Теоретическим и практическим аспектам стратегического управления, прошедшего за более чем 40 лет своей истории ряд этапов развития, было посвящено множество специальных исследований, монографий — как за рубежом, так и в нашей стране. Неоценимый вклад в становление данной научной дисциплины внесли зарубежные и отечественные ученые А. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, Б. Хендерсон, М. Портер, Г. Хэмел, К. Праха лад, Ч. Ходар, С. Гошал, Д. Шендел, Р. Кох, X. Виссема, О.С. Ви ханский, И.Б. Гурков, B.C. Ефремов, О.В. Иншаков, B.C. Катькало, Г.Б. Клейнер, Э.М. Короткое, В.Д. Маркова, Г.С. Мерзликина, А.Т. Зуб, М.В. Локтионов, С.А. Попов, Р.А. Фатхутдинов, В.В. Золотое, Д.Б. Мельничук и др.
Исследования современных зарубежных ученых (Е. Романелли, А. Окумура) свидетельствуют о том, что одним из основных факторов, способствующих успешной деятельности предприятий, является реализация подходящей стратегии. Вне зависимости от бизнес-ресурсов, которыми обладает организация, именно характер предпринимаемых действий определяет ее успех или поражение, т.е, в основе лежит не объем доступных ресурсов или выбранная сфера деятельности, а выработка той или иной стратегии.
Роль и значение стратегического менеджмента с каждым голом усиливается. В условиях новой инновационной экономики расширяется понимание возможностей, заложенных в стратегическом управлении. Этот тип перемен, значение которых еще Й. Шумигтер определил как «творческое разрушение», порождает как новые возможности, так и новые риски. В условиях турбулентной, быстро меняющейся мировой экономики, отмечается развитие адаптивных особенностей организации, что делает процесс получения информации о внешней и внутренней среде практически непрерывным, турбулентность требует просчета разных стратегических альтернатив для организации, разных стилей руководства, т.е. стратегической гибкости. Потребность в дальнейшем развитии и углублении исследований в области стратегического менеджмента, его методологии и механизмов успешной реализации требует использовать концепцию накопления ключевых организационных компетенций, что обязательно приведет к усилению понимания топ-менеджментом важности процессов организационного обучения на современных предприятиях.
|
В условиях новой инновационной экономики изменился не только характер стратегии, но и другие компоненты метода стратегического управления. Обогатилось его содержание новыми управленческими инструментами (цепочка ценностей, система сбалансированных показателей, концепция управления стоимостью, оценка по EVA и др.), что, в конечном счете, содействует превращению данного метода в современную философию успешного бизнеса, мощный фактор эффективного развития современной организации. Об этом свидетельствуют результаты анализа эволюции стратегического управления, в которой выделены пять этапов, определены источники, сторонники, ключевые идеи каждого этапа.
Предмет стратегического менеджмента, состоящий в поиске источников и механизмов создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятий, обеспечивающих им экономические ренты, принципиально отличен от сфер интересов экономики, социологии, психологии и политологии и других областей знаний, интересующихся организациями и их рыночным поведением. При этом за последние 40 лет представления о содержании понятия стратегического управления и предмете его исследований совершили важную эволюцию. Она происходила в результате сопоставлений принятых ранее концептуальных моделей с практикой бизнеса и последующей их настройки в целях соответствия изменениям в организации и условиях его конкурентного поведения.
|
За свою относительно короткую 40-летнюю историю теория стратегического управления предприятиями сумела пройти огромный путь в развитии аналитического потенциала и в выработке концепций, адекватных запросам современной практики менеджмента, при этом актуальные теоретические идеи зачастую быстро внедрялись в практику, а новаторские подходы менеджеров закреплялись построением новых теоретических концепций. Это делает актуальной задачу проследить за эволюцией стратегического менеджмента. Идея перехода от реактивной модели поведения менеджмента фирмы к проактивной, формирующей среду ее существования, вместо того чтобы просто приспосабливаться к имеющейся среде, стала ключевым пониманием, к которому пришел стратегический менеджмент сегодня. Кардинальные изменения претерпел и ее аналитический аппарат. Если вначале при изучении стратегий предприятий преобладали кейс-метод и нормативные выводы, то затем исследования стали носить все более позитивный характер — акцент сместился ни поиск статистических зависимостей между стратегиями и экономическими результатами фирм и выявление причинно-следственных связей и даже закономерностей в их поведении. В настоящее время реальным является различие задач стратегического менеджмента и научной дисциплины, учебного курса и области управленческой и консалтинговой практики.
|
Большинство ученых выделяет пять этапов в эволюции содержания стратегического менеджмента:
1) становление стратегического планирования (1962-1979 гг.);
2) отход от стратегического планирования в пользу более гибких способов управления долгосрочным развитием предприятий — планов реструктуризации бизнеса, сценарного планирования (1980 -1985 гг.);
3) формирование стратегического управления (1985-1990 гг.);
4) развитие новых подходов в стратегическом менеджменте: ССП, СМК и др. (1991-1999 гг.);
5) совершенствование стратегического менеджмента на базе концентрации динамических способностей фирмы в рамках ресурсного ним хода к конкуренции (2000 г. по настоящее время) (приложение 1).
По мнению известного российского ученого B.C. Катькало, следует выделить четыре этапа в этой эволюции: первый — начальный (доаналитический); второй — становления новой научной дисциплины; третий — развития теории на собственной основе, а такж(нарождающийся ныне четвертый этап, суть которого состоит в формировании динамической теории стратегического управления (приложение 2). В общих чертах ее можно описать как переход от или состыковки организации с ее внешней средой (концепции А. Чаидлера, И. Ансоффа, К. Эндрюса) к концепции конкурентных преимуществ с акцентом на умелое позиционирование фирмы (М. Портера); затем, на рубеже 1990-х гг. — к приоритету организационно-управленческих факторов конкурентных преимуществ фирм и пониманию экономических рент как главного результата успешных стратегий (ресурсная концепция); в последнее десятилетие — к приоритету динамических аспектов стратегий, в особенности к вопросам организационного обучения и предпринимательства в стратегическом управлении. Если для первого этапа был в целом характерен приоритет внутренних аспектов деятельности фирмы, для второго — акцент на внешнее (рыночное) окружение, то своеобразием третьего стал возврат на новой интеллектуальной основе к организационным способностям предприятия.
Рассмотрим более подробно основные содержательные этапы и характеристики в эволюции стратегического менеджмента, в течение которой он прошел ряд этапов, характеризующих его становление и качественное развитие. Общепринято считать началом научных исследований по стратегии фирм 1960-е гг., когда были опубликованы книги А. Чандера - Стратегия и структура» [1962]; учебник Гарвардской школы бизнеса (ГШБ) «Политика бизнеса: Текст и кейсы» и книга И. Ансоффа Корпоративная стратегия» [Ansoft, 1965]. В этих работах были сформулированы определения и подходы классической теории стратегического управления, но разработки основоположников теории стратегического управления носили выраженный прикладной характер и были концептуально неоднородны.
Ключевой постулат А. Чандлера, что «структура следует за стратегией» и его концепция решающей роли менеджеров в различиях между организациями до сих пор составляют фундамент теории стратегического управления. В настоящее время в теории стратегического управления в условиях усиления роли так называемого ресурсного подхода, основанного на определении и развитии ключевых компетенций организации, работы А. Чандлера становятся особенно актуальными.
В Гарвардском учебнике впервые четко разграничены понятия корпоративной стратегии и стратегии бизнес-уровня (бизнес-» стратегии, или стратегии бизнес-единицы), которую К. Эндрюс считал элементом корпоративной стратегии. Общая логика концепции стратегического управления по К. Эндрюсу включала связку «формулирование — осуществление — оценка стратегии». Начальные разработки вопросов стратегии учеными Гарвардской школы бизнеса заложили фундамент для дальнейшего становления теории стратегического управления в рамках «школы дизайна», но на первом этапе формирования концепции стратегического управления (с конца 1960-х по конец 1970-х гг.) также существенную роль сыграла концепция стратегического планирования И. Ансоффа.
На первом этапе эволюции стратегического планирования (с конца 1960-х до конца 1970-х гг.) данный подход сразу получил широкую признательность. В эти годы акцент делается на создание новой функции — планирования и таких методологий, как кривая опыта, матрица БК1, влияние прибыли на рыночную долю. Ошибка этого этапа состояла в том, что штабной персонал забрал функцию создания стратегии у линейных менеджеров. И через какой-то процесс планирования с его большими потоками документов начал захлестывать штаб квартиры, а на операционном уровне почти ничего не менялось. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х гг., когда оно воспринималось как средство решения любых проблем фирмы.
В 1980-х гг. формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях. Экономические спады 1980 и 1982 гг. стратегическое планирование не смогло cпрогнозировать. Основными причинами этого стали, во-первых, усиление неопределенности деловой среды; во-вторых, усилилось значение гуманистического человеческого фактора, получила развитие концепция корпоративной культуры. Столкнувшись с «проблемой реализации», многие компании на втором этапе просто полностью отказались от прежнего процесса планирования: расформировали свои структуры по стратегическому планированию и сместили баланс с полномочий по принятию решений снова в сторону линейных менеджеров бизнес-единиц. Конечно, это была крайность, поскольку, по словам Г. Минцберга, «необходимость в стратегическом мышлении не была более сильной». Не имея стратегической основы для планирования, менеджеры неизбежно вернулись к прежним привычкам и принимали решения в основном тактического характера, учитывая в основном краткосрочно действующие факторы.
Ограниченность стратегического планирования состояла в том, что корпоративный центр с его функциональными службами (штаб ной персонал) забрал функцию создания стратегии у линейных менеджеров. Стратегия развития большей частью формируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления, включая линейных менеджеров. Даже самый совершенный стратегический план может стать грудой ненужных документов, если он не связан с персоналом фирмы, который не вовлечен в разработку и осуществление стратегии. Именно это обстоятельство явилось основной причиной того, почему многие западные компании так медленно производили стратегические изменения, несмотря на то что они следовали всем правилам стратегического планирования.
Второй этап эволюции теории и практики стратегического управления, начавшийся в начале 1980-х гг. и сопровождавшийся экономическими спадами 1980 и 1982 гг., отмечен признанием снижения эффективности классической концепции стратегического планирования. По данным некоторых исследователей, в частности эксперта журнала Fortune по вопросам стратегического управления У. Кичела, в начале 1980-х гг. менее 10% американских корпораций успешно реализовали свои тщательно спланированные стратегии. Из-за «проблемы реализации стратегических планов» многие компании просто полностью отказались от прежнего процесса планирования, сместили баланс полномочий по принятию решений снова в сторону линейных менеджеров и, не отказываясь совсем от фразеологии планирования, окончательно пересмотрели базовые принципы стратегического планирования в пользу более гибких методов управления своим долгосрочным развитием. Опыт успешных компаний (GM, Shelf) показал, что нельзя ставить знак равенства между разработкой стратегии и ее реализацией, считая, что стратегическое планирование есть основной процесс стратегического управления. Это противоречит современному пониманию стратегического управления в контексте ресурсного подхода (ключевых компетенций организации) и наблюдаемой децентрализации процесса стратегического планирования, переносу центра тяжести с общекорпоративных плановых отделов на уровень линейных менеджеров.
С середины до конца 1980-х гг. протекал третий этап в эволюции стратегического управления, на котором снова произошел решительный поворот к стратегическому управлению, когда на смену стратегическому планированию пришло стратегическое управление и, в более современной терминологии, «стратегический менеджмент». Это было время корпоративных слияний и поглощений, а также рискованных финансовых сделок. Сторонники стратегического менеджмента (СМ) ограничили объем документации по СП и передали основную ответственность за разработку стратегии управленческим командам на уровне корпорации в целом или стратегических бизнес-единиц. Именно в этот период М. Портер указал, что «субститутом для стратегического планирования нет». «Предпринимательство без стратегической перспективы скорее приведет к неудаче, чем к успеху».
Признанный специалист по стратегическому управлению Г. Минцберг в книге «Взлет и падение стратегического планирования» четко разделил понятия планирования и стратегии, под которой он понимал либо «спонтанно» выработанную модель поведения фирмы, либо ее обдуманную «перспективу». Основная ответственность за разработку стратегии, а главное — за ее реализацию была передана управленческим командам на уровне корпорации в целом или стратегических бизнес-единиц. Именно на этом этапе в теории «спонтанной (emergent) стратегии» Т. Минцберга делалась попытка проникнуть в суть организационных процессов, результатом которых, часто непреднамеренным, была стратегия.
Такие прикладные разработки консалтинговых фирм, как «кривая опыта» и матрица «Рост — доля рынка» BCG, различные модели портфельного анализа (McKinsey, ADL9 Hofer and Schendel и др.) сыграли в целом позитивную роль, несмотря на последовавшую в 1980-х гг. в основном аргументированную критику. В 1990-м портфельное планирование на основе матриц, как пишет B.C. Катькало, «вышло из моды в современной теории и практике стратегического управления...». Тем не менее, если применять портфельное планирование не как механистический инструмент размещения ресурсов и решений по продуктовому портфелю, а скорее как логику вы бора подходов к решению стратегических проблем каждой бизнес единицы диверсифицированной компании (и не только), то оно может по-прежнему иметь ценность для стратегий корпоративно го уровня. Следовательно, при использовании известных портфельных матриц, к примеру, российскими компаниями, важно понимание необходимости различных подходов к бизнесам в зависимости от их позиций в корпоративном портфеле. О возрастании роли стратегического консалтинга для практики бизнеса свидетельствует также среднегодовой устойчивый рост числа консультантов по стратегическому управлению, который в 1965-1991 гг. составлял 15-20%.
На третьем этапе развития теории стратегического управления активно распространялись идеи М. Портера, который считается основателем школы позиционирования. Работы М. Портера предлагали ценный набор разнообразных концепций. На наш взгляд, наиболее востребованной из известных концепций М. Портера по настоящий момент остается цепочка создания ценностей — важнейший инструмент стратегического анализа издержек, позволяющий выделить издержки по всей цепочке (от исходного сырья до конечных потребителей) по всем экономически важным видам экономической деятельности для того, чтобы понять поведение затрат и источники дифференциации. Источники конкурентных преимуществ скрываются в глубине цепочки ценностей, и поэтому такой анализ должны систематически проводить все руководители фирм, вначале анализируя величину своих издержек, а затем проводить такой же анализ в отношении фирм-конкурентов. Это позволяет определить, какие виды деятельности в цепочке потенциально имеют конкурентные преимущества, а какие эффективнее осуществляются конкурентами. Данная информация может весьма успешно использоваться менеджерами предприятий для выбора конкретных действий по достижению конкурентоспособности: самим ли осуществлять данный вид деятельности или отдать на аутсорсинг и т.п.
С начала 1990-х гг. наступил четвертый этап в развитии стратегического управления, сопровождаемый появлением ряда новых концепций и подходов: реинжиниринга бизнес-процессов (РБП), тотального управления качеством (TQM), ключевых компетенций ТОП-характеристик), BSc (ССП) и других, обеспечивающих достижение стратегического успеха. В условиях постоянных изменений в бизнес-среде руководителям организаций приходилось систематически инициировать организационные изменения, перестройки в фирме, но большинство попыток оканчивалось, тем не менее, неудачей из-за недостатка базовых способностей к обучению, «фундаментальных особенностей нашего мышления». Особое внимание менеджеров привлек реинжиниринг бизнес-процессов (РБП), который пытался объединить реструктурование стратегии (основывала, на процессе, а не на функциях) с тактическими выгодами сокращения издержек. Реализация РБП оказалось сложной проблемой, многие проекты по РБП были прекращены на полпути, поскольку была недооценена важность человеческого фактора в процессах перепроектирования.
В 1996 г. журнал Business Week провозгласил наступление пятого этапа развития стратегического управления: «Стратегическое планирование возвращается», тем самым, признав, что «консультанты по реинжинирингу с секундомерами уходят, приходят гуру экономики со стратегическим видением новых перспектив». Исследователи и практики, наконец, признали, что, во-первых, стратегия — очень сложный феномен, которым нельзя управлять на основе единой простой формулы, а, во-вторых, что стратегический менеджмент не дол жен рассматриваться как «вещь для периодического пользования», которую можно включать и выключать, а она все равно остается эффективной. Известно образное выражение Г. Хэмела по этому поводу: «Стратегия — это не танец под дождем, исполняемый раз в году, и не проект, реализуемый раз в десятилетие». В эпоху Интернета стратегическое планирование, особенно в успешно действующих бизнес-единицах, резко ускорилось и по времени стало более краткосрочным.
Таким образом, выполненный анализ эволюции стратегического управления и практика деятельности успешных организаций подтвердили важность стратегического мышления для всех уровней управления и ценность ресурсного подхода, поскольку страте гии разрабатываются не столько в ходе формального планирования и аналитической работы, проводимой высшим менеджментом, сколько в ходе каждодневной рутинной управленческой работы, лучше описываемой в терминах социального и политического поведения [Минцберг, 1976; Петтигрю, 1985; Джонсон, 1987].
Следовательно, можно прийти к выводу, что, начиная с 1990-х гг., в связи с новыми фундаментальными изменениями в окружающей среде (глобализацией, гиперконкуренцией и др.), успех в новой экономике стал сопутствовать тем предприятиям, чьи стратегии были направлены на активное использование внутреннего потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к нему. Все чаще в поисках конкурентного преимущества предприятия обращают взгляд вовнутрь себя, стараясь правильно установить свои ключевые компетенции и способности для определения тех видов деятельности, где предприятие является лучшим по сравнению с конкурентами.
В настоящее время многие компании рассматривают стратегический менеджмент как непрерывный эволюционный процесс. Действующие совместно силы глобализации, новых технологий, дерегулирования и экономического преобразования делают стратегию и стратегическое мышление основным оружием на вооружении у современных компаний. Радикальные изменения, испытываемые компаниями в современных условиях, требуют радикального перехода к осмысливанию стратегической направленности и трансформации ключевых компетенций компании, ресурсного подхода по сравнению с позиционным (структурным) подходом к конкуренции. Стратегический менеджмент усилит свою мощь не из сфокусированности на долгосрочном позиционировании или на краткосрочных результатах, на качестве продукции или на перепроектировании процессов, т.е. варианте типа «либо, либо», а скорее от подхода типа «и то и другое» и способности объединять сильные стороны противоположных явлений.
Самая большая выгода от стратегического управления состоит в том, что оно поощряет и заставляет менеджеров рассматривать вопросы и принимать действия на различных участках своей среды, переходя от одного стратегического аспекта к другому. Стратегия должна исходить из интересов не единственного стратегического аспекта, а сразу нескольких. В процессе разработки и реализации стратегии менеджеры получают сигналы с рынка и от конкретной внешней среды, что ведет к адаптации в компании различных направлений действий (линий, проволочек, соединенных в один общий провод). Иными словами, стратегия бизнеса — это кабель, сплетенный из множества самых различных «проволочек» (инновационная стратегия, маркетинговая стратегия, производственная стратегия, стратегия взаимоотношения с общественностью и т.д.).
С фундаментальной точки зрения, сила стратегии состоит в ее способности объединять крайности: цели, приемы и действия, которые внешне могут показаться противоречивыми или даже взаимоисключающими, и заставить их работать вместе. Вместо варианта «либо, либо» новый подход к стратегическому менеджменту требует принятия философии «и то и другое». Об этом свидетельствует анализ современной практики использования успешными компаниями так называемых противоположных стратегий. Й. Уилсон в книге «Курс МВА по стратегическому менеджменту» утверждает, что управление стратегическими переменами требует, чтобы лидеры организации при разработке стратегии воздержались от упрощенного подхода и стремились найти баланс между следующими кажущимися крайностями (противоположными стратегиями):
• фокусирование на краткосрочных или долгосрочных задачах;
• достижение роста бизнеса или контроля над издержками;
• удостоверение запросов рынка (потребителей) или опережение конкурентов;
• лидировать на рынке или быть на нем последователем;
• стремиться к стратегическому видению или делать ставку на гибкость тактических действий;
• умение обеспечить баланс между социальной ответственностью бизнеса и корпоративными параметрами функционирования компании;
• выбор менеджерами действия на основе рационального анализа или действия на основе интуиции, вдохновения и озарений;
• стремление добиться более низкой цены или предложить потреби телям более высокое качество.
Объединение этих противоположностей в рамках стратегии, использующей подход «и то и другое», вместо адаптации стратегий, в которых ставка делается на вариант «либо, либо», при разработке и реализации стратегий приведет к более продуманным действиям и более эффективному применению инструментов стратегического менеджмента. В прежней технологии конкурентных стратегий (по М. Портеру) компании приходилось выбирать между стратегией низких издержек и стратегией дифференциации, обеспечивающей высокое качество за счет более высоких издержек. В условиях глобализации эконом и ки, с наступлением эпохи информационных технологий в болыиин стве случаев такого выбора больше нет. Глобальные потребители желают получить все и сразу, пишет М. Желены, и высокое качество, и низкие цены, и быструю доставку, и максимальную надежность, т.е товары и услуги должны удовлетворять современного покупателя по многим аспектам.
Таким образом, поиски менеджерами единой формулы стратегии оказываются тщетными. Сегодня эффективное применение стратегического менеджмента требует постоянной вовлеченности, понимания всех сложностей и умения сочетать стратегически противоположные явления. Например, П. Барневик (глава компании Asea Brown Bokeri — ЛВВ) считает благом три противоречия в стратегии своей компании: «Мы хотим одновременно быть локальными и глобальными, большими и маленькими, радикально децентрализованными и централизованными в отношении отчетности и контроля». Если разрешим эти противоречия, мы действительно создадим организационное преимущество. Задача, поставленная перед менеджерами в стратегическом менеджменте, заключается в совмещении крайностей, когда изучается каждая противоположность по очереди, чтобы определить, какой вклад она может привнести в стратегические аспекты, а затем включают эту мощь в общую систему, чтобы она помогла им в реализации стратегии бизнеса.
Таким образом, в условиях новой инновационной экономики менеджерам для эффективного применения инструментов стратегического менеджмента целесообразно следовать следующим выводам. Стратегический менеджмент — это не какая-то «разовая» вещь, ее нельзя включать и выключать, словно кран, и при этом ожидать, что стратегическое планирование будет все время оставаться эффективным. Любая стратегия, нацеленная на достижение устойчивости в течение длительного времени, требует объединения «противоположностей». Фокусироваться менеджерам целесообразно больше на творческом мышлении, на стратегических возможностях, которые следует генерировать, и меньше на процессе. Субститутов для стратегического менеджмента нет и следующие больше управленческие идеи и концепции не являются заменой стратегического планирования; они часть его, и именно в таком качестве должны рассматриваться.
По данным опроса Bain and Company, практика менеджмента свидетельствует, что руководители компаний с подавляющим преимуществом отдавали предпочтение инструментам, помогающим отточить стратегии и подготовить персонал к нацеленности на рост, а не на сокращение издержек (так заявили две трети респондентов). В этом случае ключевыми являются стратегии, нацеленные на клиентов, поэтому топ-менеджмент компаний обращается к управленческим инструментам, которые помогут ему сконцентрироваться на наиболее многообещающих и производительных областях их бизнеса. Инструменты стратегического планирования и ключевой компетенции снова вышли на рекордный уровень использования в последнее время. Бенчмаркинг также стал популярнее, что отражает интерес к постановке правильных, адекватных целей и нахождению возможностей для улучшения.
Узкое фокусирование на том, что у компаний лучше всего получается, дало предсказуемый побочный эффект: почти 80% респондентов заявили, что обратились к аутсорсингу, передав сторонним подрядчикам деятельность, не связанную с основным бизнесом, такую как обработка информации или делопроизводства. На фоне остающихся на прежнем уровне затрат и практической невозможности снижать цены топ-менеджмент понял, что удовлетворенные клиенты — «на вес золота». Почти 60% респондентов заявили, что клиенты и сотрудники важнее акционеров, т.е. собственников. Почти 75% респондентов отметили, что способность к инновациям — важное корпоративное преимущество, а 68% утверждают, что инновация важнее цены, когда дело касается долго срочного успеха в отрасли. Применение стратегий роста поднялось с 55% до 76%.
Как утверждает американский респондент, представитель госсектора: «Вы не можете позволить себе не расти и не можете позволить в нынешних экономических условиях не сокращать издержки в период спада вы должны быть готовы делать и то и другое. Если вы делаете только одно, у вас могут возникнуть проблемы». Уровень удовлетворенности управленческими инструментами, как показал опрос Bain, во многом зависит от того, использовали организация инструмент «ограниченно» или «в рамках всей организации». Использование инструментов в масштабах всей корпорации почти всегда было более удовлетворительно, чем ограниченное использование в рамках отдельных бизнес-единиц корпорации.
Урок для директоров корпораций состоит в том, что почти всегда серьезные усилия с большей вероятностью обеспечат удовлетворительные результаты. 94% респондентов согласны, что «инструменты управления для успеха требуют поддержки с самого верха». Каждому менеджеру, кто сталкивается в своей работе с управленческим инструментом, нужно помочь понять три момента: почему инструмент используется; как он повлияет на компанию; какие результаты ожидаются Опрос Bain также выявил, какие факторы влияют на успех применения управленческого инструмента. Оказалось, что менеджеры более успешных компаний имеют более высокий рейтинг удовлетворенности от инструментов.
В настоящее время большинство компаний мира рассматривают стратегический менеджмент как непрерывный эволюционный процесс, и важность стратегического мышления и управления усиливается в условиях, когда динамичные изменения в бизнесе требуют радикального перехода к осмысливанию стратегических процессов в деятельности организаций. Цель стратегического менеджмента состоит в том, чтобы каждая организация, используя в сегодняшней деятельности те или иные конкурентные преимущества, работала и на свое будущее, закладывая его фундамент. Действующие совместно силы глобализации, новых технологий и экономических преобразований на предприятиях делают стратегию и стратегическое мышление основным методом эффективного менеджмента, который должен быть взят на вооружение современными отечественными компаниями.