Этнический состав населения Азербайджана




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Институт социологии и регионоведения

Сравнение этнокультурных комплексов

Работу выполнила: Кофанова Анна

Студентка 1-го курса магистратуры

Направление подготовки:

Зарубежное регионоведение

Ростов-на-Дону – 2019

 

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов. Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма - племенная культура.

Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.

Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях природы. Поскольку в наше время такой опыт востребуется главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в большей мере в деревне, чем в городе.

 

Сравнение этнического состава и этнической культуры населения Республики Азербайджан

В начале XXI века не наблюдалось столь значительного оттока или притока населения, как в 1990-е гг. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась. По прогнозам ООН, опубликованных в демографическом докладе, к 2050 году население Азербайджана превысит 11 млн. человек.

Этнический состав населения Азербайджана

Народ          
Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент
Всего 3 205 150   6 026 515   7 021 178   7 953 438   8 922 447  
Азербайджанцы 1 870 471 58,4 % 4 708 832 78,1 % 5 804 980 82,7 % 7 205 439 90,6 % 8 172 800 91,6 %
Лезгины 111 666 3,5 % 158 057 2,6 % 171 395 2,4 % 178 021 2,2 % 180 300 2,0 %
Армяне 388 025 12,1 % 475 486 7,9 % 390 505 5,6 % 163/120 700 1,5 % 120 300 1,4 %
Русские 528 318 16,5 % 475 255 7,9 % 392 304 5,6 % 141 650 1,8 % 119 300 1,3 %
Талыши 87 510 2,7 % н/д н/д 21 169 0,3 % 75 863 1,0 % 112 000 1,3 %
Аварцы 15 740 0,5 % 35 991 0,6 % 44 072 0,6 % 50 303 0,6 % 49 800 0,6 %
Турки   0,0 % 7 926 0,1 % 17 705 0,2 % 43 423 0,5 % 38 000 0,4 %
Татары 27 591 0,9 % 31 350 0,5 % 28 600 0,4 % 30 010 0,4 % 25 900 0,3 %
Украинцы 23 643 0,7 % 26 402 0,4 % 32 345 0,5 % 28 903 0,4 % 21 500 0,2 %
Цахуры н/д   8 546 0,1 % 13 318 0,2 % 15 731 0,2 % 12 300 0,1 %
Грузины (Ингилойцы) 10 196 0,3 % 11 412 0,2 % 14 197 0,2 % 14 864 0,2 % 9 900 0,1 %
Курды 6 005 0,2 % 5 676 0,1 % 12 226 0,2 % 13 019 0,2 % 6 100 0,1 %
Таты н/д   н/д н/д 10 239 0,1 % 9 988 0,1 % 9 069 0,1 %
Евреи 41 245 1,3 % 35 487 0,6 % 30 800 0,4 % 8 910 0,1 % 9 100 0,1 %
Удины н/д   5 841 0,1 % 6 125 0,1 % 4 066 0,1 % 3 800 0,0 %
Другие     40 200 0,8 % 41 500 0,6 % 12 412 0,1 % 9 500 0,1 %

 

Этническая культура населения Республики Азербайджан

культура народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Азербайджана и государств, существовавших на территории современного Азербайджана. Развитие культуры на территории Азербайджана отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединявших Восток с Западом.

В XIV—XV вв. с началом формирования азербайджанского тюркоязычного этноса — основного народа, населяющего Азербайджан, возникает и его культура, не имевшая первоначально своих стабильных центров, и её довольно трудно для данного времени отделить от османской культуры. В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры — Южный Азербайджан и Равнинный Карабах, которые окончательно сложились уже позже, в XVI—XVIII вв. Говоря о возникновении азербайджанской культуры именно в XIV—XV вв., следует иметь в виду прежде всего литературу и другие части культуры, органически связанные с языком. Что касается материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Став самостоятельной, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись и общей религией, и общими культурно-историческими традициями.

Археологические находки и сохранившиеся материальные памятники свидетельствуют о культурном развитии проживавших на территории Азербайджана народов как в доисторический (находки в Гобустане), так и в албанский периоды (храмы в сёлах Кум и Лекит). С распространением ислама на протяжении многих веков развивается мусульманская культура, строятся мечети, медресе, мавзолеи, развиваются преимущественно орнаментальные формы декоративного искусства. Вхождение в состав России в начале XIX века позволило народам, живущим на территории Азербайджана приобщиться к русской и через неё — к мировой культуре. Коренной перелом намечается в культурном развитии Азербайджана в советский период. XXI век отмечается модернизацией Азербайджана в культурной сфере.

 

Состояние культуры является частью государственной политики. Реформы, проведенные в государственной, экономической и социальной сферах оказали влияние также на динамику культурных процессов. В 1998 году президент Г.Алиев одобрил «Закон о культуре», в котором отражены гуманитарные принципы Совета Европы и приоритеты демократической культуры. В 2000 году Министерство культуры Азербайджана приняло участие в проекте «Культурная политика в Европе». За последнее десятилетие было утверждено более 100 законов и указов, касающихся управления культурой, которые определяют конкретные пути и перспективы развития. Также были приняты важные меры для улучшения социальной защиты профессионалов в области культуры. Новые реформы должны проводиться в соответствии с концепцией «трех Д» — децентрализации, дерегулирования и демократизации. Новый «Закон о культуре» был введен в 2012 году. Его основные принципы включают гуманизм, демократический подход, равенство, интеграцию, качество, преемственность, секуляризм, защиту талантливых людей, сбалансированный подход и эффективность. Два года спустя была одобрена Концепция культуры Азербайджана, которая включает решения по защите и поощрению национальных традиций, увеличению распределения ресурсов для культуры и её продвижению через международные организации. В целях защиты и восстановления культурных и исторических памятников была разработана и официально утверждена государственная программа мероприятий в этой области на 2014—2020 годы. Министр культуры и туризма, говоря о реформах, проведенных в этой сфере отметил, что согласно приказу Президента И.Алиева от 29 марта 2016 года наряду с 15 региональными управлениями было создано главное управление культуры и туризма города Баку. Управление начало свою деятельность с января 2017-года. По мнению министра, созданные управления, структурные реформы, проводимые в сфере культуры и туризма служат для обеспечения более гибкого управления.

23 сентября 2010 года по инициативе Президента Азербайджанской Республики И. Алиева на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций было принято решение организовать Всемирный форум по межкультурному диалогу в Азербайджане. Целью форума является рассмотрение препятствий на пути диалога и как можно более конкретно рассматривать вопрос о том, как лучше всего вести диалог в различных контекстах под лозунгом «Объединенный через общие ценности, обогащенный культурным разнообразием». В рамках Форума были проведены пленарные заседания и семинары по темам роли культуры и культурного разнообразия, образования, веры и религиозных, журналистских и социальных сетей, науки, женщин, молодежи, наследия и городов. На Форуме была создана нынешняя 5-Межкультурная платформа сотрудничества. Принимая во внимание аббревиатуру азербайджанского языка первых букв пяти континентов, представленных крупными делегациями на мероприятии — «Авропа», «Асия», «Америка», «Африка», «Австралия», новая платформа была символически названа «5 А». Правительство Азербайджана приняло решение организовать Всемирный форум по межкультурному диалогу один раз в два года в соответствии с указом, подписанным президентом Азербайджана И.Алиевым в мае 2011 года. Третий Всемирный форум под девизом «Совместное использование культуры для общей безопасности» был посвящен теме «Культура и устойчивое развитие». Тема 3-го Всемирного форума отражало значение глобальной безопасности в 2015 году и глобальное внимание, уделяемое безопасности уязвимых людей в период значительного отсутствия безопасности людей. Объединив глав правительств, министров, руководителей различных международных организаций, высших политиков, специалистов в области культуры, послов доброй воли, экспертов, журналистов, практиков, видных интеллектуалов и активистов, Всемирные форумы стали международной платформой, позволяющей и поощряющей людей, стран и организаций во всем мире предпринять конкретные действия для поддержки разнообразия, диалога и взаимопонимания между странами, повысив осведомленность о важности межкультурного диалога во всем мире.

Согласно закону об охране памятников истории и культуры, государство гарантирует охрану памятников истории и культуры, обеспечивает создание, деятельность и развитие структур, необходимых для их научного изучения и пропаганды, создает условия для рационального использования памятников. Азербайджан проводит работы для внедрения, популяризации и расширения пространства национальной культуры как в стране, так и за её пределами. Кроме того по инициативе Фонда Гейдара Алиева проводятся ряд мер по защите и реконструкции исторических памятников во Франции,Болгарии,Ватикане. Во Франции, в городе Эвиан состоялось открытие «Азербайджанского парка» и родника «Дружба» также церемония открытия памятника азербайджанской поэтессе Хуршудбану Натаван. В азербайджанском районе Исмаиллы открыт парк «Эвиан-ле-Бен», в районном музее функционирует уголок, посвященный этому городу. Данные мероприятия осуществляются в рамках хартии, подписанной между 15 городами Азербайджана и Франции.

В рамках СССР Азербайджан принимал активное участие в деятельности ЮНЕСКО в 60-х годах XX века. В 1967 году ЮНЕСКО выпустила комедии М. Ф. Ахундова на французском языке в серии «Литература народов Кавказа», затем два диска записи и две аудиокассеты азербайджанского мугама в серии «Музыка народов мира». ЮНЕСКО оказала финансовую помощь Азербайджану в проведении конференций «Язык и город» (1981) и «Искусство восточного ковра» (1983). После восстановления своей независимости 3 июня 1992 года Азербайджанская Республика стала членом ЮНЕСКО. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики Г.Алиева от 20 апреля 1997 года о праздновании 1300-летия «Книги Деде-Коркута» была учреждена Государственная комиссия по 1300-летию эпоса «Китаби-Деде-Коркут». 21 февраля 1999 года был подписан Указ о плане действий Государственной комиссии в связи с 1300-летием Деде Коркута. Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 сентября 2004 года была учреждена постоянная делегация Азербайджанской Республики при ЮНЕСКО. Имеется список памятников ЮНЕСКО, которые известны как культурное наследие. Некоторые памятники Азербайджана также включены в этот список: «Девичья башня», которая была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году (XII век), Мечеть Мохаммеда (XI век) и Дворец Ширваншахов (XV век). Памятники, включенные в список ЮНЕСКО, считаются «памятниками универсальной ценности» и охраняются правительством.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: