Семейные традиции воспитания в семье Романовых.




Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга.

В семье, где воспитывались царские дети, царили традиции и уклад благочестивых русских семей. Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, - писала в дневнике Государыня, - и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности» [4, с.198]. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. «Для Бога нет невозможного, - писала Государыня, - я верю в то, что кто чист душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует» [4, с.199].

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами.

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;

религиозность;

искреннее послушание;

разумная строгость;

постоянная занятость детей делом;

патриотизм;

строгая дисциплина;

серьезное физическое воспитание;

спартанские условия жизни;

привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Главным примером для детей были отношения родителей между собой, атмосфера любви, уважения и сам образ жизни, который вели родители. Были и строгость, и дисциплина, при этом доверие, милосердие, любовь к ближнему воспитывались ежечасно, в процессе самой жизни. «Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» [4, с.199].

Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей. В семье Николая II был особый дух, особый режим, особые требования. Главное, что отец и мать, несмотря на обилие государственных дел, уделяли большое внимание детям. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети» [5, с. 21].

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность.

С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Дети были горячими патриотами: они обожали Россию и все русское, плохо говорили на иностранных языках. Старшие лишь недурно говорили по-английски, с младшими же Императрица разговаривала по-русски. Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Весьма строгим был отбор книг для чтения детей. Об этом свидетельствуют записи, сделанные в 1917-1918 годах Николаем II в дневнике, судя по которым семья ежедневно уделяла внимание чтению произведений А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, И.Тургенева, И.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя и многих других. Особое внимание уделяется чтению вслух для своей семьи Священного Писания. В Екатеринбурге чтение Библии становится ежедневным два раза в день. Свидетельства об этом мы можем найти и в дневниках Императрицы: «19 апреля. Н. читал Евангелие на сегодняшний день. Н. читал Иова. Мы все сидели вместе, а Н. и Е.С. (Боткин), сменяя друг друга, читали 12 Евангелий» [4., с.205].

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек, одевались просто, платья и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Цесаревича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, - как он говорил, - едят все мои солдаты» [2, с.45].

Большое внимание в воспитании уделялось тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Во время Первой мировой войны старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью работали в Царскосельском госпитале для раненых. «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других. Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность - великое слово!» [4, с.211]

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми, которые ценили внимание отца на вес золота. Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Ярким примером этому служат последние месяцы, проведенные в доме Ипатьева, которые Николай Второй проводит в тесном общении с женой и детьми – это занятия историей с цесаревичем, ежедневные прогулки, домашние театральные представления, семейные чтения, совместные посещения молебнов, беседы и прочее [7].

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая сложилась в доме. Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно к окружающим их людям, с любовью и вниманием к своим близким, Это значит, их дети впитывают в себя данные качества.

В ходе нашего исследования нами были получены следующие выводы: 1. Нравственное воспитание детей - это важнейшая и главная задача родителей.

2. В царской семье было очень хорошее христианское и патриотическое воспитание, которым в наше время могут похвастаться не в каждой семье.

Мы проанализировали источники, в которых нашли не только биографические данные, но и воспоминания современников. С помощью писем смогли погрузиться в атмосферу того времени. В ходе работы мы пришли к выводу, что таких образцовых семей, как семья Романовых, становится все меньше и меньше. Это отчасти происходит оттого, что в настоящее время у детей появились другие ценности. Родители зачастую очень мало уделяют время своим чадам, которые попадают под влияние окружающих. В современный век технологий и информации, очень легко попасться в зависимость от интернета, делаясь грубым, нервным и раздраженным. Гораздо сложнее найти время, чтобы почитать с ребенком Священное писание, поговорить о нравственных ценностях, сходить вместе в храм. А ведь это долг родителей - воспитать в детях послушание, кротость и смирение. Научить главному – нести свой крест, показывая это на своем примере. «Государь и семья его несли свой крест с глубоким христианским смирением и простотой и не далеко, может быть, то время, когда русский народ увидит в погибшей Царской чете не врагов своих, а венчанных мучеников» [3, с.143].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: