игровой деятельности, широкого привлечения родительской и педагогической общественности к решению единых задач становления качества жизни воспитанников-логопатов, выравниванию их стартовых возможностей перед поступлением в школу.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- поиск новых форм и методов комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи через изучение педагогической литературы, знакомство с научными исследованиями;
- апробация, отбор и разучивание музыкально-дидактических, пальчиковых, логоритмических и др. игр;
- подбор пособий для проведения занятий;
- составление перспективного плана реализации проекта;
- определение тем консультаций по коррекции речевых и сопутствующих проблем воспитанников;
- определение конечного продукта, предполагаемых результатов;
- выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.
Основной этап:
- совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя по организации музыкальной коррекционно-игровой деятельности;
- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми с коррекцией выявленных проблем;
- взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта;
- педагогическое просвещение социальных партнеров по проекту (родителей, воспитателей, специалистов учреждения).
Заключительный этап:
- подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня речевого развития, социальной активности и личностного развитие каждого ребенка;
- организация досуговой деятельности в рамках проекта;
- подготовка и проведение презентации проекта.
Предполагаемые результаты:
- повысится качество речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период пребывания детей в логопедической группе;
- совершенствование двигательного аппарата: движения будут более точными, выразительными, плавными;
- у детей появится потребность к самореализации и самосовершенствованию;
- процесс общения со взрослыми и сверстниками станет более свободный, снизится уровень тревожности детей-логопатов;
- наметится положительная тенденция в формировании устойчивого внимания, развития памяти, регуляции поведения.