Особенности содержания коррекционного направления логопедической работы в учреждениях здравоохранения




Выполнила Лазарева И.

Студентка группы ЗФ-206-173-2-1

Особенности содержания коррекционного направления логопедической работы в учреждениях здравоохранения

Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.

В приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:

• при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), —1—5 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 8—10 посещений в час;

• при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, — 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий -- 10—12 посещений в час;

• 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка — на 20 тыс. детского и подросткового населения.

Логопедический кабинет детской поликлиники.

Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:

1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.

2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4. Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ.

Первичный прием логопедом. Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители.

После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия.

Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

При оказании помощи следует учитывать:

1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3)необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет).

Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития).

Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).

Специализированный дом ребенка.

Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, По каждой подгруппе детей и индивидуально.

РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДОМЕ РЕБЕНКА.

Должность логопеда в Доме ребенка устанавливается из расчета 1 ставка на 12 детей в возрасте от полутора лет с нарушениями речи (немота при сохранном слухе, нарушения речи в связи с органическими поражениями ЦНС и патологией челюстно-лицевой области, дизартрия, алалия, заикание, общее надоразвитие речи).

Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изолированное помещение площадью 20 кв. м, расположенное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям.

Дидактический материал располагается по следующим разделам:

1) звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи);

2) развитие общей и мелкой моторики;

3) развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя);

4) сенсорное воспитание (пособия на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве).

Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика.

Детский психоневрологический санаторий — лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа. Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения, областными и городскими отделами здравоохранения.

Дети 4—7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет — в школьный психоневрологический санаторий.

Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».

Показания для направления детей в психоневрологический санаторий:

• неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

• неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;

• начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;

• общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.

Срок пребывания в санатории — 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев.

Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория — проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:

• лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;

• рациональное питание;

• психотерапия;

• физиотерапия и лечебная физкультура;

• медикаментозная терапия;

• логопедические коррекционные занятия;

• ритмика;

• трудотерапия.

Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом.

Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫЛОГОПЕДА В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ.

Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника - стационар - санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца.

Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Логопедическая помощь взрослому населению. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 Раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз). Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЯМИ, ДИЗАРТРИЯМИ И ЛОГОНЕВРОЗАМИ.

Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией

1. Дневной стационар на 25-30 мест является структурным подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших психических функций.

2. Предназначен для лечения больных, которым по их состоянию не противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности приближенные к условиям стационара.

3. Режим посещений и продолжительность курса лечения назначаются врачом соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней.

4. Организуется в составе Центра патологии речи и нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.

5. Основные задачи:

- комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией, нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса) вследствие сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге;

- уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях, требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами и психологами;

- трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им социально-правовой помощи.

6.Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов осуществляется с использованием: медикаментозного лечения, ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и других методов реабилитации.

Дневной стационар для больных с логоневрозами.

1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозом (заикание и др.).

2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня 20-30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе 6-7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза в неделю.

3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю.

4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы).

5. Основные задачи:

- проведение комплексных медико-психоло-педагогических, психотерапевтических мероприятий;

- восстановление речевой и коммуникативной функции и психологической адаптации пациентов.

6. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами; психотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: