Психопатология детского возраста для изучения получаемых данных, оценки динамики и обобщения их с целью составления прогноза и формулирования рекомендаций по терапевтическому вмешательству и коррекционным педагогическим мерам использует свои методы.
Экспериментальный психопатологический метод. Этот метод использует объективные, оцениваемое количественно общие закономерности. Экспериментальная психопатология применяет и психологические, и биологические методы.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОС РЕБЕНКА
В ходе обследования ребенка должна быть получена та же информация, что и при беседе со взрослым для изучения психического статуса: ориентировка в собственной личности, месте, времени, самосознание, чувственное познание, течение мыслей, фантазии, амбиции, память, интеллект, речь, активность, внимание, воля, эмоции, настроение, межличностные отношения, поведение, манерность и т. д.
Задача диагностики состоит в том, чтобы сформулировать профессиональное мнение о всесторонних особенностях психического функционирования и поведения пациента.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА
1. Внешность. Увеличенные размеры головы могут быть признаком гидроцефалии, болезней Г. Гурлера или В. Тей-Сакса. Маленькая голова — проявление микроцефалии. Шея с крыловидной складкой — симптом болезни Шерешевского-Тернера. Округлое лицо с плоской переносицей может быть при болезни Дауна. Катаракты встречаются при галактоземии, врожденной краснухе.
Монголоидный разрез глаз и эпикант - признаки болезни Дауна. Маленькие, низко расположенные уши наблюдаются и при болезни Дауна, и при болезни Шерешевского-Тернера. Непропорционально маленькие конечности - при болезни Дауна. Короткие лопатообразные кисти — симптом гаргоилизма. Сросшиеся пальцы рук и ног наблюдаются при синдроме Аперта. Лицевые ге-мангиомы — признак синдрома Стердж-Вебера. Мелкие опухоли подкожных жировых желез - признак туберозного склероза. По внешности можно судить не только о наличии наследственных и врожденных аномалий, но и о некоторых приобретенных нервно-психических расстройствах. Так, например, меняющийся из-за приливов крови цвет кожи может быть одним из проявлений невротических расстройств. Кожные проявления нейродермита — симптом психосоматического расстройства.
|
2. Ориентировка. Изучение ориентировки ребенка позволит оценить степень сохранности сознания и выявить, если имеются, расстройства сознания.
3. Чувственное восприятие. Оцениваются сохранность или расстройство ощущений, наличие ослабления или усиления восприятия, а также искажения или проявления ошибочных расстройств восприятия.
4. Мышление и вербализация. Выявляются особенности течения мыслительного процесса и его расстройства, а также наличие продуктивных нарушений (бредоподобных фантазий, сверхценных, навязчивых или бредовых идей).
5. Память. Оценивается запечатление, сохранение и воспроизведение опыта. Выявляются нарушения памяти и ее ошибки.
6. Интеллект. Производится определение характера функционирования умственной деятельности и определяется интеллектуальный коэфициент.
При обнаружении отклонений оценивается тотальность или парциальность нарушений.
|
7. Эмоции и настроение. Определить особенности эмоционального реагирования (живость, дифференцированность, неадекватность). Квалифицировать состояние настроения (ровное, повышенное, пониженное, мрачное, благодушное, безразличное), оценить степень устойчивости (неустойчивое, уравновешенное). Выявить наличие страха, тревоги.
8. Воля. Внимание. Оценить сохранность, снижение или повышение произвольной активности. Выявить нарушения и искажения воли (импульсивность, манерность, кататонические явления). Получить представление о состоянии внимания (истощаемость, отвлекаемость, уменьшение объема).
9. Поведение. Обратить внимание на степень общительности (замкнутость), склонность к побегам, отказы от приема пищи и т. д.
10. Анализ сновидений.
11.Обсуждение творгества детей (рисунков, рассказов).
12.Анализ игровой активности.
13.Суммарная оценка психического статуса.
Поведение обследования развития ребенка (по методике Е.А. Стребелевой) https://yadi.sk/d/NrVDN3c5t_DHkw
Психиатр обязательно присутствует в составе психолого-медико-педагогической комиссии.
https://edu.mari.ru/prof/ou31/DocLib20/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A.aspx
Основными направлениями деятельности психолого-медико-педагогической комиссии являются:
· проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
· подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных ЦПМПК рекомендаций;
· оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
· оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида.
Результаты диагностики записываются в ЗАКЛЮЧЕНИИ ПМПК.
См. файл «Вопросы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Марий Эл» П. 19,20.