Стратегии и тактики взаимодействия




План

1. Структура межличностного взаимодействия

2. Стратегии и тактики взаимодействия.

Литература

1. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.

Основные понятия: межличностные отношения, формальные отношения, неформальные отношения, взаимопонимание, координация, согласование, партнерство и др.

Структура межличностного взаимодействия

При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут.

Гай Саляюстий Крисп

Межличностные отношения это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах вза­имных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Основой для установления отношения с другим человеком, прежде всего, является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о партнере:

пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением;

активно, когда получаем информацию от других;

интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку.

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.

К ним относятся:

- единая цель, ее жесткая регламентация и определение спосо­бов осуществления контактов между людьми;

- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;

- наличие единого пространства и времени взаимодействия;

- разделение единого процесса деятельности на отдельные функ­ции и их распределение между участниками;

- координация индивидуальных действий и управление ими;

- знание каждым участником норм, правил и процедур обще­ния;

- необходимость передачи информации, обмен ею;

- эффективная обратная связь по вертикали.

Стратегии и тактики взаимодействия

 

В основу различения типичных стратегий взаимодействия мо­жет быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценностиотношение к другому как к средству».

При отношении к партнеру как к ценности можно выделить моральную сторону, т. е. признание у человека права быть таким, какой он есть, и психо­логическую сторону, которая состоит в стремлении к сотрудни­честву, равноправным партнерским отношениям, к готовности понять другого, к установке на диалог.

При второй позиции — отношение к партнеру как к средству (нужен — привлечь, не ну­жен — отодвинуть, мешает — убрать) — происходит обесценива­ние личности человека, ощущение превосходства над другими в чем-либо, доходящем до понимания собственной исключитель­ности.

В практике взаимодействия людей между собой большин­ство случаев не находится ни на одном из описанных полюсов, так как крайнее проявление отношения к человеку вызывает у окружающих моральное осуждение. Кроме того, приходится счи­таться с сопротивлением партнера, отстаивающего свое право на индивидуальность.

К основным эффективным механизмам, обеспечи­вающим формирование конструктивного взаимо­действия в организации и в конкретной группе, относятся сле­дующие.

Взаимопонимание это результат познания партнера, форми­рования общих целей и методов взаимодействия.

Координация поиск таких средств общения, которые в наилуч­шей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.

Согласование механизм взаимодействия, касающийся в ос­новном мотивационно-потребностной стороны общения.

Партнерство предполагает отношение к другому человеку как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. От­ношения равноправные, но осторожные, основанные на согласо­вании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления.

Для эффективного взаи­модействия важны также понятия совместимости и срабатываемости членов группы.

Совместимость — это, прежде всего, оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в дан­ном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.

Выделяют четыре уровня совместимости:

физиологический (со­четание особенностей уровня темперамента);

психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, вни­мание);

психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций);

социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, куль­турного и общеобразовательного уровней развития человека).

Сработанность — это согласованность в работе между участ­никами совместной деятельности. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлет­воренность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетичес­кие затраты.

Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработан­ность — нацеленность на результативность взаимодействия.

 

Д/З Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения – сообщение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: