Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.
Основное содержание деятельности – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Структура деятельности:
- субъект – тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество;
- объект – то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека;
- цель – осознанный образ того, что может быть в результате деятельности;
- средства достижения цели;
- действия, направленные на достижение цели;
- результат (продукт).
Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.
Потребность – надобность, нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.
Особенности потребностей:
- потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено нехваткой того, что требуется;
- потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить;
- наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности, - затем отрицательными, а затем, в случае ее удовлетворения, - положительными;
- количество потребностей возрастает в эволюционном ряду (растения –примитивные животные – высокоразвитые животные – человек) и по мере развития человека (новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек);
- потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости.
Виды потребностей человека:
- Биологические (естественные, органические, материальные) – стремление человека поддерживать своё существование (потребности в пище, воздухе, воде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии);
- Социальные – стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве, в признании;
- Духовные (идеальные, познавательные) – стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного).
Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрети профессию, занять достойное положение в обществе.
Основные формы деятельности
1) Труд – форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты:
– отличается целесообразностью;
– нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, которые важнее процесса;
– требует наличия мастерства, умений, знаний;
– обладает практической полезностью;
– способствует развитию личности;
– преобразовывает внешнюю среду обитания человека;
2) Игра – особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых.
Характерные черты:
– происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;
– направлена не на результат, а на сам процесс;
– нацелена на удовлетворение интереса ее участников;
– в ее процессе используются так называемые замещающие предметы;
– ориентирована на воссоздание и усвоение общественного опыта;
– воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности;
– обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности;
– способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками;
3) Учение – форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений.
Характерные черты:
– предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей);
– направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность;
– является необходимым компонентом обучения;
– способствует развитию личности, навыков общественного поведения.
Условием успешного выполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.
Способности – индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.
– Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена;
– Отдельные способности могут частично восполнить отсутствие других способностей;
– Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей;
– В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать разные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности.
Виды способностей
– общие (интеллектуальные) – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, способность переживать, совершенная речь;
– специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности).
Если в процессе своей деятельности человек создает что-либо новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Главное отличие творчества от нетворческой деятельности – уникальность применяемых приемов, полученного результата.