Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
|
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
|
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Добукварный период
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок по образцу, по памяти, по словесной инструкции (2 – 3 полоски). Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов вместе с учителем или по заданному образцу (лесенки, стола, стула, флажка и др.). Выкладывание из цветных полосок фигур, напоминающих по форме буквенные знаки.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (из 2 – 3). Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочки, тележки, грузовика, дома и т.д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Разложение на части составленного из геометрических фигур предмета (елочка – три треугольника, дом – треугольник и квадрат).
|
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения в последовательном порядке слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речью. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков картинки по образцу (4 – 6 кубиков), составление картинки из ее частей (2 –4 части).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме или величине.
Координация движений и развитие мелкой моторики руки
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, их разжимание, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев, игра с мозаикой.
Развитие умения держать ручку, карандаш. Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом, ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.
Печатание букв и их называние: А У М Х О С Н по обводке, по трафарету, по образцу.
Букварный период
1 этап
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных букв и прописных: А, У, М, О, Х, С, Н, Л, В, Ш. Соотнесение печатной и рукописной буквы.
Списывание букв и слогов с рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текста букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений из двух-четырех слов. Большая буква в начале предложения и точка в конце.
Письмо по слуху букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из трех-четырех слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо по слуху букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Пропедевтический период | ||
Звуки и буквы | ||
Итого |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "Русский язык" I класс (1 вариант)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата | ||||
план | Факт | |||||||||
I четверть Добукварный период | ||||||||||
Дорисовывание праздничного букета. | Выявить знания основных цветов. Формировать навык дорисовывания по представлению. | входить и выходить из учебного помещения со звонком способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и самостоятельно. | 05.09 | ||||||
Дорисовывание травы, ягод, солнышка. | 12.09 | |||||||||
Дорисовывание картины осени. | 19.09 | |||||||||
Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты. | Формировать навык обводки контура буквы А в изображениях предметов. | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями. | 26.09 | ||||||
Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. | Формировать навык обводки контура буквы М. | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями. | 03.10 | ||||||
Обводка контура буквы С. обводка и дорисовывание бордюра. | Формировать навык обводки контура буквы С. | пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями | Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольным линиям, на основе дорисовывания бордюра. | 10.10 | ||||||
Обводка и дорисовывание бордюра. | Формировать навык обводки и дорисовывания бордюра. Формировать навык обводки и дорисовывания предмета. | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Коррекция моторных умений посредством упражнений: сжимание и разжимание предметов пальцами и ладошкой. | 17.10 | ||||||
Определение и дорисовывание предмета. | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации | 24.10 | ||||||||
Письмо элементов рукописных букв. | Формировать навык письма рукописных букв. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Коррекция мелкой моторики на основе выполнения | 31.10 | ||||||
II четверть Букварный период | ||||||||||
Строчная и прописная буква Аа. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Аа. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. | 14.11 | ||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Аа. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Аа. | обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученной буквы. | 21.11 | ||||||
Строчная и прописная буква Уу. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Уу. | преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. | 28.11 | ||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Уу, слогов ней. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Уу. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру. | 5.12 | ||||||
Строчная и прописная буква Мм. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Мм. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 12.12 | ||||||
Письмо слогов ам, ум, ау, уа. | Формировать навык правописания слогов с изученными буквами. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция мышления на основе списывания слогов с прописного текста. | 19.12 | ||||||
Строчная и прописная буква Оо. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Оо. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 26.12 | ||||||
III четверть | ||||||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Оо, слогов и слов с ней. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Оо. | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру. | 16.01 | ||||||
Строчная и прописная буква Хх. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Хх. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 23.01 | ||||||
Письмо слогов, слов с изученными буквами. | Формировать навык письма слогов, слов с изученными буквами. | преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Коррекция мышления, моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста. | 30.01 | ||||||
Строчная и прописная буква Сс. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Сс. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 06.02 | ||||||
Строчная и прописная буква Нн. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Нн. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 20.02 | ||||||
Строчная буква ы. Письмо слов с пропущенными буквами. | Формировать навык записи строчной буквы ы. коррекция мыслительной деятельности посредством записи слов с пропущенными буквами. | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи | 27.02 | ||||||
Строчная и прописная буква Лл. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Лл. | обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 06.03 | ||||||
Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Формировать навык составления и записи предложений по схеме с изученными буквами. Записи под диктовку букв и слогов. | преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Коррекция мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и прописного текста. | 13.03 | ||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Лл, слогов и слов с ней | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Лл. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов, слов и предложений с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру, списывания с печатного текста. | 20.03 | ||||||
IV четверть | ||||||||||
Строчная и прописная буква Вв. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Вв. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 03.04 | ||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Вв. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. | 10.04 | ||||||
Строчная и прописная буква Ии. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Ии. | принимать цели и произвольно включаться деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру, раскрашивания в соответствии с образцом. | 17.04 | ||||||
Письмо строчных и прописных изученных букв. | Закрепить навык правописания строчных и прописных изученных букв. | обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. | 24.04 | ||||||
Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Формировать навык составления и записи предложений по схеме с изученными буквами, записи слогов и слов. | преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Коррекция мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и прописного текста. | 01.05 | ||||||
Строчная и прописная буква Шш. | Формировать навык правописания строчной и прописной букв Шш. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. | 08.05 | ||||||
Закрепление написания строчной и прописной буквы Шш, слогов и слов с ней. | Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Шш. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. | 15.05 | ||||||
Дифференциация сходных по написанию букв. | Учить дифференциации сходных по написанию букв. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция мышления посредством четкого проговаривания и записи слов. | 22.05 | ||||||
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.