Евангелие от Иоана глава 4




Друг.

Это было вчера:
Ночь, разговор и вино,
Купленное из-под полы.
Утро, горькое, как полынь,
Провожая в кирхи
Набожных сударей и сударынь,
Щёлочью янтарной въедается
В набережную и бульвары.
Мимо пекарен и фабрик рыжебородых,
Изгородь рта сомкнув кое-как,
Я несу свой расколовшийся вопль.
Если ты река, то на дне твоём есть
Камни, водоросли и утопленники.

 

Сердцу вторю,
Вдыхая пагубных ароматов букет,
Спускаясь в дремучую роздымь
Караваном верблюжьим,
Я все звёзды,
Тщетно вырывающиеся из пике,
Переплавил в охотничьи ружья.
Я бутыль жгучей откупорив,
Как труп, тащу раздумья воловьи
По дворам, да по кухням чужим.
Но ты любишь меня, глупая,
Такой чистой любовью,
Которой я не заслужил.

 

Верная будущность:
В мякоть земель плодородных
Вопьются новые черепа.
Кроткий век во всей полноте исчерпав,
Сухо, друг к дружке впритык,
На столе кухонном почернеют цветы.
Если ты река, уставший путник не заметит
Ни ядовитый плющ,
Ни подгнивающие корни ракит,
Если ты река, то я чудовище,
Жадно пьющее из этой реки.

 

Раскаленной спиралью вздымается свет,
Обнажая ветвь родинок
И бронзовый якорь ключиц.
Я улыбаюсь, яко юродивый,
Что лестницу Иакова
Пустил на растопку печи.
Яко юродивый,
Коий и в страшный шторм,
На задворках поместий и сёл
Языком цепляет оголённые провода.
Мой любимый фильм
Это тот, в котором несмотря ни на что
Я могу тебе всё отдать.
Целиком:
И в детской обиде,
И в слове болезненном.

 

Облетят исподволь Исаакиевский сады.
И ни слова не выдавить,
Будто мне самым грязным из лезвий
Полоснули кадык.
Дёрнет вдаль,
Извиваясь, как червь дождевой,
Товарняк. Лишь украдкой рыча,
Умоляю, не стой на ветру.
Если ты река,
В паутине пещер,
В самой жуткой, из чащ,
От теперь у тебя есть друг.

 

На дорогах,
Знакомых отнюдь,
Что врезаются анкером,
Незнакомцев пытливых распотрошив.
Сохрани меня,
Как и я наши дни храню,
В консервной банке
Моей души.
Сохрани меня.
Как хранит лучшее платье
Старик-костюмер.

 

Выворачивая хребет,
Занося годы странствий моих
В потрепанную тетрадь.

 

Я вернусь к тебе.

 

Через боль или через смех.
Спустя жизнь или спустя смерть.
Обещай же, что будешь
Ждать.

Юродство

Юро́дство (от ст.‑слав. оуродъ, юродъ[1] — «дурак, безумный»[2]) — намеренное старание казаться глупым, безумным[3]. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников[4]. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений[5][6].

В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы»

Юродство в Ветхом Завете

Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради»[7].

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15)[8]; Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3)[9]. Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями[10].
Юродство после Рождества Христова

Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел»[10].

Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом[9]. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4:10)

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1:20)

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18)

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1Кор. 3:19)

«…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор. 1:18)

«…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21)

«…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)

«…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1:25)

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им»[12].

По словам святителя Афанасия Александрийского:

Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю[13].

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых[14]. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни[15]. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества[уточнить]. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного[16]. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры[17].

 

Лестница Иакова

Ле́стница Иа́кова (ивр. ‏סולם יעקב‏‎, Sulam Yaakov) — лестница из сна Иакова, соединяющая Землю и Небо

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

(Быт. 28:12—16) »

Проснувшись, Иаков возлил елей на камень, который лежал у него в изголовье, и объявил это место Домом Божьим (Бейт Эль, в русском переводе — Вефиль, ср. байтил) — Быт. 28:18—19.

В православной традиции ветхозаветный рассказ о сновидении Иакова является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, поскольку роль Божией Матери сравнима с лестницей, по которой Господь во плоти спускается на землю с небес. По этой причине принято прочитывать его на Всенощном бдении под богородичные праздники

Сады Исаака

Мусульмане почитают Исхака (Исаака) в качестве исламского пророка, и некоторые из детей Исаака упомянуты в Коране.

В Коране сура 11 "Худ", аяты 69 - 71 рассказывает о рождении самого Исхака. Коран описывает Исхака (Исаака) как отца израильтян и верного служителя Бога. Согласно Корану, Исхак и его потомки — благословенны, пока сохраняют их завет с Богом.[6].
В Библии Исаак - сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда Исаак достиг отроческого возраста, Авраам получил повеление принести его в жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён жертвенный нож, но отклонён ангелом.

Читаем Бытие глава 13:

2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.

5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.

6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.

7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.

8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;

12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;

15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,

16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;

17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.

Бытие 26

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.

2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,

3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Моим.

6 Исаак поселился в Гераре.

12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

Друг

Я улыбаюсь, яко юродивый,

Что лестницу Иакова

Пустил на растопку печи.

Намеренно принес в жертву благословение божие. Лестница Иакова символ – по ней нисходит благодать, дающая плодородие, богатство и потомство. И только юродивый (дурак) может осознанно отказаться от этого. Пустить на растопку – здесь уместно вспомнить, как Авраам возложил на костер сына своего.

Мой любимый фильм
Это тот, в котором несмотря ни на что
Я могу тебе всё отдать.

Целиком:
И в детской обиде,
И в слове болезненном.
Облетят исподволь Исаакиевский сады.
И ни слова не выдавить,
Будто мне самым грязным из лезвий
Полоснули кадык.

Слово
Оттепель
Я говорил: Я несу слово.

Послесловие
Просто беру у бога взаймы слова
Я ему на том свете отдам все непременно.

Друг
Если ты река, то на дне твоём есть
Камни, водоросли и утопленники.

Если ты река, то я чудовище,
Жадно пьющее из этой реки.

Если ты река,
В паутине пещер,
В самой жуткой, из чащ,
От теперь у тебя есть друг.

Евангелие от Иоана глава 4

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Друг
Сохрани меня,
Как и я наши дни храню,
В консервной банке
Моей души.

Сохрани меня.
Как хранит лучшее платье
Старик-костюмер.

Выворачивая хребет,
Занося годы странствий моих
В потрепанную тетрадь.

Я вернусь к тебе.
Через боль или через смех.
Спустя жизнь или спустя смерть.

Обещай же, что будешь
Ждать.


Противопоставление смерти

Верная будущность:
В мякоть земель плодородных
Вопьются новые черепа.
Кроткий век во всей полноте исчерпав,
Сухо, друг к дружке впритык,
На столе кухонном почернеют цветы.

Цветок
Драповое покинул пальто Каркас моих тощих рук,
Я нашел на асфальте цветок,
Я подумал: домой заберу.
Посажу в красивый горшок,

Солнце будет его греть,
Я подумал: все хорошо,
Будет все хорошо впредь.

Полюблю его каждый побег,
Каждый полюблю лепесток,
Я сказал: я оставлю тебе,
Я оставлю тебе всё:


Зиму грусти моей, вирши,
Лето радостей и разлук.
Расти крепким, цветок души,
Расти крепким, друг.

Спрятал я его под пальто,
Оттерев грязь и мазут,
Я нашел на асфальте цветок,
Я подумал: я его спасу.

Посажу в красивый горшок,
На засов закрою дверь,
Я подумал: все хорошо,
Будет все хорошо теперь.

Я сказал себе: окна расшторь,
Потечет проводами вода.
Никому-никому ни за что,
Никогда мой цветок не отдам.

Разрастается пусть корешок,
Вне городской трескотни.
Я однажды домой пришел,
Я пришел, а цветок

Сгнил.
Книга Иова
главы 13,14

20 Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:

21 удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.

22 Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.

23 Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие моё и грех мой.

24 Для чего скрываешь лицо Твоё и считаешь меня врагом Тебе?

25 Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?

26 Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,

27 и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих.

28 А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.

 

1 Человек, рождённый женою, краткодневен и пресыщен печалями:

2 как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

3 И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?

4 Кто родится чистым от нечистого? Ни один.

5 Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,

6 то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

7 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт, и отрасли от него выходить не перестанут:

8 если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,

9 но, лишь почуяло воду, оно даёт отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.

10 А человек умирает и распадается; отошёл, и где он?

11 Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:

12 так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.

13 О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!

14 Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придёт мне смена.

15 Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих;

16 ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего;

17 в свитке было бы запечатано беззаконие моё, и Ты закрыл бы вину мою.

18 Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего;

19 вода стирает камни; разлив её смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.

20 Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его.

21 В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает;

22 но плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает.

Ave.

Увы, не камень –
Пальцев фаланги.
Позвоночник – не остов.
Да не об этом: Новый Завет или Веды.
Я бы предал тебя, мой ангел, я бы предал.
Предавать – удивительно просто.

На пустошах вересковых,
Идеже вода слаще хереса,
Подле оврагов и по опустевшим дворцам,
Жаждой мучаясь,
Бродит, поправляя брючины,
Отец моего отца.

Не об этом: ни Пятикнижие,
Ни главы в Экклезиасте.
Через дырку в бутылке пластиковой,
Что есть прыти, наклонившись слегка,
Я поджог и вытянул
Страшнейшее из лекарств.
Засвистел чайник. Внезапно ожив,
Дёрнулся ветер в листве белокурой.
Одинокого солнца окурок
Хлопнулся за гаражи.

Мой ангел,
Пойми же: и горечь обиженных жалоб,
И слёзы, и их громкое эхо,
Мне не спрятать: ни в измятых доспехах,
Ни под надтреснутое забрало.
Не об этом: ни огульность клятв, ни отрывистый говор,
Ни то, что в тесном сердце произросло,
Просто кроме этих уставших слов,
У меня теперь нет для тебя ничего другого.

За окном полыхнул фейерверк,
Чуткий сон испугав.
В плотном мраке исчезли и Кракен,
И доблестные валькирии,
Только по небу, как по квартире,
Рассыпались жемчуга.

Этой соли мы съели пуд,
Хватило бы и горсти.
Навсегда суждено мне запомнить:
Твой задумчивый взгляд
И лёгкую поступь.

Предавать – удивительно просто, мой ангел,
Удивительно просто.

Тяжелее – простить.

 

Вересковые пустоши

(Обновлённая перепечатка из Рамблер "Планета Лембо" от 23 октября 2006 Советы знахаря-травника.)

Вересковые Пустоши в легендах язычников, скандинавских сагах и трактатах колдунов упоминаются как места схваток для мистических сил.

Зацветает Вереск поздно в конце июля, в августе. Он продолжает радовать наши глаза ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли - порой до снегов. Украинцы в честь него месяц сентябрь зовут вересень. Поэтичная красота цветущих зарослей Вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях. Автор 'Калевалы' рассказывает, как он находил у природы слова для своих песен:

Я нарвал их на тропинке,
Их на вереске сломал я,
Их с кусточков отломил я,
Их набрал себе на ветках,
Их собрал себе я в травах,
Их я поднял на дороге,
Где луга богаты медом,
Где поляны золотые

Вереск один из самых сильных пионеров. Вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает пустоши плотным ковром, за что такие пустоши называют вересковыми пустошами. Вереск выживает на пустошах благодаря симбиозу с грибами. Живёт кустик вереска до 40 лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты, что делает из них почвы пригодные для культурных растений. Люди не даром говорят: поселился вереск - нам будет где жить! Во время цветения вереска над ним стоит гул от трудяг шмелей и пчёл. До сих пор знахари собирают и сушат макушки вереска с цветками. Вересковые пустоши для своего отдыха выбирают огромные лоси и шустрые зайцы: комаров мало, ветерок сдувает надоедливых слепней, хорошая видимость и треск сухих веточек не дают подкрасться хищникам незамеченными. По окраинам пустошей в холодное время выползают погреться на солнышко змеи, собираются семейки прытких ящериц. Вереск закрывает их от ветра, защищает от хищников. Поэтому и собирается их на Вересковых Пустошах великое множество. Православие и тех и других признаёт за свиту нечистой силы. К тому же люди, не понимают причин жизнестойкости вереска, не понимают причин обилия грибов (ведьминых кругов), растущих среди вереска, и за всё это приписывают вересковым пустошам мистические свойства. Считается, что, благодаря магии Вереска, колдовство обретает особую силу. Веточки вереска как обереги всегда приносили и приносят в дом и укладывают между оконных рам, дабы обеспечить себе мистическую защиту от зла, проникающего через окна тёмными зимними вечерами.

Херес – это напиток сложный в производстве. При его изготовлении используется не только виноград, воздух, солнце и человеческий труд, но еще и особые дрожжевые культуры – флор, под слоем которых вино зреет без доступа кислорода. Очень грубо производство хереса можно представить так:
В начале-конце сентября собирается виноград сортов Пердро-Ксименес, Москатель, Тинтилла-де-Рота (для сладких вин), Моллар, Альбилло и Перруно (для сухих), Мантуо и Паломино Бьянко (для элитных сортов).

  1. Собранные гроздья выдерживаются под солнцем на протяжении 1-2 недель.

Таким образом в виноградном соке снижается содержание танинов и яблочной кислоты, но повышается содержание сахара. «Дозревающий» виноград выкладывают на соломенные маты, а по ночам – прикрывают циновками из специальной травки эспарто, чтобы защитить от росы.

  1. Еще один секретный этап производства – гипсование.

Меловые почвы Альбариса содержат большое количество карбоната кальция. Если его не хватает – виноград перед отжимом пересыпают сухим гипсом, в котором содержится то же вещество.

  1. Далее виноград отжимается.

Сейчас это делают прессы, а раньше в бочке с ягодами топтались по 10-12 часов специально обученные работники, обутые в особые ботинки с шипами, между которых застревали кусочки лозы и косточки.

  1. Ферментация в бочках без флора длится от 50 часов до 50 дней – в зависимости от сорта и вида вина.
  2. Теперь в напиток добавляют флор – дрожжевой грибок семейства Saccharomyces.

Изначально флор оберегал вино и не давал ему превратиться в уксус. Культура образует воздухонепроницаемую пленку на поверхности, впитывает остаточный сахар, снижает процент кислот и глицерина, повышает содержание эфиров.

  1. Крепление и классификация.
    После первичной выдержки опытные виноделы определяют, что делать с вином – отправлять его и дальше выдерживаться под флором (так получают элитные сорта «Манзанилья» и «Фино») или удалить бактерии и сделать «простенький» Олоросо или Амонтильядо, который выдерживается с доступом воздуха. В дело вступает 96%-ный виноградный спирт. Манзанилью и Фино крепят максимум до 15.5% – чтобы не убить грибок. А в Олоросо или Амонтильядо можно сразу плеснуть бренди, доведя напиток на 17 и больше градусов – тут флор больше не нужен.
  1. Выдержка и отбор.
    Крепленый херес сцеживают и отправляют в погреба. Там происходит сложный процесс купажирования, с разбавлением более молодых вин более старыми – эта технология называется «солера-и-криадера». Точно определить год рождения хереса невозможно – на бутылках пишут только примерный средний возраст. Зато из года в год напиток получается приблизительно одного вкуса и качества.

Херес не терпит поспешности. Херес, как красивая женщина, преклонится и раскроется перед опытным, неспешным, духовно богатым любовником. Это – напиток зрелости, времени, когда пожинаешь плоды и делаешь выводы. Это – напиток пройденных этапов и поставленных рекордов. И еще – это напиток надежды, позволяющий сформулировать новые задачи и поставить новые цели. Херес – это вино, отдаляющее смерть.

Пятикнижие

Пятикнижие Моисеево (Тора) на древнееврейском языке, Вена, 1802 г.

Пятикни́жие (ивр. ‏חֲמִשָּׁה חֻמְשֵׁי תּוֹרָה‏‎ — хамиша хумшей Тора или ивр. ‏חֻמָּשׁ‏‎ — хумаш), так называемый Моисе́ев Зако́н (Торат Моше — תורת משה) — пять первых книг канонической еврейской и христианской Библий: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаоние. Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха — Тору. Слово «Пятикнижие» представляет буквальный перевод с греческого — πεντάτευχος от πεντε — «пять» (ивр. — «хамиша» חמשה) и τευχος — «том книги».

В Пятикнижие входят:
1. Книга Бытие, повествующая о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи;

2. Книга Исход, она имеет пролог и эпилог[3], отделяющие её от других книг, и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;

3. Книга Левит, посвященная священническому законодательству и храмовой службе;

4. Книги Чисел, которые повествуют о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;

5. Второзаконие, кое представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.

Мотив предательства

Иуда любил деньги и был вором. Он воровал из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что «любовь к деньгам - корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду», сказано в первом послании Тимофею. А ведь это именно то, что случилось с Иудой.

Один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, который потом предал Его, сказал: "Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?" Он сказал так не потому, что беспокоился о бедных, а потому что был вор: он имел при себе их ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали. (От Иоанна 12:4-6)

Иуда хоть и был физически с другими христианами, и сам считался учеником Христа, но позволял себе воровать из общего ящика для пожертвований.

И тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: "Что дадите мне за то, чтобы предать Его вам?" Они предложили ему тридцать сребреников. И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса. (От Матфея 26:14-16)

Давайте посмотрим параллельный отрывок о том же самом событии, но в Евангелии от Луки:

Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасхой. Первосвященники и законники искали способа убить Иисуса, ибо они боялись народа. В Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана; и он пошёл к первосвященникам и к стражникам храма, чтобы договориться, как передать Иисуса в их руки. Они обрадовались и согласились дать ему за это денег. (От Луки 22:1-5)

Праздник Пасхи

Исхо́д (ивр. ‏יְצִיאַת מִצְרַיִם‏‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y'ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в современном произношении) «выход из Египта») — библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход, главы 1—15).

Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах. Именно в преддверии праздника Пасхи первосвященники иудейские решают убить Иисуса.
Евангелие от Марка 14

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Обвинение Иисуса

Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

От Луки(Лк. 23:1-7)

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк. 23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука,

«Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

(Лк. 23:11-12) »

Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти. Однако, формально Иисус был казнен за реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского, которое согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. А так же за подстрекательства народа к непослушанию. Власти опасались, что его авторитет, растущее количество его учеников, само его учение может посеять смуту и подорвать их репутацию. И тут уместна параллель между книгой исхода (праздником Песах) и последними евангельскими событиями.

Исход глава 1

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей.
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.

Таким образом, воскресение Иисуса – это новый исход, новая Пасха, праздник выхода из плена греха.

И теперь становится понятно, почему автор стихов использует образ праотца, мучимого жаждой и блуждающего по вересковой пустоши. Представляется возможным рассматривать это как отсылку к блужданию евреев по пустыни.

Жемчуг

О жемчуге в Библии упоминается менее десятка раз. Он, как и драгоценный камень, признается эталоном красоты, ценности и постоянства. Среди упоминаний в буквальном смысле можно отметить перламутр в ряду драгоценностей, перечисленных при описании фантастического семидневного пира Артаксеркса (Есф. 1:7) и отрывок из послания Павла, где он противопоставляет женскую скромность, которую он хвалит, неподобающим внешним украшениям – плетеным волосам, золоту, жемчугу и дорогим нарядам (1Тим. 2:9). Аналогичное значение имеет отталкивающая картина пышного облачения вавилонской блудницы, которая «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» (Отк. 17:4; ср. Отк. 18:16). Как символ мировой торговой империи вавилонская блудница изображается также торгующей жемчугом (Отк. 18:12).

 

Благодаря своей красоте и ценности жемчуг выступает в роли признанного мерила высокого качества в сравнениях библейских авторов. «Приобретение премудрости выше жемчуга» (Иов 28:18), а Благая Весть обладает такой ценностью, что ее не следует предлагать враждебно настроенным людям без разбора: «Не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Или: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46).

 

Последнее появление этого образа в Библии просто великолепно. Поскольку в жемчуге сочетаются твердость материала с блеском отраженного света, он с незапамятных времен используется поэтами для изображения сияющего неба. Жемчуг занимает видное место среди драгоценных материалов в описанном Иоанном видении нового Иерусалима: все двенадцать ворот небесного города сделаны из отдельных жемчужин, и этот ослепительный эффект усиливается видом города с улицами из чистого золота, как прозрачное стекло (Отк. 21:21).

 

В целом жемчуг в Библии – противоречивый образ. Его красота и ценность играют положительную роль, когда он связывается с Божьей мудростью или с Небесным Царством. Но его красота и ценность становятся предосудительными, когда люди используют его, чтобы поразить окружающих внешним видом.

Соль

Воспоминаний извилист массив.
Это не мой видимо стих,
Но стучась ко мне в дом,
Ради видимости Ты разрываешься, как пластид
И снова просишь впустить.
Как же так угораздило.
Я прошу, лучше сейчас уходи,
В передней сгинь,
Ведь потом – потоп слез и посуда вдребезги,
А в этот праздник
Я всегда один.

Стены рвутся, как ткань
И эта дыра не затянется случайно.
Ты каждый раз просишь остаться,
Каждый раз просишь прошения,
Но это вообще не я
Там тебя прощаю.
Тут пустяк – найти сотню крепких причин
И я бескрайне расстроен,
Потому что не знаю, как это устроено
И как это выключить.
Я на взводе. А на улице, в толпе, сплошная ты.
Вельветовая рубашка и гамаши.
Из уличного кафе ты машешь мне рукой
Поедая равиоли
И говоришь “Привет”,
Но я не видел тебя столько лет
И мне чертовски больно.

Уйди, я прошу, уйди.
Время – нищета, ведь я, словно копейки, дни считал,
А ты, так ни кстати, обниматься лезешь,
Но в объятиях твоих – как в железе:
Холодно и одна ржавчина на щеках.
Я в метро, да по распродажам,
Я в городах – как видишь, на стихи понесло,
Но глаза твои, черные, как сажа
И так много красивых слов
Для меня одного. Снова.
Так много красивых слов.

Это все соль
И ничего более.
Это все соль
И ничего более.
Это все соль
И ничего более.
Теперь ты просто плохой сон
И ничего более.
Прости.

Соль как мотив

Соль в Библии – это символ:

• дружбы, солидарности. На древнем Востоке, в том числе и в земле Иисуса Палестине, люди иногда заключали между собой так называемый «договор соли» т. е. «договор дружбы». С этого момента они становились друзьями, братьями. Иисус в Евангелии от Марка призывает апостолов иметь в себе, в своих отношениях соль (Мк 9, 50). До наших дней у арабов сохранились, например, поговорки: «Люблю тебя, как соль» или «Между нами соль».

• жизни. Известно ли вам, что на Востоке в некоторых странах бытует такой обычай: сразу после рождения ребёнка натирают солью? Это делают, чтобы придать ему силы, энергии и защитить от злых духов.

• мудрости. В одном из своих посланий святой апостол Павел пишет христианам: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол 4, 6). Это означает, что наша речь должна быть мудрой, дающей советы, укрепляющей, а не пустой и безвкусной.

Мотив прощения

(Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Словарь библейских образов)

ПРОЩЕНИЕ (FORGIVENESS)

Примерно 125 прямых упоминаний о прощении в Библии носят, в основном, буквальный по своему значению характер и сами по себе не выражают символику, связанную с прощением. Суть символики прощения заключается в том, что грех рассматривается как неч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: