Структурными элементами курсовой работы являются: обложка, титульный лист, реферат, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, вспомогательные указатели, приложения.
Титульный лист курсовой работы должен содержать следующие сведения:
– полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
– название темы;
– название вида документа;
– сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись);
– сведения о ведущем преподавателе (Ф.И.О., учёная степень, учёное звание, подпись);
– сведения о допуске курсовой работы к защите (дата допуска);
– наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа приведён в приложении А.
Реферат представляет собой изложение главных положений и основных выводов. Он должен содержать сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей контрольной работы, количестве использованных литературных источников, перечень ключевых слов, включающий от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, в наибольшей мере характеризующих его содержание и обеспечивающих возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать: объект исследований или разработки, цель работы и ее результаты.
Оглавление должно содержать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– список литературы;
– вспомогательные указатели;
– приложения.
Введение характеризует актуальность и значимость темы, степень её разработанности в отечественной и мировой теории и практике, цели и задачи, объект и предмет исследования.
|
Основная часть курсовой работы. Основную часть следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т.д.
Обязательным структурным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор темы (обзор литературы).
Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определённой теме, содержащий обобщённые и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
К тексту аналитического обзора предъявляют следующие основные требования:
– полнота и достоверность информации;
– наличие критической оценки использованной информации;
– логичность структуры;
– композиционная целостность;
– аргументированность выводов;
– ясность, чёткость и лаконичность изложения.
Содержание второго раздела основной части зависит от выбранной темы и должно содержать либо руководство по качеству для конкретного предприятия, либо описание процедуры сертификации СМК (деловая игра), либо разработанный нормативный документ второго и третьего уровня (СТО). Образцы оформления разработанных документов приведены в приложениях Б, В.
|
Заключение. Раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики: приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части.
Список литературы. Основные требования, предъявляемые к списку литературы:
– соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов её рассмотрения;
– наличие опубликованных и неопубликованных отечественных и зарубежных документов;
– разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
– отсутствие морально устаревших документов.
Библиографическое описание документов в списке литературы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.
В библиографических описаниях допускаются сокращения в области выходных данных по ГОСТ 7.0.12 и 7.11.
Библиографические описания документов располагают в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.
Библиографические описания на языках с разной графикой группируют в два алфавитных ряда:
– вначале на русском языке или языках с кириллической графикой;
– затем на языке (языках) с латинской графикой (например, английском, немецком и др.).
Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.
Вспомогательные указатели. В состав вспомогательных указателей курсовой работы могут входить:
|
– список сокращений;
– список условных обозначений;
– указатель авторов – указатель таблиц;
– указатель иллюстраций и др.
Состав вспомогательных указателей курсовой работы студенты определяют исходя из особенностей представления содержания.
Список сокращений оформляют в виде алфавитного перечня принятых в тексте курсовой работы сокращений и аббревиатур и соответствующих им полных обозначений понятий.
Список условных обозначений оформляют в виде перечня использованных в тексте условных обозначений с соответствующей их расшифровкой.
Указатель авторов оформляют в виде алфавитного перечня фамилий и инициалов авторов документов, использованных при подготовке текста курсовой работы, с указанием соответствующих порядковых номеров документов в списке литературы.
Указатели таблиц и иллюстраций оформляют в виде перечня названий таблиц (иллюстраций), упорядоченных в соответствии с их порядковыми номерами, с указанием страниц их месторасположения в тексте курсовой работы.
Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, протоколы испытаний, заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.
Правила представления приложений:
– приложения помещают в конце курсовой работы;
– каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь тематический заголовок;
– приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией, номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение»;
– приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВОЙ
ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Содержание текстовой части курсовой работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих.
Текст курсовой работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
– чёткость структуры;
– логичность и последовательность;
– точность приведённых сведений;
– ясность и лаконичность изложения материала;
– соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
В тексте курсовой работы могут использоваться следующие виды ссылок:
– на структурные элементы курсовой работы, таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения, перечисления, приложения и т.п.;
– на документы (библиографические ссылки).
Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляют по следующим правилам:
1. При ссылках в тексте на структурные элементы курсовой работы или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «…в разделе 1 были рассмотрены…», «…согласно 1.1», «…в соответствии с таблицей 1», (таблица 1), «… на рисунке 1», (рисунок 1), «…по формуле (1)», «… в уравнении (1)», «…в перечислении (1)», «…в приложении 1», (приложение 1) и т.п.
2. Если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то в ссылке следует указывать «…на рисунке», «…в таблице», «…по формуле», «…в уравнении», «… в перечислении», «…в приложении».
3. Ссылки на документы (библиографические ссылки). Допускаются следующие формы ссылок: на документ в целом, на определённый фрагмент документа, на группу документов. Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в скобках без точки. Ссылки на определённый фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Ссылки на фрагмент документа следует приводить в квадратных скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделённым от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым пишут букву «с» с точкой. Например [1, с. 3] Если фрагмент в источнике размещен на нескольких страницах, их номера записывают через тире. Например [33, с. 201-202].
Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляют путём указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые разделяют точкой с запятой. Например, «Результаты исследований [7; 12-15; 31] доказали, что…».
Допускается использование подстрочных ссылок. Подстрочные ссылки располагают внизу страницы, под строками основного текста, в сноске, и оформляют по ГОСТ 7.1.
В состав текста курсовой работы также могут входить сокращения, условные обозначения, примечания и другие составляющие.
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации.
Правила обозначения таблиц:
– каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее её содержание. Название таблицы помещают над ней;
– таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
– слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в левом верхнем углу в одну строку с названием таблицы;
– если в тексте имеется только одна таблица, то её не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
На все таблицы в тексте курсовой работы должны быть ссылки.
Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в курсовой работе.
Правила оформления иллюстраций:
– иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
– если в тексте только одна иллюстрация, то её не нумеруют и слово «Рис.» не пишут;
– слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации и её название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;
– иллюстрации располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Правила оформления текста курсовой работы определяются ГОСТ 7.32.
Текст курсовой работы должен быть выполнен с применением печатающих и графических устройств ЭВМ или машинописным способом. Его качество должно удовлетворять требованию чёткого воспроизведения средствами репрографии.
Страницы текста, в том числе и распечатки с ЭВМ, должны соответствовать формату А4 (А3).
Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее – 20, левое и нижнее – 20 мм.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ учитывают как страницы текста.
Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруют арабскими цифрами без точки, например: 1, 1.1, 1.1.1 и т.д.
Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагают по порядку друг за другом.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов.
Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст курсовой работы оформляют в специальную папку или переплетают.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Графическая часть курсовой работы должна отражать основные её результаты и наглядно подтверждать изложенный в тексте материал.
Графическая часть может быть представлена в виде схем, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц, чертежей, карт и др.
Графическую часть выполняют на бумажных носителях стандартного формата. Допускается использование фотоносителей, демонстрируемых с использованием технических средств.
Наглядные графические документы на бумажных носителях могут быть выполнены вручную чёрной тушью (фломастером) или с использованием графических устройств вывода ЭВМ (графопостроителей).
Оформление наглядных графических документов курсовой работы должно соответствовать общим требованиям к выполнению графических документов и обеспечивать их ясность и удобство чтения.
Наглядные графические документы следует выполнять на форматах, установленных ГОСТ 2.301.
Надписи на наглядных графических документах следует выполнять вручную шрифтом в соответствии с требованиями ГОСТ 2.304 или машинным способом.
Толщина линий – по ГОСТ 2.303.
При выполнении наглядных графических документов необходимо применять условные графические обозначения, установленные нормативными документами. При использовании дополнительных графических обозначений должны быть приведены соответствующие пояснения.