как инструмент повышения познавательной активности младших школьников на уроках образовательной отрасли «Филология»




Выступление на заседании методического объединения

Итоги работы творческой группы

«Учебно-исследовательская деятельность

как инструмент повышения познавательной активности младших школьников на уроках образовательной отрасли «Филология»

Любченко Н.М.

МОУ «Специализированная школа № 95 г. Донецка»

 

Государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогами задачу формирования успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию. Поэтому цель современного образования: поиск новых способов действий и поиск баланса между традиционными и инновационными педагогическими технологиями. Учитель должен применять такие методы обучения, при которых развитие ребёнка будет происходить более разносторонне, когда ребёнок не просто сможет запоминать и воспроизводить преподносимый ему материал, но и самостоятельно находить его, применять впоследствии на практике.

Исходя из вышесказанного, актуальным становится использование методов учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одного из инструментов реализации задач образовательной области «Филология».

Цель работы творческой группы: проанализировать теоретические аспекты и показать преимущества учебно-исследовательской деятельности на уроках перед традиционными видами деятельности.

Задачи работы творческой группы:

1.Раскрыть понятие «учебно-исследовательская деятельность», описать её сущность и особенности.

2.Охарактеризовать формы организации учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

3.Показать примеры использования данной формы учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.

В состав группы входили учителя 4-х классов школ Калининского района: Василиади Е.В., Козлова Т.А., Федичева И.П., Салиева Н.И., Белаш Н.И., Святченко С.В., Переясловская Т.В., руководитель творческой группы – Любченко Н.М.

В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. Принципиальным отличием Государственного образовательного стандарта начального общего образования является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение школьниками универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Современный выпускник начальной школы должен освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; иметь сформированную готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности школьников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Современной школе необходимы такие виды деятельности и методы обучения, которые:

· формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

· развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

· приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса школьников;

· реализовывают принцип связи обучения с жизнью.

Действенным шагом в реализации поставленных перед учителем заданий является активное использование исследовательских методов обучения. Опыт исследовательского, творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим также интерес к учению.

Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. В процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Исследовательское обучение – это система приёмов, методов и форм обучения, моделирующих основные этапы исследовательского процесса: постановку проблемы, сбор материала, сравнение существующих методов анализа, собственно анализ материала, обобщение, презентацию материала.

Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Основные характеристики учебного исследования:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

В исследовательском обучении приоритетным становится развитие личности и мышления перед простым накоплением знаний. Это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений школьников. К ним относим:

• умение видеть проблемы;

• умение задавать вопросы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение давать определение понятиям;

• умение классифицировать;

• умение наблюдать;

• умение проводить эксперименты;

• умение делать выводы и умозаключения;

• умения структурировать материал;

• умение доказывать и защищать идеи.

Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии (в том числе и учителя).

Особенности урока-исследования:

• наличие единой, интересной для всех участников проблемы;

• возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;

• наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.

Главным условием урока исследовательского характера является наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С.Л.Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса». Структура урока-исследования зависит от особенностей художественного произведения, от той проблемы, которая поставлена в центр учебной деятельности, от замысла учителя и отобранных методических приемов для его воплощения, а также от читательской зрелости детей, от их читательских впечатлений и умения учителя реагировать на высказанные детские версии. Урок-исследование литературного текста включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами уроками:

• Мотивация (создание проблемной ситуации)

• Исследование (поиск решения проблемы)

• Обмен информацией (изложение результатов исследования)

• Организация информации (сортировка и классификация полученных фактов)

• Связывание информации (открытие и формулирование новых знаний)

• Рефлексия (оценивание и обсуждение дальнейших перспектив)

• Применение (использование приобретённого знания в новых условиях)

В структуре урока-исследования русского языка выделяют несколько этапов:

1. Мотивация (создание проблемной ситуации)

2. Исследование (в малых группах)

3. Обмен информацией

4. Организация информации

5. Подведение итогов, рефлексия

Этап создания проблемной ситуации - ключевой этап урока, так как от него во многом зависит, состоится исследование или нет. Искусство педагога состоит в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определенного рода вопроса или проблемы. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у большинства.

Способы создания проблемной ситуации:

1. Прием ключевых слов. Отличается своей универсальностью. Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно по той или иной проблеме, и стимулировании постановки вопросов о том, что им об этом еще не известно. Для рефлексии известного и вычленении неизвестного применяется лобовой прием: что вам известно по этому вопросу и что еще хотите узнать. Слова - подсказки позволяют направить мысли детей в необходимом направлении для возникновения проблемного вопроса. На уроке русского языка такими словами могут быть: «причина», «условие», «возникновение», «значение», «состав», «происхождение», «виды» и т.п.

2. Прием «выполнимое/невыполнимое действие». Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимыми, не представляет никаких трудностей. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается его невозможность выполнения. Возникшая проблема переживается ребенком тем ярче, чем более простым казалось предложенное задание. Фактически предлагается задание с ловушкой. Например, при изучении темы «Дополнение» детям предлагается восстановить неполную схему, установив взаимосвязь между элементами (главными и второстепенными членами предложения): подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Эти слова на табличках представлены на доске. Дети должны расставить их в том порядке, как расположены слова в предложении. В результате, мнения учащихся расходятся. Дети приходят к выводу, что чтобы заполнить схему, надо выяснить, что же такое дополнение?

3. Прием «погружение в проблему». Особенностью этого способа является то, что он предполагает высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы. Такой прием активно можно использовать при работе над развитием письменной и устной речи. Предлагается по теме ситуация или цитата, ребенок высказывает свою позицию по теме. Например, при изучении темы «Способы сжатия текста», учитель предлагает ситуацию: «Вы пришли в библиотеку, чтобы взять книгу для урока, но... название забыли, хотя содержание отлично помните - вы ее когда-то читали. Как вы будете рассказывать библиотекарю содержание книги?» В результате высказывания своих предположений, дети приходят к выводу, что надо научиться способам сжатия текста.

Рассмотрев применение на практике технологии исследовательской деятельности можно сделать вывод, что данный вид обучения - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе учения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Исследовательская деятельность - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий и путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Таким образом, роль использования исследовательской деятельности определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

В приложении к материалам работы творческой группы мы предложили конспекты уроков литературного чтения и русского языка, разработанные членами творческой группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: