РЫНОК , РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (предприятие, домашнее хозяйство, государство)




Цель изучения темы: получить представление о сущности рынка и условиях его возникновения, уяснить основные элементы рыночного механизма и принципы их взаимодействия, изучить предпринимательство и его роль в развитии экономики страны, сравнить различные организационно-правовые формы предпринимательства, разобраться в экономических целях предприятия, домашнего хозяйства, государства.

Основные термины и понятия: рынок, конкуренция, спрос, предложение, цена, деньги, предприятие, предпринимательство, бизнес, частный предприниматель, ООО, ЗАО, ОАО, полное товарищество, коммандитное товарищество, уставной капитал, акции, максимизация прибыли, домашнее хозяйство, государство.

1. Понятие рынка, условия возникновения рынка, трансакционные издержки.

2. Субъекты рыночной экономики: домашнее хозяйство. экономические функции домашнего хозяйства. Предприятие. Правительство. Схема функционирования смешанной экономики

3. Предпринимательство и бизнес.

4. Организационно-правовые формы бизнеса. Экономические цели предприятия.

Исторически рынок возник как место встречи продавцов и покупателей, между которыми происходил обмен по цене, о которой удалось договориться. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой уже не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен.

Рынок – это тип хозяйственных связей,основанных на эквивалентном обмене, свободном выборе партнеров, наличии конкуренции.

В экономической литературе выделяют следующие условия возникновения рынка:

общественное разделение труда и специализация, которая определяет необходимость обмена

экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений, которая определяет возмездный характер обмена.

Для эффективного функционирования рынка необходимы самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Рынок можно определить как совокупность актов купли-продажи, или сделок (трансакций, англ), В ходе обмена товарами осуществляется добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качества и количества покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д.; издержки, связанные с осуществлением сделки называются трансакционными. Эти издержки выше в тех странах, где права собственности слабо определены (специфицированы). Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Трансакционные издержки в криминальной экономике включают помимо вышеназванных, затраты на дань рэкетирам и чиновникам, «откаты» и т.д, поэтому они очень высоки. Если расходы на осуществления сделки с товаром окажутся выше предполагаемых доходов, то рынок таких товаров не будет создан. Эта причина частично определяет отсутствие на многих сегментах российского рынка отечественных товаров.

Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства, которое неминуемо вмешивается в экономику. В качестве саморегулирующейся системы рынок в большинстве случаев способен выполнять свои функции самостоятельно. Еще физиократы выразили это в принципе ’’laissez faire”, что в переводе с французского означает «не мешайте», или «пусть все идет само по себе». Однако существует ряд ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства являются единственно возможным выходом из тупика. Поэтому, когда мы говорим о субъектах рыночной экономики, мы включаем в них и государство (правительство).

2. Основными субъектами рынка являются домашние хозяйства, бизнес и государство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для увеличения прибыли).

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации, владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Взаимодействие основных агентов рыночной экономики изображено на схеме 1. Предприятие находится на этой схеме в прямоугольнике «бизнес».

 

Схема 1.

         
 
   
 
 
   
 
 

 


Домашнее хозяйство и бизнес сообщаются между собой через два типа рынков. На рынке потребительских товаров домашние хозяйства выступают как покупатели товаров и услуг, в бизнес – как их продавец. Покупатели приходят на рынок с деньгами, предъявляя платежеспособный спрос. А продавцы – с товарами, которые формируют предложение. Цены на этом рынке зависят от соотношения спроса и предложения: чем выше цены, тем меньше спрос, и наоборот.

На рынок факторов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) домашние хозяйства выходят уже как продавцы, так как названные ресурсы являются их собственностью. Спрос на них предъявляет бизнес, именно он покупает эти ресурсы, организует производство, производит товары и услуги. Цены на труд, капитал, землю и др. определяются соотношением спроса и предложения на них.

 

3.Предпринимательство и бизнес.

В условиях рыночной экономики любое предприятие является по существу предпринимателем. Предпринимательство – это движущая сила развития экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Именно предприниматель соединяет факторы производства – труд, землю и капитал и организует их наиболее эффективное использование. Русский ученый-экономист Г.К. Гинс назвал предпринимателей «инженерами той невидимой машины, которая приводит в движение фабрики и заводы». «предприниматель это особый своеобразный психологический тип, у него есть особые отличительные свойства и дарования». Успешный предприниматель должен обладать такими личностными характеристиками как инициативность, стремление к новому, организаторские способности, умение вести переговоры и убеждать клиентов, готовность к обоснованному риску, ответственность, уверенность в себе, готовность и умение принимать решения. Такими качествами обладают всего 5-10% населения.

Экономическая теория различает понятия «предприниматель » и «бизнесмен». Предприниматели – это хозяйственные субъекты, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Бизнесмены предпочитают идти проторенными путями, реализовывать уже хорошо отработанные, известные проекты. Известный исследователь предпринимательства Й. Шумпетер отмечает: «Осуществление нового плана и действие в соответствии с привычным планом являются вещами настолько же различными, насколько строительство дороги и прогулка по ней». В то же время в экономической литературе, а тем более в обыденной жизни понятия «предпринимательство» и «бизнес» часто употребляют как синонимы.

Фигура предпринимателя очень неоднозначна. У каждого предпринимателя свои морально-нравственные рамки. Один идет к поставленной цели, не нарушая законов, соблюдает деловую этику, сознает свою социальную ответственность, другой готов пойти на нанесения прямого ущерба окружающим (сброс отравленных веществ в водоемы, физическая расправа, вплоть до убийств, с конкурентами, невозвращение банковских кредитов, кража бюджетных средств и др.). Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы, определяющие правила «честной игры» в бизнесе. В России такие законы пока отсутствуют, что дает возможность для самых широких злоупотреблений. Отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовыми стали уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств и средств населения. По различным оценкам, в теневой экономике создается от 25% до 40% валового продукта страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: