ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА, АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО, ЧУДОТВОРЦА




На Нов­го­род­ской ка­фед­ре с 1299 по 1307 гг.

Пре­ем­ни­ком ар­хи­епи­ско­па Кли­мен­та был свя­той Фео­к­тист. О ме­сте его рож­де­ния и вос­пи­та­ния нет ни­ка­ких све­де­ний. Из­вест­но толь­ко, что он при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние в оби­те­ли Бла­го­ве­щен­ской, ко­то­рую ос­но­ва­ли два свя­тые бра­та – Иоанн и Гри­го­рий, быв­шие один по­сле дру­го­го вла­ды­ка­ми Нов­го­ро­да, и по­том был в оной игу­ме­ном. По­сле то­го как Кли­мент пре­ста­вил­ся, нов­го­род­цы с по­сад­ни­ком Ан­дре­ем мно­го рас­суж­да­ли о пре­ем­ни­ке его, и все, от ма­ла до ве­ли­ка, по­лю­би­ли Бо­гом на­зна­ме­на­на, му­жа сми­рен­на и бла­га, Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря игу­ме­на Фео­к­ти­ста. Со­брав ве­че у Свя­той Со­фии, князь Бо­рис Ан­дре­евич и все нов­го­род­цы с по­кло­ном при­ве­ли его и по­са­ди­ли на дво­ре вла­дыч­нем, по­ка узна­ют, где мит­ро­по­лит. В сле­ду­ю­щем 1300 г. при­бы­ли в Нов­го­род мит­ро­по­лит Мак­сим, Ро­стов­ский епи­скоп Си­мон и Твер­ской епи­скоп Ан­дрей и по­ста­ви­ли Фео­к­ти­ста в ар­хи­епи­ско­па Нов­го­ро­ду, «зна­ме­на­ша его в церк­ви свя­та­го Бо­ри­са и Гле­ба ме­ся­ца июня 28 дня, то­го же ме­ся­ца и по­ста­ви­ша его в свя­тей Со­фьи, на па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла». Нов­го­род­цы бы­ли весь­ма ра­ды сво­е­му вла­ды­ке и со­вер­ши­ли празд­ник све­тел по это­му слу­чаю. Но что чув­ство­вал сам по­свя­щен­ный, ле­то­пи­си не го­во­рят.

В сле­ду­ю­щем го­ду, по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Фео­к­ти­ста, за­ло­жен был ка­мен­ный храм свя­то­го ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла на Ми­хай­лов­ской ули­це, су­ще­ству­ю­щий до­ныне, и через два го­да освя­щен. Кро­ме то­го, в том же го­ду «бы­ли сруб­ле­ны 4 церк­ви: свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы в мо­на­сты­ре на зве­рин­це, и свя­та­го Ла­за­ря, и свя­та­го Ди­мит­рия на Ба­я­ни ул­ке, и свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба на По­до­ле, и за­ло­жи­ли ка­мен­ный го­род Нов­го­ро­ду». В 1305 г. бла­жен­ный ар­хи­пас­тырь при­ни­мал уча­стие в до­го­во­рах Но­го­ро­да с ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским о со­хра­не­нии древ­них вза­им­ных от­но­ше­ний. «Кня­же­ние твое, – го­во­рят нов­го­род­цы, – чест­но дер­жа­ти (долж­ны), по по­шлине (по обы­чаю), без оби­ды; а то­бе, гос­по­дине, та­кож Нов­го­род дер­жа­ти (долж­но) без оби­ды, по по­шлине». Пе­чать на гра­мо­те пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь дер­жа­щею Пред­веч­но­го Мла­ден­ца на пер­сях, а на обо­ро­те сло­ва: «Фео­к­тист ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский». В этом го­ду, по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки, Се­мен Кли­мо­вич по­ста­вил цер­ковь ка­мен­ную По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на во­ро­тах от Прус­ской ули­цы на ка­мен­ном де­тин­це. Нов­го­род­цы по­стро­и­ли но­вый мост через Вол­хов; а вла­ды­ка Фео­к­тист освя­щал цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба ве­ли­ким свя­ще­ни­ем 9 де­каб­ря на За­ча­тие свя­той Ан­ны и дру­гую цер­ковь на кня­жем дво­ре, в честь от­цов Пер­вою Все­лен­ско­го Со­бо­ра.

Спу­стя два го­да, нов­го­род­цы за пе­ча­тью сво­е­го ар­хи­епи­ско­па по­да­ли ве­ли­ко­му кня­зю жа­ло­бу на его Нов­го­род­ских на­мест­ни­ков. В сен­тяб­ре ве­ли­кий князь при­был в Нов­го­род и лич­ны­ми рас­по­ря­же­ни­я­ми успо­ко­ил нов­го­род­цев. Но вре­мя то­гда бы­ло очень смут­ное. Князь Юрий Да­ни­ло­вич пре­пи­рал­ся со свя­тым ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом за Нов­го­род­ское кня­же­ние, и про­ис­ки Юрия мно­го на­но­си­ли непри­ят­но­стей Нов­го­ро­ду. Пи­сец «Апо­сто­ла» 1307 г. со скор­бью го­во­рил об этом: «При сих кня­зьях се­я­лись и рос­ли усо­би­цы, и жизнь ва­ша гиб­ла от ссор кня­же­ских, и век лю­дей уко­ра­чи­вал­ся».

При та­ком по­ло­же­нии дел свя­ти­тель Фео­к­тист, и без то­го сла­бый здо­ро­вьем, в де­каб­ре 1307 г, по сво­ей во­ле оста­вил свя­ти­тель­скую ка­фед­ру «сво­е­го де­ля (для нездо­ро­вия)» и, бла­го­сло­вив нов­го­род­цев, уда­лил­ся в мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы, где в про­дол­же­нии трех лет по­чти по­сто­ян­но был бо­лен и пре­бы­вал в мол­ча­нии. «Он мно­го стра­дал для Бо­га, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – и ко­гда он пре­ста­вил­ся от сей вре­мен­ной жиз­ни, свя­тая ду­ша его взо­шла на небо, а ли­це его как бы оза­ри­лось све­том, так что все ви­дев­шие ди­ви­лись и сла­ви­ли Бо­га». Так бла­жен­ный свя­ти­тель Фео­к­тист укра­шен был доб­ро­тою серд­ца и сми­ре­ни­ем еще и то­гда, ко­гда был игу­ме­ном Бла­го­ве­щен­ской оби­те­ли. Но Гос­по­ду угод­но бы­ло по­се­тить его тяж­кой бо­лез­нью, и ду­ша его стра­да­ни­ем те­лес­ным еще бо­лее воз­вы­си­лась в ду­хов­ном со­вер­шен­стве. Свя­ти­тель Фео­к­тист, со­зрев­ший ду­хом в стра­да­ни­ях те­лес­ных мир­но по­чил 23 де­каб­ря 1310 г. на па­мять свя­тых му­че­ник 10-ти, иже во Кри­те. Чест­ное его те­ло с че­стью бы­ло по­ло­же­но всем иерей­ским чи­ном в мо­на­стыр­ском хра­ме Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы. «Дай же, Гос­по­ди Бо­же, – за­клю­ча­ет свой рас­сказ ле­то­пи­сец о кон­чине свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, – Цар­ствие ему Небес­ное, а Нов­го­ро­ду мо­лит­ву его и бла­го­сло­ве­ние».

Ма­ло со­хра­ни­лось из­ве­стий о тру­дах и по­дви­гах зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, но мно­гие ис­це­ле­ния про­сла­ви­ли его по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны. Пер­вое про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста со­вер­ши­лось спу­стя 300 лет по­сле его пре­став­ле­ния. Су­пру­га цар­ско­го дья­ка Иули­а­ния дол­го бы­ла боль­на, так что по­те­ря­на бы­ла вся­кая на­деж­да на ее вы­здо­ров­ле­ние. Раз но­чью во сне явил­ся ей муж (муж­чи­на) в свя­щен­ном ве­ли­чии и ска­зал: «По­ищи гроб ар­хи­епи­ско­па се­го го­ро­да Фео­к­ти­ста и по­лу­чишь ис­це­ле­ние». Дьяк по­сле спра­вок с ле­то­пи­ся­ми о гро­бе бла­жен­но­го, при­вез боль­ную в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, от­пел здесь па­ни­хи­ду и раз­дал бо­га­тую ми­ло­сты­ню. Боль­ная то­гда же по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние и ско­ро со­всем вы­здо­ро­ве­ла. По же­ла­нию бла­го­дар­но­го дья­ка то­гда же на­пи­са­на бы­ла ико­на свя­ти­те­ля по яв­ле­нию, быв­ше­му жене его. В то же вре­мя Со­фий­ский по­но­марь Фе­о­дор, за­ни­мав­ший­ся ико­но­пи­са­ни­ем, на­пи­сал ико­ну его с то­го древ­не­го под­лин­ни­ка, ко­то­рый со­хра­нил­ся на стене Со­фий­ской па­пер­ти, и изо­бра­зил свя­ти­те­ля в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии пред ико­ною Бла­го­ве­ще­ния.

Вслед за тем на­мест­ник Нов­го­род­ский, князь Ва­си­лий Ро­мо­да­нов­ский, имея теп­лую ве­ру к угод­ни­ку Бо­жию Фео­к­ти­сту, в 1664 г. ве­лел очи­стить от раз­ва­лин гроб сре­ди остат­ков Бла­го­ве­щен­ской церк­ви и устро­ить над ним спер­ва ча­сов­ню с над­гроб­ным ли­ком свя­ти­те­ля, а впо­след­ствии ка­мен­ную цер­ковь, ко­то­рая су­ще­ству­ет и до­ныне. Меж­ду тем он не пре­ста­вал из­ли­вать бла­го­дать на быв­шую свою паст­ву, Ве­ли­кий Нов­го­род. Так в 1700 г. дочь Зна­мен­ско­го свя­щен­ни­ка Евпла, ослеп­шая по­сле дол­говре­мен­ной бо­лез­ни, про­зре­ла над са­мым гро­бом свя­ти­те­ля. Та­кое же чу­до со­вер­ши­лось над до­че­рью свя­щен­ни­ка Ильин­ской церк­ви и над же­ной дру­го­го свя­щен­ни­ка той же церк­ви. А у куп­ца Афа­на­сия де­ся­ти­лет­ний от­рок, быв­ший без язы­ка, впер­вые про­го­во­рил по­сле мо­леб­на у ра­ки свя­ти­те­ля, по­том ис­це­ли­лись два род­ные бра­та, куп­цы По­тап и Иоанн.

В 1702 г. ку­пец Иоанн Ага­пи­тов, дол­го стра­дав­ший рас­слаб­ле­ни­ем ног, от­слу­жив свя­ти­те­лю мо­ле­бен 30 де­каб­ря, тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние.

В 1705 г. 10 мар­та по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля Ан­тип Ми­хай­лов Бо­ро­ви­ков, ко­то­рый стра­дал умо­по­ме­ша­тель­ством и был без язы­ка. В том же го­ду по­лу­чил ис­це­ле­ние двор­цо­вый кре­стья­нин дер. Ли­пец, дол­го стра­дав­ший рас­слаб­ле­ни­ем (па­ра­ли­чом).

В 1707 г. мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли по­ло­же­ны от­кры­то. И с тех пор ис­це­ле­ния на­ча­ли из­ли­вать­ся от них неоскуд­но.

В 1710 г. по­се­лян­ка с по­го­ста Вя­жищ Ма­рия, 20 лет ле­жав­шая в рас­слаб­ле­нии и 3 го­да быв­шая сле­пою, ко­гда об­ло­бы­за­ла лик свя­ти­те­ля на гро­бе, мгно­вен­но по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Жене нов­го­род­ско­го дво­ря­ни­на Си­лы Кор­са­ко­ва, дол­го стра­дав­шей внут­рен­нею бо­лез­нью, явил­ся во сне неве­до­мый му­жи ар­хи­ерей­ской одеж­де и ве­лел ид­ти на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, ис­пол­ни­ла она та­ин­ствен­ное по­ве­ле­ние и по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние при гро­бе. И дру­гое та­кое же яв­ле­ние бы­ло вдо­ве ку­пе­че­ской Ма­рии в 1714 г., ко­то­рая це­лый год не вла­де­ла ру­ка­ми и но­га­ми. С ве­рой она вспом­ни­ла свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и на­ча­ла со сле­за­ми мо­лить его о сво­ем ис­це­ле­нии, как са­ма по­том рас­ска­зы­ва­ла игу­ме­ну и бра­тии, ко­гда при­шла ис­пол­нить обет (обе­ща­ние) свой у ра­ки свя­то­го. По­доб­ное яв­ле­ние свя­то­го и в том же го­ду бы­ло вдо­ве по­но­мар­ской Ев­до­кии, ле­жав­шей в рас­слаб­ле­нии, ко­то­рую уко­рил свя­щен­но­леп­ный ста­рец в ноч­ном ви­де­нии: «Для че­го вра­чу­ешь­ся у ту­пых волх­вов»? Боль­ная ве­ле­ла сы­ну сво­е­му вез­ти се­бя на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и в ту же ми­ну­ту по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Еще ра­нее се­го, имен­но в 1711 г., по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни дво­ря­нин Ше­лон­ской пя­ти­ны Ла­зарь Пан­те­лей­мо­нов. В 1713 г., по мо­лит­вам у ра­ки свя­ти­те­ля, раз­ре­ши­лось неплод­ство жен дво­ря­ни­на Фе­о­до­ра Неля­дин­ско­го и Си­мео­на Са­ве­лье­ва Зе­ле­ни­на рож­де­ни­ем сы­но­вей, а же­на куп­ца Лав­рен­тия Хав­су­ри­на по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни.

В 1714 г. кре­стья­нин де­рев­ни Ве­ря­жи Ко­ро­стын­ско­го по­го­ста Ки­рилл Гри­горь­ев по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля от рас­слаб­ле­ния.

В 1715 г. ис­це­ли­лась же­на обоз­ни­ка Се­ме­нов­ско­го пол­ка Вар­ва­ра, стра­дав­шая кро­во­те­че­ни­ем бо­лее 3-х лет. В том же го­ду по­лу­чил ис­це­ле­ние от тяж­кой бо­лез­ни сын Ни­же­го­род­ско­го ви­це-гу­бер­на­то­ра, кня­зя Сте­фа­на Пу­тя­ти­на, Алек­сий, на­хо­див­ший­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1716 г. ис­це­лил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля от про­дол­жи­тель­ной и тяж­кой бо­лез­ни кре­стья­нин де­рев­ни Шим­ска Иере­мия Са­ве­льев, а по­том Сафро­ний – сын кре­стья­ни­на се­ла Ра­ко­ма По­та­па Ми­хай­ло­ва.

В 1717 г. же­на Со­фий­ско­го до­му бо­бы­ля Иусти­на Се­ме­но­ва тот­час по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­ей бо­лез­ни, как толь­ко да­ла обе­ща­ние по­кло­нить­ся гро­бу свя­ти­те­ля. В этом же го­ду ис­це­ли­лись при гро­бе свя­ти­те­ли стра­дав­шие про­дол­жи­тель­ным рас­слаб­ле­ни­ем сын кре­стья­ни­на Хо­лын­ско­го по­го­ста Ва­си­лия Мар­ко­ва, Лав­рен­тий, и Ев­до­кия, дочь го­су­да­ре­ва стряп­че­го Ма­ка­рия Иоан­но­ва Нели­до­ва.

В 1718 г. 30 мар­та кре­стья­нин дер. Шар­ка Мед­вед­ской вот­чи­ны Фео­к­тист Са­ве­льев, ле­жав­ший без но­ги год и шесть ме­ся­цев, тот­час же по­лу­чил ис­це­ле­ние, ко­гда дал обе­ща­ние еже­год­но хо­дить к гро­бу свя­ти­те­ля.

По­след­нее чу­до в ру­ко­пис­ном жи­тии про­шед­ше­го сто­ле­тия за­пи­са­но под 1727г. (у Му­ра­вье­ва под 1729 г.) Там ска­за­но, что по­сад­ский че­ло­век Со­фро­ний по­сле про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни ис­це­лил­ся, от­слу­жив мо­ле­бен при гро­бе свя­то­го.

Мо­щи свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, с раз­ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да, по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Гав­ри­и­ла, и 1786 г. из упразд­нен­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­не­се­ны в Юрьев и по­ло­же­ны под спу­дом по ле­вую сто­ро­ну ал­та­ря.

Со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка в Нов­го­ро­де, кро­ме празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­то­го 23 де­каб­ря в день его пре­став­ле­ния, был уста­нов­лен еще один мест­ный празд­ник 23 ян­ва­ря в вос­по­ми­на­ние о пе­ре­не­се­нии мо­щей в Юрьев мо­на­стырь. В 1827 г. при ар­хи­манд­ри­те Фо­тии (Спас­ском) к се­вер­ной стене Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра был при­стро­ен при­дел во имя свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста Нов­го­род­ско­го. Под ар­кой, со­еди­ня­ю­щей со­бор и но­вую при­дель­ную цер­ковь, по­ста­ви­ли ра­ку с мо­ща­ми свя­ти­те­ля. Се­го­дня в Юрье­вом мо­на­сты­ре, как и преж­де, свя­той ар­хи­епи­скоп Фео­к­тист глу­бо­ко по­чи­та­ет­ся как мо­лит­вен­ник и за­ступ­ник за бра­тию.

По­сле ре­во­лю­ции 1917 г. Юрьев мо­на­стырь был под­верг­нут пла­но­мер­но­му ра­зо­ре­нию. В 1922 г. ра­ка свт. Фео­к­ти­ста бы­ла изъ­ята и от­прав­ле­на в Гос­хран для пе­ре­плав­ки, как и бес­чис­лен­ное мно­же­ство цер­ков­ных цен­но­стей, изы­мав­ших­ся из хра­мов яко­бы для по­мо­щи го­ло­да­ю­щим По­вол­жья.

Позд­нее по­гре­бе­ние мог­ло быть вскры­то при про­ве­де­нии ар­хео­ло­ги­че­ских и ре­став­ра­ци­он­ных ра­бот в со­бо­ре в се­ре­дине 1930 гг. В от­че­тах ру­ко­во­ди­те­ля этих ра­бот М.К. Кар­ге­ра по­гре­бе­ние свт. Фео­к­ти­ста не упо­ми­на­ет­ся, рас­коп­ки в се­вер­ной и во­сточ­ной ча­стях со­бо­ра не про­во­ди­лись. В по­сле­во­ен­ных до­ку­мен­тах так же не со­дер­жа­лось ни­ка­ких све­де­ний.

В 2013 го­ду, по бла­го­сло­ве­нию Мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го и Ста­ро­рус­ско­го Льва, от­ря­дом мос­ков­ско­го Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии РАН под ру­ко­вод­ством В.В. Се­до­ва на­ча­лось се­рьез­ное ар­хео­ло­ги­че­ское изу­че­ние во­сточ­ной ча­сти Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра. Бы­ли по­став­ле­ны крайне ин­те­рес­ные для ис­то­рии цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры за­да­чи – вы­яс­не­ние уров­ня пер­во­на­чаль­но­го по­ла со­бо­ра, об­на­ру­же­ние пер­во­го пре­сто­ла хра­ма, гор­не­го ме­ста и син­тро­на, и, без­услов­но, по­ис­ки по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. И в пер­вые же дни рас­ко­пок, по­сле сня­тия ря­да кир­пи­чей позд­не­го по­ла со­леи сле­ва от ал­та­ря, от­кры­лась над­гроб­ная пли­та.

Пре­крас­но со­хра­нив­ша­я­ся над­пись, вы­се­чен­ная на гра­нит­ной пли­те, гла­си­ла:

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ПЕРЕНЕСЕНЫВ ЮРЬЕВ ПЕРВОКЛАССНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИЗ ОРКАЖСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНА ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГАВРИИЛА МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКАГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАГО В 1786 М ГОДУ МЦА ЯНВАРЯ 23 ЧИСЛА ОНАГОЖ МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ АФАНАСИИ И ПОЛОЖЕНЫВ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ПРИ ДВЕРЕХ. СИЯ ПЛИТА ВМЕСТО ВЕТХОЙ ПОЛОЖЕНА ВНОВЬ 1814 ГОДА ОКТЯБРЯ 20 ЧИСЛА ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИЛАРЕТЕ

Из тек­ста сле­ду­ет, что пли­та уста­нов­ле­на в 1814 г. вме­сто об­вет­шав­шей пли­ты 1786 г. ар­хи­манд­ри­том Юрье­ва Фила­ре­том (Дроз­до­вым), впо­след­ствии мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, в 1994 го­ду при­чис­лен­ным Рус­ской Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых.

10 июля 2015 го­да, в ре­зуль­та­те вскры­тия над­гроб­ной пли­ты XVIII ве­ка ар­хео­ло­ги­че­ской груп­пой под ру­ко­вод­ством член-кор­ре­спон­ден­та РАН, док­то­ра ис­кус­ство­ве­де­ния Вла­ди­ми­ра Се­до­ва, в при­сут­ствии Мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го и Ста­ро­рус­ско­го Льва, об­на­ру­же­ны свя­тые остан­ки Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фео­к­ти­ста. Мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Спас­ский со­бор Свя­то-Юрье­ва муж­ско­го мо­на­сты­ря и по­ло­же­ны в ра­ке, для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щих. То­гда же был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен в честь об­ре­те­ния свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: