МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ учителей начальных классов
Образовательный проект: «Роль музеев как социального института общества в патриотическом и гражданственном воспитании личности школьника»
Подготовила: Брускова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Обоснование актуальности проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Противоречие (проблема) проекта.
События последнего времени подтвердили, что всё более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
3. Целью проекта является воспитание и формирование гражданско-патриотических свойств личности младшего школьника посредством музейной педагогики.
4. Задачи проекта:
- определить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников в современных условиях;
- изучить и определить эффективные пути взаимодействия с музеями для достижения поставленных целей;
|
- создавать условия по формированию гражданско-патриотических чувств у младших школьников.
5. Сроки реализации проекта: проект реализуется с 01.09.2018г. по 31.05.2022г.
6. Участники проекта. Проект рассчитан для обучающихся начальных классов (с 1 класса по 4 класс) и объединяет детей одного класса под руководством классного руководителя.
7. Вид проекта: информационный.
Формы и методы (пути) достижения поставленных целей.
Содержание проекта предусматривает использование различных форм внеурочной деятельности: поиск информации в сети Интернет, библиотеках и книжных магазинах;посещение музеев и выставок; участие в митингах, акциях, праздниках и музыкально-театрализованных представлениях;проведение классных часов, виртуальных экскурсий, конкурсов, викторин, конференций, круглых столов, ролевых игр и др.
Реализация проекта во многом зависит от выстраивания межличностных деловых отношений: в классе (одноклассники, классный руководитель, родители); на школьном уровне (администрация, учителя-предметники, воспитатели ГПД, вожатые, библиотекари); за пределами школы (сотрудники музеев).
Успех проекта зависит от каждого участника, поэтому необходимо помнить, что ученикам надо будет заниматься самовоспитанием: уделять время для самообразования;проявлять силу воли; вырабатывать линию поведения и самоконтроля.
Ресурсное обеспечение проекта.
а) Нормативно-правовое обеспечение. Патриотическое воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015, 2016-2020 годы» и др.
|
б) Бюджет проекта. Финансирование проекта осуществляют партнеры – родители обучающихся.
в) Кадровое обеспечение проекта. Реализацию проекта осуществляет классный руководитель; при необходимости могут принять участие сотрудники школы: заместитель директора по УВР; заместитель директора по ИКТ; вожатый; библиотекарь; учителя-предметники; учителя начальных классов; педагоги дополнительного образования; при посещении музея – сотрудники музея.
г) Материально-техническое обеспечение проекта. Реализация проекта предполагает использование ресурсов образовательного учреждения. Во всех кабинетах начальных классов имеются: компьютер, мультимедийный проектор, экран. В школе есть актовый зал, который оснащен акустической системой, мультимедийной приставкой, микрофонами. В школе имеется библиотека, музей, спортивный зал.
д)Культурное наследие. При посещении музеев используются ресурсы культурного наследия на территории городов Энгельса и Саратова.Благодаря современным технологиям появилась возможность провести виртуальные экскурсии по экспозициям российских и мировых музеев.
10. Планирование и механизм реализации проекта.
Уч.г., 1ж класс.
Сроки проведения | Названия музеев/тема мероприятия | Рефлексиия | Отв. |
I четверть | Классный час «Что такое музей? ». | Конкурсы, викторины, фестивали, акции, митинги | Классный руководитель, Учителя-предметники, вожатый |
I четверть | Энгельсский краеведческий музей. Театрализованный календарный праздник «Покров всему развяза». | ||
II четверть | Энгельсская картинная галерея. Театрализованная программа «Кто украл Рождество». | ||
III четверть | Энгельсский краеведческий музей. Театрализованное представление «Широкая Масленица». | ||
IV четверть | Музей Дальней авиации. |
Уч.г., 2ж класс.
|
Сроки проведения | Названия музеев/тема мероприятия | Рефлексиия | Отв. |
I четверть | Классный час «Откуда экспонаты «приходят» в музей и как их хранят?». | Конкурсы, викторины, фестивали, акции, митинги | Классный руководитель, Учителя-предметники, вожатый |
I четверть | Музей Льва Кассиля. «Три страны, которых нет на карте» (стационарная экспозиция). | ||
II четверть | Покровский епархиальный образовательный центр. Культурологический урок «Пословица недаром молвится». | ||
III четверть | Не состоялось (карантин). Народный музей Ю.А.Гагарина (г.Саратов). | ||
IV четверть | Не состоялось (карантин). Исторические парки «Россия – Моя история» (г.Саратов). |
Уч.г., 3ж класс.
Сроки проведения | Названия музеев/тема мероприятия | Рефлексиия | Отв. |
I триместр | Классный час «Виртуальные музеи спешат на помощь». | Конкурсы, викторины, фестивали, акции | Классный руководитель, вожатый |
I триместр | Не состоялось (карантин). Саратовский Государственный Музей Боевой и Трудовой Славы (г.Саратов). | ||
II триместр | Энгельсский краеведческий музей. Интерактивные музейные занятия: «Взрослое детство» (дети в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям земляков); «Герои без погон» (животные на фронте). | ||
III триместр | Музей истории книги (г.Саратов). | ||
III триместр | Корабль-музей Покровский сторожевой. |
Механизм реализации проекта можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе с целью погружения в музейную тему проводятся классные часы; мониторинг интересов (запросов) обучающихся, планирование выездных мероприятий в музеи на текущий учебный год.
На основном этапе проводятся инструктажи с целью предупреждения нарушений правил безопасного и культурного поведения в транспорте, в музеи, на улице; а также различные по форме мероприятия для детей с целью уточнения и расширения знаний об истории создания музея, его направленности и экспозициях; осуществляется поездка в музей.
На заключительном этапе проводятся различные по форме мероприятия с целью обобщения и систематизации полученных знаний и проведение творческой рефлексии.