Основные формы деятельности




Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельностьсознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.

Основное содержание деятельности – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Структура деятельности:

- субъект – тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество;

- объект – то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека;

- цель – осознанный образ того, что может быть в результате деятельности;

- средства достижения цели;

- действия, направленные на достижение цели;

- результат (продукт).

 

 

Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.

Потребностьнадобность, нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.

Особенности потребностей:

- потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено нехваткой того, что требуется;

- потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить;

- наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности, - затем отрицательными, а затем, в случае ее удовлетворения, - положительными;

- количество потребностей возрастает в эволюционном ряду (растения –примитивные животные – высокоразвитые животные – человек) и по мере развития человека (новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек);

- потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости.

Виды потребностей человека:

- Биологические (естественные, органические, материальные) – стремление человека поддерживать своё существование (потребности в пище, воздухе, воде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии);

- Социальные – стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве, в признании;

- Духовные (идеальные, познавательные) – стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла своего существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного).

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрети профессию, занять достойное положение в обществе.

Основные формы деятельности

1) Труд – форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты:

– отличается целесообразностью;

– нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, которые важнее процесса;

– требует наличия мастерства, умений, знаний;

– обладает практической полезностью;

– способствует развитию личности;

– преобразовывает внешнюю среду обитания человека;

2) Игра – особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых.

Характерные черты:

– происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;

– направлена не на результат, а на сам процесс;

– нацелена на удовлетворение интереса ее участников;

– в ее процессе используются так называемые замещающие предметы;

­– ориентирована на воссоздание и усвоение общественного опыта;

– воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности;

– обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности;

– способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками;

3) Учение – форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений.

Характерные черты:

– предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей);

– направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность;

– является необходимым компонентом обучения;

– способствует развитию личности, навыков общественного поведения.

Условием успешного выполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.

Способностииндивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

 

 

– Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена;

– Отдельные способности могут частично восполнить отсутствие других способностей;

– Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей;

– В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать разные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности.

Виды способностей

– общие (интеллектуальные) – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, способность переживать, совершенная речь;

– специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности (например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности).

 

Если в процессе своей деятельности человек создает что-либо новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.

Творчествоэто создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Главное отличие творчества от нетворческой деятельности – уникальность применяемых приемов, полученного результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: