Физическое развитие младенца.




Младенчество

Краткая характеристика периода младенчества

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2 и 3-м мес. жизни ребенка. Итак, собственно младенчество можно разделить на 2 периода.

1. от 2 – 3 мес. до 6мес.

2. от 6 до 12 мес.

В это время мы можем наблюдать во всех областях новые проявления. Закончилось самое сильное падение кривой суточного количества сна, остался позади максимум суточного количества негативных реакций, прием пищи теперь проходит не с такой жадностью, так что ребенок на секунду прерывает еду, открывая при этом глаза. Имеются все ус­ловия для деятельности, выходящей за пределы сна, питания и крика. Гораздо реже наблюдаются внутренние помехи для сна и вздрагивание при воздействии внешних раздражителей. Зато более разнообразной и длительной становится деятельность ребенка.

Как новые формы поведения в это время при­бавляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновре­менно действующих органов, первые социальные реакции - выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением.

Все указывает на то, что пассивность, с которой но­ворожденный относился к миру, уступила место реципи­рующему интересу. А. Валлон также отмечает, что вместе со 2-м месяцем открывается новый период в развитии ребенка, в котором моторика чисто аффективного типа постепенно уступает место активности, приближающейся по характеру к сенсомоторной. В то же самое время, лицо прини­мает выражение внимательности и готовности к восприя­тию внешних впечатлений. Ребенка начинают поглощать зрительные впечатления, вскоре он начинает слушать, правда, вначале только звуки, издаваемые им самим. Он тянется к предметам, касается их руками, губами и языком. В эту пору развиваются задатки ручной активности, имеющей такое большое значение для всего психического развития.

Для ребенка возникает внешний мир. Этим новым отношением к действительности и знаменуется наступление младенческого периода, вернее - его первой стадии.

Вторая стадия младенческого возраста знаменуется тоже резкими изменениями в отношении ребенка к внешнему миру. Поворотный пункт такой же значитель­ности мы наблюдаем между 5-м и 6-м мес. С этого време­ни сон и бодрствование занимают в течение дня одинако­вое время. Из новых форм поведения к этому времени, между прочим, наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, крик из-за неудавшегося намеренного движения, возможно также, что и первое желание, эк­спериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек, т. е. активный интерес к окружающему.

Физическое развитие младенца.

Опорно-двигательный аппарат:

В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами. Если двухмесячный удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, то трехмесячный держит предмет уже 20 секунд. Нормально развивающийся ребенок научится захватывать предмет рукой лишь к 5—5,5 месяцам; сидит с поддержкой. Движения его плавны и свободны. Ослабевает врожденное напряжение мышц — мышечная гипертония. К трем месяцам окончательно устанавливается ритм сна и бодрствования. Младенец бодрствует до пяти-шести часов в сутки.

К пяти месяцам малыш уже переворачивается со спин­ки на животик. Он стремится сесть сам.

В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой.

В 6 месяцев окончательно исчезает физиологичес­кая мышечная гипертония ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хва­тать движущиеся, качающиеся предметы.

В 7 месяцев он сидит без поддержки.

В 8 садится без посторонней помощи. Сесть уверенно. Ползание подготовило его к сидению. Уме­ние садиться, сидеть и при этом свободно действовать рука­ми — важнейший этап в развитии ребенка до года. И вновь подчеркнем: малыш сел потому, что умственно созрел.

В возра­сте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. Пополз он не столько от того, что укрепил спинку и конечности, а потому, что умственно соз­рел для этого, что должен реализовать инстинкт свободы. Умственно полноценный пополз потому, что для дальней­шего развития ума ему нужно осваивать новое пространст­во. Он пополз к новой игрушке, он пополз за умом. Умствен­но отсталый, будучи физически крепким, не поползет, потому что ему это незачем. Естественно, ползание совершенствует ребенка и физи­чески. Ползание должно предшествовать самостоятельно­му сидению, так как укрепляет мышцы спинки, туловища, конечностей. И когда научившийся ползать ребенок сядет, спинка его не выгнется беспомощно, угрожая искривлени­ем позвоночника и нарушениями в развитии внутренних органов.

В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12 — ходит, держась за руку взрослого, а в 13 — ходит самостоятельно.

Окостенение скелета. В 6-7 мес появляются первые зубы. Большой родничок в девять - десять месяцев 1,4 -1,9, в одиннадцать 0,5 -1,0 см и чуть прощупывается кончиком указательного пальца.

Пищеварительная система:

С пяти-шести месяцев ребенок переходит на пять корм­лений с перерывами в четыре часа, бодрствует до двух с половиной часов подряд, спит днем три раза по полтора-два часа и ночью спит, как обычно, с полутора месяцев до самой школы — 10 -11 часов.

К 1 году прекращаются срыгивания.

В. С.:

Нормализуется работа почек. Однако Ребёнок не управляет выделительной функцией.

Н.С.:

И если ребенок рождается, уже обладая четвертью веса мозга взрослого (300 - 400 г.), то за первый год жизни вес его мозга удвоится, к трем годам — утроится. Оставшаяся же четвертая часть мозга дозревает к 20 годам (мозг взрослого весит 1200 -1600 г). Таким образом, на первом году жизни мозг ребенка увеличивается ежеднев­но более чем на грамм!

Вес мозжечка увеличивается в два с половиной раза, и это означает, что движения малыша достигли высокого совершенства, — он весьма и весьма координирован в пространстве и готов пойти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: