Цель и задачи собеседования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ Проректор _________________ Р.Г. Минзарипов «____» ____________ 2016г.   МП

 

РЕКОМЕНДОВАНО
Решением Ученого совета
Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
от «20» сентября 2016 г., протокол № 2
 
 
 

 

 

ПРОГРАММА

вступительного испытания

по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Программа: Филологическое образование

(магистратура)

 

 

Казань 2016

 

Пояснительная записка

Вступительные испытания по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), положением о приеме в магистратуру ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (принято решением Ученого совета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 20 марта 2014г.)

К вступительным испытаниям допускаются граждане Российской Федерации и Граждане иностранных государств, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ высшего образования и имеющие документ государственного образца: диплом бакалавра, диплом магистра, диплом специалиста.

Вступительное испытание призвано выявить степень готовности абитуриента к продолжению образования в магистратуре.

Программа предназначена для подготовки абитуриентов к вступительному испытанию, позволит выявить мотивацию к обучению в магистратуре и актуализировать педагогические и предметные знания.

Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительного испытания (собеседования).

 

Цель и задачи собеседования

Цель собеседования: выявить уровень готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающее расширенное поле научно-исследовательской, проектной и педагогической деятельности в сфере образования, и уровень его готовности к освоению магистерской программы «Филологическое образование» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».

Задачи собеседования:

- определить доминирующую мотивацию поступления абитуриента в магистратуру и выбора им магистерской программы;

- выявить уровень сформированности мотивации поступающего к осуществлению педагогической деятельности;

- проверить базовой уровень теоретической подготовки абитуриента;

- выявить умения анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать излагаемый материал;

- определить область научных интересов будущего магистранта;

- определить склонности поступающего к научно-исследовательской и проектной деятельности.

 

2. Основные требования к уровню подготовки и компетентности поступающего

- владение базовым понятийным аппаратом и основной проблематикой по направлению и профилю подготовки;

- умение выявлять, анализировать проблему, вести аргументированную полемику по конкретной проблематике;

- умение формулировать собственную точку зрения по заявленным в программе вопросам;

- изложение и аргументация собственной педагогической и исследовательской позиции.

 

3. Форма вступительного испытания

Вступительное испытание проходит в форме собеседования.

 

4. Общая характеристика программы

Вступительное испытание для поступления в магистратуру включает два модуля: мотивационный и предметный.

Мотивационный модуль является инвариантным для всех магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» и представлен в форме общего собеседования.

Предметный модуль является вариативным для каждой магистерской программы.

 

5. Содержание программы

5.1 Мотивационный модуль

Мотивационный модуль направлен на выявление мотивов продолжения обучения в магистратуре, сферы научных интересов поступающего, представлений о педагогической деятельности, имеющегося опыта практический деятельности в сфере образования, достижений в научно-исследовательской, проектной деятельности, публикационной активности, дополнительных квалификаций абитуриента, его ожиданий от обучения в магистратуре.


5.2 Предметный модуль

1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Фонетическая система языка, фонетические единицы (сегментные и суперсегментные). Четыре аспекта изучения звуковых средств языка: артикуляторный, акустический, перцептивный, функциональный. Методы фонетических исследований: эмпирические (наблюдение и самонаблюдение), перцептивные и инструментальные методы. Социофонетика. Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонология. Звук речи, звук языка. Понятие фонемы. Роль И.А.Бодуэна де Куртенэ в становлении фонологии. Фонема как мельчайшая единица языка ("знак знака" - по Ф. де Соссюру). Функции фонемы. План выражения и план содержания фонемы. Понятие оппозиции. Система оппозиций. Маркированность/ немаркированность фонемы. Физические (артикуляционные и акустические) корреляты различительных признаков фонемы.

2. Система фонем в русском языке. Система гласных фонем русского литературного языка. Количественный состав гласных фонем. Спорные вопросы Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем русского языка. Система согласных фонем русского литературного языка. Количественный состав согласных фонем. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем. Конститутивные, коррелятивные и относительные признаки согласных. Модификация фонем в потоке речи. Фонема и ее реализация в звуках речи. Фонематическая транскрипция.

Словарный состав (лексика) в системе языка. Лексико-семантическая система языка. Системные и асистемные связи слова. Специфика слова как лексической единицы (воспроизводимость, непроницаемость, цельнооформленность, семантическая валентность, лексико-грамматическая отнесенность). Определение слова. Обращенность слова к действительности. Понятие языковой картины мира (ЯКМ). Слово как многоаспектная единица, функционирующая на всех уровнях системы языка. Лексикология как наука о словарном составе языка. Два подхода к описанию слова в лексикологии (ономасиология и семасиология). Понятие семантического закона. Связь лексикологии с семиотикой, лексикографией, фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом.

4. Хронологическая и социолингвистическая стратификация русской лексики. Общие принципы классификации словарного состава языка. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их разновидности. Потенциальные и окказиональные слова. Неологизмы и их разновидности. Пласты лексики русского языка с точки зрения её происхождения. Интернациональная лексика. Калькирование и кальки. Ненормированная лексика. Социальная и территориальная дифференциация русской лексики. Лексика общенародная, специальная (профессионализмы, термины), просторечная, жаргонная, диалектная. Термины, специфика термина, номенклатурные наименования и профессионализмы.

5. Основные понятия морфологии как раздела грамматики. Предмет морфологии и её место в грамматике. Определение основных морфологических понятий. Грамматическое значение и его отличие от лексического и словообразовательного. Грамматическая форма и словоформа. Грамматические средства. Синтетические и аналитические словоформы. Синонимия и омонимия грамматических форм. Вариантные грамматические формы. Грамматическая категория как комплексная единица языка, имеющая знаковую природу (единство противопоставленных грамматических значений и средств их выражения). Классификация грамматических категорий. Общие и частные, словоизменительные и несловоизменительные категории. Понятие парадигмы. Типы парадигм.

6. Основные части речи. Общекатегориальные грамматические признаки существительных как части речи. Категориальное значение предметности. Лексико-грамматические разряды существительных (конкретные, абстрактные, собирательные, вещественные). Категория одушевленности-неодушевленности существительных, её лексико-грамматический характер.

Категория рода имен существительных как коррелятивная несловоизменительная категория существительных. Категория падежа существительного Грамматическое значение, средства выражения и словоизменительный характер категории. Категория числа имени существительного.

Грамматические признаки и категории глагола, глагольные основы и классы. Словоизменительные и классифицирующие категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, их функциональные и семантические отличия и принципиальная общность по ряду конститутивных признаков. Вид глагола как одна из важнейших категорий русской грамматики. Категория залога. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, предельные и непредельные, личные и безличные. Средства выражения залогов. Возвратность и её связь с переходностью.

7. Словообразование как научная дисциплина. Место словообразования в системе лингвистических дисциплин. Словообразование и формообразование; изоморфизм систем как проявление общей деривационной природы. Словообразование синхронное и историческое. Словообразовательный анализ и словообразовательный синтез. Вклад Казанской лингвистической школы в развитие теории словообразования. Основные способы русского словопроизводства: морфемный и семантический (аффиксальный и безаффиксный). Аффиксальные способы словообразования: суффиксация (в том числе нулевая), префиксация, постфиксация, конфиксация, сложение с интерфиксацией, сложение с трансфиксацией. Безаффиксные способы словообразования: семантическая деривация, сложение (чистое сложение, аббревиация, сращение), сокращение; субстантивация. Специфика окказионального словообразования.

Основные способы русского словопроизводства: морфемный и семантический (аффиксальный и безаффиксный). Аффиксальные способы словообразования: суффиксация (в том числе нулевая), префиксация, постфиксация, конфиксация, сложение с интерфиксацией, сложение с трансфиксацией. Безаффиксные способы словообразования: семантическая деривация, сложение (чистое сложение, аббревиация, сращение), сокращение; субстантивация. Специфика окказионального словообразования

8. Простое предложение. Три стороны устройства простого предложения: формальная, смысловая и коммуникативная организация. Простое предложение как монопредикативная единица. Понимание предикативности в истории науки и в ее современном состоянии. Принципы классификации простых предложений в синтаксической традиции. Нераспространенные и распространенные, полные и неполные предложения. Типы предложений по целеустановке. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненные предложения. Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения. Главные члены предложения. Общее понятие о системе парадигм предложения. Парадигма предложения как система его форм, или комплекс системных отношений внутри выявлений (форм) одной структурной схемы.

9. Сложное предложение. Сложное предложение как обладающее формальной устроенностью сочетание синтаксически связанных простых предложений. Грамматическая природа сложного предложения. Три стороны устройства сложного предложения: формальная организация, смысловая организация и коммуникативная организация. Синтаксические связи в сложном предложении. Сложные предложения с охарактеризованной (дифференцированной) связью: сочинением или подчинением. Виды сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении. Сложные предложения с неохарактеризованной (недифференцированной связью (бессоюзные закрытой структуры).

10. Языковая норма. Стилистика речи. Виды норм: орфоэпические; акцентологические; - лексические; морфологические; синтаксические. Варианты норм и типичные речевые ошибки, связанные с их нарушением. Динамика норм русского языка; традиционные и новые нормы. Мотивированные отклонения от нормы. Языковой пуризм и антинормализаторство. Общение и его основные законы. Устная (подготовленная и спонтанная) и письменная речь. Правила и приёмы общения и его разновидности (деловое, семейное, дружеское, развлекательное; индивидуальное и групповое; конфликтное и бесконфликтное). Монолог и диалог.

Понятие текста как объекта стилистики речи. Стилистическая концепция речи В.В.Виноградова. Стиль как форма речевой деятельности. Традиционная классификация стилей. Характеристика функциональных стилей по принципу герметичности/проницаемости. Функциональные стили в их отнесенности к разговорной и художественной речи. Стилистика научной и профессиональной речи. История вопроса. Типология научных жанров. Языковые средства научной и профессиональной речи. Стилистика деловой речи. История вопроса. Структура стилистического делового пространства. Текстовые нормы делового стиля. Динамика нормы деловой речи. Особенности устной деловой речи. Стилистика публицистической речи. Общая характеристика средств массовой информации. Стилистика разговорной речи. Жанры разговорной речи. Стилистика ораторской разговорной речи Структура ораторской речи. Подготовка и выступление. Языковые средства разговорной речи. Стилистика художественной речи. Языковые средства художественной речи. Типологии выразительных средств.

11. Актуальные проблемы современного литературоведения: смена классической и неклассической парадигм. Определение термина «научная парадигма». Основные параметры, характеризующие традиционную и современную парадигмы литературоведения: 1) Понимание сущностных свойств художественной литературы. 2) Система сложившихся литературоведческих категорий, понятий, терминов. 3) Подходы к анализу художественных произведений. 4) Принцип историзма.

12. Романтизм в русской литературе: проблемы европейских влияний и национального своеобразия. Романтизм «немецкий» / психологический и «байронический» / гражданский. Соотношение романтической поэтики с традициями русского классицизма. Романтизм в диалоге с: сентиментализмом (тема сострадания), предромантизмом (культ мечты, гения) и просветительским реализмом (социально-гражданственная проблематика). Ранний русский романтизм и его ветви: элегическая (В.А. Жуковский) и эпикурейская (К.Н.Батюшков). Гражданский романтизм и его диалог с традициями классицизма и просветительского реализма (проблема воспитания, интерес к мифологии национальной истории, культ героя-гражданина).

13. Эволюция русского реализма. Типологические разновидности реализма. Дифференциация литературного развития. Новая концепция личности. Основные идейно-литературные течения. Эпические тенденции в литературе (роман 60-х гг., эпический цикл, драматургия, поэзия). Система жанров.

14. Литература 1880-х годов. Историческая ситуация. Изменения в мироощущении человека: ощущение трагизма, хаоса, катастрофы. Распад классической картины мира и итоги развития реализма в XIX веке в его классическом варианте. Самоощущение личности и новая концепция человека, новый герой. Изменения в жанровой системе – господство малых жанров.

15. Мироощущение рубежа Х1Х-ХХ вв. и художественные тенденции времени. Своеобразие культурного развития России в ситуации «тотального кризиса». Русская литература «серебряного века» как сложная целостность. Периодизация литературного развития рубежа веков. Типология литературных направлений. Стремление к синтезу разных творческих методов. Взаимодействие модернизма и реализма. Литературный быт серебряного века.

16. Художественные искания в литературе 20-х годов ХХ века и их связь с философско-эстетическими идеями «серебряного века». Литературные группы 20-х годов (Леф, ЛЦК, РАПП, Перевал, Серапионовы братья). Теоретико-эстетические платформы, полемика по вопросу соотношения искусства и действительности. Проблема синтеза в литературе 20-х годов: взаимодействие реалистических, модернистских и романтических тенденций. Поиск новых жанрово-стилевых форм, адекватных характеру изображаемого времени: фрагментарность, импрессионистичность, экспрессионистичность, значимость сквозных лейтмотивов, усложнение хронотопа.

17. Общие черты социокультурной ситуации 30-х гг. 20 века. Понятие тоталитарной культуры и ее основные особенности. Позиция противостояния тоталитарным тенденциям в литературе. Пути развития литературы: мифологизация действительности и социально-критическая тенденция в создании образа времени. Проза 30-х годов. Связь с современностью. Развитие жанра производственного романа, романа воспитания, стремление осмыслить современность через обращение к прошлому. Своеобразие жанра исторического романа. Активизация социально-философских тенденций. Поэзия 1930-х годов, пути ее развития. Миф о «новом человеке» и новом мире вечной молодости, «радости, творчества и мужества» в творчестве советских поэтов (В. Луговской, Э. Багрицкий, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Прокофьев). Трагический облик эпохи в поэзии противостояния («Московские» и «Воронежские» стихи О.Мандельштама, «Реквием» А. Ахматовой и др.)

18. Общие тенденции развития литературы 1941-1956 годов: темы, проблематика, конфликты, жанровые приоритеты. Драматизм социокультурной ситуации в послевоенный период 1945-1956 гг. Литература «оттепели». Изменения историко-литературной ситуации. Пути развития литературы: взаимодействие социально-аналитической и лирической жанрово-стилевых тенденций. Феномен «молодежной» прозы: мотив путешествия, конфликт поколений, исповедальность, романтическая тональность. Специфика развития деревенской прозы: автобиографизм, проблема народного характера, формирование эпических тенденций.

19. Общие тенденции развития литературы середины 1960-1980-х г.г. Особенности идейно-художественного решения темы Великой Отечественной войны в 1960-1980-е годы. Пафос достоверности в сочетании с лирическим началом в «лейтенантской прозе» 1960-х; усиление трагизма, философичности в «военной прозе» 1970-сер.1980-х г.г. Специфика жанрового развития, типы героев, конфликтов, характер проблематики (лирика и поэма «Василий Теркин» А.Твардовского, лирика и проза К. Симонова, повести В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» и др.). Тема лагеря, особенности ее идейно-художественного решения в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова. Проблемы свободы и несвободы, человека и тоталитарного государства в прозеВ. Гроссмана, А. Солженицына. «Жизнь и судьба» и «В круге первом» как жанровые разновидности социально-философского романа. Специфика художественного времени и пространства, системы образов, сквозные философские мотивы. Особенности «деревенской прозы», пути ее развития. Проблема национального характера. Соотношение христианских и языческих начал в его трактовке. Творчество А. Солженицына, В.Распутина, В. Астафьева и др.

20. Литература конца 1980-2000 годов. Изменения социокультурной ситуации в середине 1980-х годов. Переходный характер литературы. Дифференциация ее функций. Активизация игрового начала. Три основных пути развития литературы: продолжение традиций классического реализма; постмодернизм, синтез реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций. Специфика понимания творчества и функций художника представителями каждого из данных направлений (произведения 1990-х годов Б.Окуджавы, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Маканина, В.Пелевина В.Сорокина и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: