Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека:
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
- Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
- Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Биологические особенности человека:
- прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
- отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
- развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
- крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
- наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение).
Человек - существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Социальные особенности человека:
- наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже "речь" попугая - лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
- наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
- наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
- создание культуры (искусственной среды обитания);
- изготовление и использование орудий труда;
- потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам).
Биологическое и социальное в человеке – две стороны человеческой сущности. Первая – природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе – свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (общественное) в человеке слито воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.
Биологические признаки человека являются прирожденными, а социальные качества приобретенными.
Для характеристики социальной сущности человека используется понятие «личность».
Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важнейших социальных качеств, а именно: способность учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы.
В совокупности социальные качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и (или) представлять самые разнообразные сочетания.
Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни в ходе социализации – процесса усвоения культурного богатства общества, норм и правил поведения.
В основе направенности личности лежат потребности. Потребности – это осознание и переживание человека нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Нельзя удовлетворить какую-то потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь и побуждает человека к активной деятельности.
Классификация потребностей человека (точнее одна из множества классификаций):
- естественные потребности (биологические) - потребности в воздухе, воде, еде, одежде и жилье, продолжении рода;
- социальные потребности - потредности в общении, труде, занятии определенной позиции в обществе.
- духовные потребности – потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты, религиозной вере, художественном творчестве.