Описание проектируемого продукта




Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИСПО им. К.Д.Ушинского

Колледж «Марьина роща»

 

 

Выпускная квалификационная работа

(ПРОЕКТ)

 

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях обучения отгадыватьния и загадыватьния загадки

 

Выполнила Логинова Ирина

Сергеевна

Группа: 16ДО д 41ш-12

Специальность: 44.02.01

«Дошкольное образование»

Руководитель: Волкова Эльмира Ильнуровна

 

Москва 2016

 

Содержание

 

 

Основные положения

Теоретическое обоснование проблемы

Целевая аудитория

Описание проектируемого продукта

Организационно - методическое обеспечение проекта

Реализация проекта

Заключение

Литература

Продукт проектной деятельности

 

 

Основные положения

 

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались А.М. Бородич, М.К. Боголюбская, С.С. Бухвостова, Е.Н. Водовозова, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, Н.В. Казюк, Я.А. Коменский, А.Я. Мацкевич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, И.В. Черная, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова и др.

Однако, развитие речи детей в аспекте использования малых форм фольклора в этих работах представлено недостаточно.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методическими рекомендациями по развитию речи.

Выделенное противоречие указывает на проблему исследования, каковы педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством загадок.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: загадка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. использование загадок в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Или - развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования загадок

Цель исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлять и отгадывать загадки. создание многофункционального пособия, необходимого для организации и проведения работы по обучению старших дошкольников отгадыванию и составлению загадок.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать дидактическое пособие «Модель структуры загадки». Разработать универсальное многофункциональное пособие для проведения работы по обучению старших дошкольников отгадыванию и составлению загадок.

 

3. Выявить динамику изменения развития словаря детей в условиях обучения составлять и отгадывать загадки.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- анализ психолого - педагогической литературы;

- наблюдение за деятельностью детей;

- проектирование психолого - педагогического процесса.

 

Целевая аудитория

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Описание проектируемого продукта

В качестве проектируемого продукта выступает многофункциональное пособие, которое можно использовать в работе по речевому развитию старших дошкольников.

Основная цель создания многофункционального пособия: облегчить умение составлять загадки …………..

Пособие разрабатывалось таким образом, чтобы на его основе педагоги имели возможность организовывать занятия, досуги, проводить викторины экологического направления, ……………………

которые были бы направлены на:

· развитие словаря (введение новых слов, обогащение и расширение словаря, закрепление и уточнение значения слов)

· формирование грамматического строя речи

·

·

·

Также важным аспектом при создании многофункционального пособия для нас было – научить детей самим составлять загадки

 

Таким образом, проектируемый продукт, многофункциональное пособие, представляет собой ромашку и «светофор» с расположенными на ней липучками и отдельные карточки с рисунками, дидактическим материалом разной степени сложности (в зависимости от планируемых задач, которые будет решать воспитатель, в ходе проведения речевых мероприятий). См. рис 1.

 

 

 

 

Рис. 1.

 

Описание многофункционального пособия:

Основа пособия – картонное панно в форме ромашки, обклеенное пленкой и в середине, а также на лепестках есть круги, в середине которых находятся липучки. Отдельно круглые карточки с изображением предметов. пирамиды, обклеенное магнитной лентой; на каждой стороне находится определенная зона:

· зона «Домашние животные». В этой зоне располагаются домики, внутри которых помещены изображения домашних животных и их детенышей. Домики закрываются на разные замочки. К жилищу того или иного животного ведут «объемные, выпуклые» следы, изображенные витражными красками. К картинному материалу прикреплена магнитная лента, с помощью которой он держится на пособии и его можно передвигать.

 

Рис. 2

Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Когда мы загадывали друг другу загадки, то поняли, что нам не хватает алгоритма, который будет нам помогать отгадывать загадки.

Загадка как логическая задача, поэтому нужно совершать мыслительные действия. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т.е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков сделать вывод, т. е. назвать отгадку. Надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово.

Одним из способов постигнуть тайны загадки и научиться их отгадывать является умение их составлять.

Сначала мы составляли загадки коллективно, используя методику А.Нестеренко.

Выбирается объект. Затем даются образные характеристики по заданным признакам. Затем даются сравнения и образные характеристики, выбранным сравнениям. Две части соединяются между собой при помощи связок: как; будто; но не; но без; словно.

 

Какой? Связка Что бывает таким?
блестящий но не кастрюля
пыхтящий но не чайник
круглый но не солнце

 

Вот какая загадка получилась:

Блестящий, но не кастрюля.

Пыхтящий, но не чайник.

Круглый, но не солнце (самовар).

 

Что делает? Связка Что (кто) делает так же?
катается как клубок
колется как елка
пыхтит как паровоз

 

Вот какая загадка получилась:

Катается, как клубок.

Колется, как елка.

Пыхтит, как паровоз (ёж).

 

На что похож? Связка Чем отличается?
Похож на шляпу но съедобный
Похож на зонтик но не складной
Похож на домик но нет окон и дверей

 

Вот какая загадка получилась:

Похож на шляпу, но съедобный.

Похож на зонтик, но не складной.

Похож на домик, но нет окон и дверей (гриб).

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ».

Данное пособие можно использовать многофункционально. Его можно использовать в других областях образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Данное методическое пособие рассчитано на средний возраст и направлено на повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: