Министерство культуры РФ




Рекомендации по разработке учебных планов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств

11.01.2013

I. Общие положения

1. Учебные планы дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств (далее – предпрофессиональные программы) разрабатываются ДШИ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ) и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

2. Учебные планы являются частью предпрофессиональных программ, должны отражать структуру этих программ, определять содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:

- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

3. Предпрофессиональная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.

4. Учебные планы разрабатываются с учетом графиков образовательного процесса по каждой из реализуемых предпрофессиональных программ и сроков обучения по этим программам.

5. В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.

6. Учебный план ДШИ отражает структуру предпрофессиональной программы, установленную ФГТ, в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

II. Структура учебного плана

7. Учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, план образовательного процесса, примечания и приложение к учебному плану с перечнем учебных аудиторий.

В титульной части учебного плана указываются: наименование ДШИ, наименование предпрофессиональной программы, срок обучения по предпрофессиональной программе, дата утверждения учебного плана с подписью руководителя ДШИ, заверенная печатью ДШИ.

В разделе «План образовательного процесса» в соответствии с ФГТ должны предусматриваться обязательная и вариативная части предпрофессиональной программы, с указанием в обязательной части предметных областей, а также разделы – консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Предметные области предпрофессиональных программ имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

8. При формировании учебного плана общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части, аудиторная нагрузка по предметным областям и учебным предметам, наименование предметов обязательной части, а также количество часов консультаций должны оставаться неизменными в соответствии с установленными ФГТ нормами.

9. Вариативная часть предпрофессиональной программы (перечень учебных предметов и часов по ним), а также часы, отводимые на самостоятельную работу обучающихся по всем учебным предметам, устанавливаются ДШИ самостоятельно в пределах установленных ФГТ объемов максимальной и аудиторной нагрузки обучающихся.

Согласно ФГТ объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях образовательного учреждения).

10. По каждой предпрофессиональной программе ФГТ устанавливают предельный объем времени вариативной части, предусматриваемый на аудиторные занятия. При формировании ДШИ вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области соответствующего вида искусств, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

11. В примерных учебных планах, рекомендованных Минкультуры России, предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (в соответствии с обозначенными в ФГТ знаниями, умениями и навыками) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой итогового контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» в примерных учебных планах обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий (групповой, мелкогрупповой, индивидуальной).

12. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебным предметам необходимо планировать с учетом исторических традиций и методической целесообразности, а также параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования. Ряд учебных предметов может не требовать затрат на самостоятельную работу обучающихся (например, учебный предмет «ритмика», предлагаемый в примерных учебных планах по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства).

13. В предпрофессиональной программе ФГТ предусмотрен раздел «консультации». Проведение консультаций может осуществляться в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено в течение учебного года или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей.

14. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

15. Согласно ФГТ оценка качества реализации предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Разделы по срокам и формам проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся должны быть отражены в учебном плане. Сроки и формы проведения текущего контроля знаний обучающихся отражаются в программах учебных предметов.

При разработке ДШИ учебного плана графу «контрольные уроки, зачеты», имеющуюся в примерном учебном плане, необходимо разделить на самостоятельные графы – «контрольные уроки» и «зачеты», с указанием по каждому учебному предмету того или иного вида промежуточной аттестации и учебного полугодия, в котором запланировано ДШИ проведение данной аттестации. Учебные полугодия целесообразно обозначать сквозной нумерацией, как предложено в примерном учебном плане.

III. Разработка учебных планов при реализации сокращенной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: