Выступление на заседании методического объединения
Итоги работы творческой группы
«Учебно-исследовательская деятельность
как инструмент повышения познавательной активности младших школьников на уроках образовательной отрасли «Филология»
Любченко Н.М.
МОУ «Специализированная школа № 95 г. Донецка»
Государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогами задачу формирования успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию. Поэтому цель современного образования: поиск новых способов действий и поиск баланса между традиционными и инновационными педагогическими технологиями. Учитель должен применять такие методы обучения, при которых развитие ребёнка будет происходить более разносторонне, когда ребёнок не просто сможет запоминать и воспроизводить преподносимый ему материал, но и самостоятельно находить его, применять впоследствии на практике.
Исходя из вышесказанного, актуальным становится использование методов учебно-исследовательской деятельности обучающихся как одного из инструментов реализации задач образовательной области «Филология».
Цель работы творческой группы: проанализировать теоретические аспекты и показать преимущества учебно-исследовательской деятельности на уроках перед традиционными видами деятельности.
Задачи работы творческой группы:
1.Раскрыть понятие «учебно-исследовательская деятельность», описать её сущность и особенности.
2.Охарактеризовать формы организации учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
3.Показать примеры использования данной формы учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.
В состав группы входили учителя 4-х классов школ Калининского района: Василиади Е.В., Козлова Т.А., Федичева И.П., Салиева Н.И., Белаш Н.И., Святченко С.В., Переясловская Т.В., руководитель творческой группы – Любченко Н.М.
В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. Принципиальным отличием Государственного образовательного стандарта начального общего образования является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение школьниками универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Современный выпускник начальной школы должен освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; иметь сформированную готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности школьников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Современной школе необходимы такие виды деятельности и методы обучения, которые:
· формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
· развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
· формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
· приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса школьников;
· реализовывают принцип связи обучения с жизнью.
Действенным шагом в реализации поставленных перед учителем заданий является активное использование исследовательских методов обучения. Опыт исследовательского, творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим также интерес к учению.
Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. В процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Исследовательское обучение – это система приёмов, методов и форм обучения, моделирующих основные этапы исследовательского процесса: постановку проблемы, сбор материала, сравнение существующих методов анализа, собственно анализ материала, обобщение, презентацию материала.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
В исследовательском обучении приоритетным становится развитие личности и мышления перед простым накоплением знаний. Это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений школьников. К ним относим:
• умение видеть проблемы;
• умение задавать вопросы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение давать определение понятиям;
• умение классифицировать;
• умение наблюдать;
• умение проводить эксперименты;
• умение делать выводы и умозаключения;
• умения структурировать материал;
• умение доказывать и защищать идеи.
Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии (в том числе и учителя).
Особенности урока-исследования:
• наличие единой, интересной для всех участников проблемы;
• возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;
• наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.
Главным условием урока исследовательского характера является наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С.Л.Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса». Структура урока-исследования зависит от особенностей художественного произведения, от той проблемы, которая поставлена в центр учебной деятельности, от замысла учителя и отобранных методических приемов для его воплощения, а также от читательской зрелости детей, от их читательских впечатлений и умения учителя реагировать на высказанные детские версии. Урок-исследование литературного текста включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами уроками:
• Мотивация (создание проблемной ситуации)
• Исследование (поиск решения проблемы)
• Обмен информацией (изложение результатов исследования)
• Организация информации (сортировка и классификация полученных фактов)
• Связывание информации (открытие и формулирование новых знаний)
• Рефлексия (оценивание и обсуждение дальнейших перспектив)
• Применение (использование приобретённого знания в новых условиях)
В структуре урока-исследования русского языка выделяют несколько этапов:
1. Мотивация (создание проблемной ситуации)
2. Исследование (в малых группах)
3. Обмен информацией
4. Организация информации
5. Подведение итогов, рефлексия
Этап создания проблемной ситуации - ключевой этап урока, так как от него во многом зависит, состоится исследование или нет. Искусство педагога состоит в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определенного рода вопроса или проблемы. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у большинства.
Способы создания проблемной ситуации:
1. Прием ключевых слов. Отличается своей универсальностью. Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно по той или иной проблеме, и стимулировании постановки вопросов о том, что им об этом еще не известно. Для рефлексии известного и вычленении неизвестного применяется лобовой прием: что вам известно по этому вопросу и что еще хотите узнать. Слова - подсказки позволяют направить мысли детей в необходимом направлении для возникновения проблемного вопроса. На уроке русского языка такими словами могут быть: «причина», «условие», «возникновение», «значение», «состав», «происхождение», «виды» и т.п.
2. Прием «выполнимое/невыполнимое действие». Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимыми, не представляет никаких трудностей. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается его невозможность выполнения. Возникшая проблема переживается ребенком тем ярче, чем более простым казалось предложенное задание. Фактически предлагается задание с ловушкой. Например, при изучении темы «Дополнение» детям предлагается восстановить неполную схему, установив взаимосвязь между элементами (главными и второстепенными членами предложения): подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Эти слова на табличках представлены на доске. Дети должны расставить их в том порядке, как расположены слова в предложении. В результате, мнения учащихся расходятся. Дети приходят к выводу, что чтобы заполнить схему, надо выяснить, что же такое дополнение?
3. Прием «погружение в проблему». Особенностью этого способа является то, что он предполагает высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы. Такой прием активно можно использовать при работе над развитием письменной и устной речи. Предлагается по теме ситуация или цитата, ребенок высказывает свою позицию по теме. Например, при изучении темы «Способы сжатия текста», учитель предлагает ситуацию: «Вы пришли в библиотеку, чтобы взять книгу для урока, но... название забыли, хотя содержание отлично помните - вы ее когда-то читали. Как вы будете рассказывать библиотекарю содержание книги?» В результате высказывания своих предположений, дети приходят к выводу, что надо научиться способам сжатия текста.
Рассмотрев применение на практике технологии исследовательской деятельности можно сделать вывод, что данный вид обучения - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе учения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Исследовательская деятельность - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий и путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.
Таким образом, роль использования исследовательской деятельности определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
В приложении к материалам работы творческой группы мы предложили конспекты уроков литературного чтения и русского языка, разработанные членами творческой группы.