Потребности, способности и интересы.




Деятельность человека.

Деятельность человека: основные характеристики.

Деятельность – это сознательная внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение поставленных целей. Деятельность присуща только человеку. Действия животных называются активностью, они не регулируются сознанием, поскольку сознание присуще только человеку. Животные не ставят цели, они действуют в пределах потребностей своего биологического вида и никогда за эти пределы не выходят.

 

Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

в) мотив;

г) цель;

д) средства;

е) результат.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность. Т.е. субъектом может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы или сферы жизни людей. Мотив – причина, побуждение.

 

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенной деятельности. Целью может стать не любой объект реальности, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям субъекта.

 

Средства должны соответствовать цели. Средства могут быть разные. Например, для строительства дома нужны деньги и стройматериалы.

 

Существует несколько классификаций видов деятельности.

Главное деление: практическая и духовная. Практическая деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Деятельность также бывает созидательная и разрушительная.

 

 

Основные виды деятельности:

а) игра;

б) учение;

в) общение;

г) труд.

д) творческая

Среди многих других видов можно выделить творческую деятельность, т.е. деятельность, направленную на создание чего-то нового. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства.

Особенностью игровой деятельности является то, что она ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Для человека игра – это возможность испытать новые социальные роли, моделировать ситуации, способы разрешения конфликтов и др.

 

Мотивы деятельности

 

Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Творчество

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.

 

Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Различные виды деятельности включают в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с целями и потребностями человека. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование уже имеющихся знаний.

 

Процесс творчества включает в себя:

1) Воображение (позволяет опередить практику и предвидеть возможные изменения).

2) Фантазия (построение образа или наглядной модели).

3) Интуиция (знания, условия получения которых не создаются).

 

Бердяев: творчество – создание нового, не бывшего в мире. Бог создал мир из ничего. Человек продолжает творение мира, начатое богом, но человек, в отличии от бога, нуждается в материале. И результатом его творчества является вся материальная и духовная культура.

Потребности, способности и интересы.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей человека:

· Биологические (естественные) – это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида (организма). Например: в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и т.д.

· Социальные – это то, что требуется для нормального развития человека как личности. Например: потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

· Духовные (идеальные) – это то, что необходимо для нормального развития человеческой индивидуальности. Например: потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

 

 

Интерес (от лат. – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Классификация интересов

активные (побуждают человека к определенным действиям, чтобы обладать объектом интереса)

пассивные (созерцательные интересы, человек ограничивает себя восприятием объекта интереса)

 

(направленность

непосредственный (направлен на сам процесс деятельности);

опосредованный (направлен на результат деятельности)

возможность осуществления

реальный, мнимый

отношение к тенденции общественного развития

прогрессивный, реакционный, консервативный)

 

 

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности.

На развитие способностей влияет биологический и социальный фактор:

· Биологическое начало в способностях представлено в виде генетических программ поведения (способность двигаться, говорить, мыслить);

· Социальный фактор – это те общественные условия, в которых живет человек. Например, для развития музыкального слуха необходимо музыкальное образование.

Существуют научные, художественные, математические и другие способности.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить совершенный продукт деятельности, который будет общественно значим.

Гениальность - высшая ступень развития таланта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: