Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы.
Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие):
1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового окта в действие или в самом акте. Делает это так.
а). Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.
Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного - трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и более продолжительным. Так, Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федераций 5 июня 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 года. А статья 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.
|
б). Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Так, Уголовный кодекс РФ введен в действие с 1 января 1997 года, в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (это определено в ст.1, 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 1996, №25, ст.2955). Часть первая Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых были установлены иные сроки введения в действие. В соответствие со ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст.3302) впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
в). Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства в юридическую силу – момент опубликования.
|
Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможности своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признать приемлемой. Введение в действие законов с момента их опубликования не согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования. Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу. Обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые относятся к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека. Так, Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 сентября 1997 года и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» был опубликован 28 июля 1997 года в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.
г). Может быть указан также следующий срок: нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
Такой способ, как правило, применяется для введения в действие нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В тоже время в отечественной юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам.
|
Это не очень удобно применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание правовых норм, знакомясь с уже опубликованными документами.
Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.
д). Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.
2. Если срок вступления акта в юридическую силу в документе не указан, то он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
Обще правило здесь таково: вступление в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное значение (принимаемых, прежде всего, высшими государственными органами), привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.
Применяемый в таких ситуациях порядок установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с требованиями, установленными указанными правовыми актами, нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.
3. Порядок постепенного вступления в силу (введение в действие) нормативных правовых актов.
Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.
Также нет одного единожды установленного подхода и способа в вопросе срока прекращения действия нормативно-правового акта. В настоящее время существуют следующие способы прекращения действия нормативно-правовых актов во времени:
1. Прямая отмена нормативно-правового акта.
Этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты. Таково, например, постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года № 1428 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации», где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР.
2. Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу.
Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Однако по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 90-е г. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 года названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.
3. истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
4. изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативно-правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.
По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право: «lexadpraeteriamnonvalet» - «закон обратной силы не имеет». Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильность правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, например, нельзя с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплачивать его за какой-то период до этого момента. Такой запрет содержится в ст.57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативного правового акта (обратная сила закона): распространение действия нового нормативного правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.
Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателем. Произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как привило, положение граждан ухудшаться не должно. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 года, однако в статье 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится, что действие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Действие нового Гражданского кодекса, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ «акт гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».
Обратную силу имеют также нормативные правовые акты, смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (статья 54 Конституции РФ).
По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х гг. нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания.
Обратная сила – это ревизионная сила нормы. Такая норма предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей. Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной, административной ответственности, признании права собственности и так далее с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу.
Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает их перерасчет за прошлое время.
Если не связывать себя с существующими стереотипами юридического мышления и языка права, то можно сказать, что норма, которая устраняет или смягчает ответственность (уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную), имеет обратное (ревизионное) действие, то есть требует пересмотра уже принятых правоприменительных актов о применении санкции. Но если по правонарушению решение (приговор, приказ, постановление) еще не принято, то новая норма действует в отношении таких фактов немедленно.
От придания правовой норме обратной силы следует отличать применение закона к правоотношениям, возникшим до его издания, но продолжающим действовать после его издания. Здесь следует добавить: если правоприменительный акт, содержащий юридическую оценку этим деяниям, отношениям, не был принят до вступления новой нормы в силу.
Обратная сила нормы означает, что она может применяться и как норма немедленного, и как норма обратного действия. Безусловно, она распространяется и на новые факты. Значит, органично включает в себя возможность ревизионного, немедленного и перспективного действия, обладает максимальной силой действия во времени.
Опираясь на уже имеющиеся исследования, можно выделить следующие трактовки способов действия новой нормы во времени:
а) перспективное – распространяющееся на факты, права и обязанности, возникшие после вступления нормы в силу, и порожденные ими новые правоотношения;
б) немедленное – распространяющееся на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления нормы в силу, а также на факты, отношения, возникшие после ее вступления в силу (здесь даты вступления в силу и начала действия идеально совпадают);
в) Обратное – распространяющееся на факты и правоотношения, которые возникли до вступления нормы в силу: с какой-то более ранней даты или даже с любого момента их возникновения независимо от того, сколько времени прошло с той даты. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает ранее возникшие правоотношения с более ранней даты, чем дата вступления ее в силу. Примером полной ревизии может служить действие закона, отменяющего уголовную ответственность и снимающего судимость с лиц, ранее осужденных за такое преступление. Пример частичной ревизии – Указ Президента РФ от 21 января 2003 года №65, который обязал Правительство РФ обеспечить перерасчет с 1 июля 2002 года ежемесячной доплаты к пенсиям ряду категорий лиц.
Необходимо особо подчеркнуть, что нормы немедленного и обратного действия распространяются и на факты, происходящие после их вступления в силу, то есть включают в себя и перспективное действие. Пределы действия этих норм шире, ибо они регулируют не только новые факты и отношения (перспективное действие), но и факты, отношения, принадлежащие прошлому.
При решении вопросов, связанных с привлечением физических и физических лиц к ответственности, дается юридическая оценка содеянному в прошлом, производится квалификация ранее совершенного неправомерного деяния (как преступления, проступка, объективно – противоправного деяния). Здесь возможны три варианта решений о применении санкции за правонарушения, совершенные до вступления новой нормы в силу:
1). Деяние квалифицируется и санкция применяется на основе старой нормы (перспективное действие более суровой нормы и переживание старой);
2). Производство по уголовному, административному делу прекращается либо деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой, смягчающей ответственность нормы (немедленное действие новой нормы, немедленное прекращение действия старой нормы на ранее совершенные деяния, то есть на деяния, которые окончились, когда старая норма действовала). Такое понимание немедленного действия нормы, отменяющей, смягчающей ответственность, не противоречит статья 10 УК РФ, статья 1.7 КоАП РФ, закрепляющим обратную силу таких норм, поскольку нормы с обратной силой одновременно являются и нормами немедленного действия;
3). Изменяется ранее принятый акт (приговор, постановление, решение о квалификации деяния и назначении санкции за него), деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой нормы, смягчающей ответственность, либо акт о привлечении к ответственности отменяется и виновный вообще освобождается от ответственности на основе новой нормы, устраняющая ответственность за соответствующие деяния. Если издается такая норма обратного действия, то одновременно решается вопрос, снимается ли судимость (состояние наказанности) с лиц, которые освобождены от дальнейшего исполнения наказания.
Новые регулятивные материальные нормы тоже могут быть и перспективного, и немедленного, и обратного действия. Например, норма о включении в стаж необходимого для назначения пенсии времени обучения в вузе может быть распространена:
-только на тех, кто учится или еще будет учиться, или на тех, кто ранее обучался в вузе, но еще не получает пенсию (перспективное действие нормы);
- и на тех, кто уже получает пенсию, в связи с чем производится перерасчет (увеличение) размера пенсии со дня вступления новой нормы в силу (немедленное действие нормы);
-и на тех, кто уже получает пенсию с перерасчетом (увеличением) ее размера с более ранней даты, чем ее вступление в силу.
Так, в Указе Президента РФ от 17 декабря 2002 года «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» содержатся нормы немедленного действия. Со дня его официального опубликования (вступления в силу) в стаж государственной службы при назначении пенсии за выслугу лет включаются периоды службы многих категорий лиц, в том числе и не занимавших должности государственной службы (занимавших должности в государственных учреждениях, профсоюзных органах, международных организациях).
Обратное ревизионное действие правовой нормы может быть минимальным (перерасчет пенсий за ограниченное время) или максимальным (перерасчет пенсий с даты их назначения). Такой максимализм можно считать правовой фантастикой. Но в жизни бывает всякое. Конечно, решая вопросы об избрании при принятии нового закона одного из вариантов существующей темпоральной, коллизионной триады, законодатель учитывает многие факторы: интересы граждан, интересы и финансовые возможности государства, идею справедливости и так далее.
Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.
Рассматривая вопросы действия нормативных правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной силе – на так называемом «переживании» нормативно-правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.
Сходное с переживанием нормативных правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XXвеке подобная ситуация возникла два раза – в 1917 и в 1991 годах.
Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативно-правового акта и моментом утраты им юридической силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.
Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющие Хартию прав человека.
«Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» (часть 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).
«Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается боле легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.
«Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом».
Действие во времени – наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать, прежде всего, на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда – переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.
Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:
-общее правило – немедленное действие правовых норм,
-норма, ухудшающая правовое положение граждан и других субъектов права, должна иметь только перспективное действие,
-норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу,
-исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм.
Совершенствованию правового регулирования действия закона во времени посвящена статья А.М. Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве, подобно тому, как это имеет место в УК РФ и в КоАП РФ. Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, по мнению автора, должны быть таковы:
1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.
2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него, либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лиц, совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.
3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него, либо иным образом ухудшающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента официального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.
4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон