ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ С АМБИДЕКСТРИЕЙ.




Леворукость – предпочтение, активного использования левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким‐то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день.В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Как показывают наблюдения, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством. Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть и моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки.

Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике.Но ребенку можно сильно навредить.Заставлять левшу писать правой рукой — это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.

Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени и составляет 4—6 недель и более. Леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Они более ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию. Это часто результат особенностей ребенка. В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей.

Особенности организации леворукого ребенка:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

С леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Главное чтобы ребенку самому было удобно.

Леворукие дети нуждаются в специальных развивающих занятиях:

1) зрительно-моторной координации;

2) точности пространственного восприятия;

3) зрительной памяти;

4) наглядно-образного мышления;

5) способности к целостной переработке информации;

6) речи;

7) моторики.

Проблема леворукости существует давно. Учить таких детей надо учителям, но учить придется и родителям, поскольку ребенку и дома нужна помощь. Сначала надо правильно квалифицировать все трудности ребенка.

Психологи предостерегают отчаявшихся родителей от такого радикального шага, как смена ведущей руки. Переучивание может привести к торможению высших психических функций, причем последствия могут проявиться не сразу. Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга. Задача родителей в данном случае всецело помогать ребенку адаптироваться. Ни в коем случае не осуждать, не надсмехаться, полностью принимать особенности вашего ребенка.

 

Столь же часто, как и леворукость, встречается aмбидeкстрия. Явление это характеризуется отсутствием устойчивого предпочтения какой-либо из рук, либо использованием для одних действий только правой, а для других – левой руки. Часто дети пишут и правой и левой рукой по очереди. Им просто не присуще выделение ведущей руки, функционирование обеих рук развито одинаково. Выполняемые действия абсолютно точны, выполняются с одинаковой скоростью и силой. Выделяют врожденную амбидекстрию и приобретенную (когда человек намеренно приобрел навык в процессе длительных тренировок).

Амбидекстрия мозга – это состояние, когда оба полушария работают одновременно и гармонично. Человек может при этом обладать «железной» логикой и иметь отличную интуицию, чувственное восприятие. Такая особенность делает его более конкурентоспособным. Часто эти люди очень талантливы. Все дети рождаются амбидекстрами. Но к четырем годам они утрачивают способность владеть обеими руками одновременно. Во многом это происходит из-за родительского влияния, вмешательства медиков и учителей. Ребенку со всех сторон навязывается владение правой рукой. Ею он держит ложку, чашку. Правой рукой учат писать. В результате из таких детей в будущем получаются отличные исполнители, но без творческого начала.

Симптомы амбидекстрии похожи на неврастению. Но это не болезнь. Дело в том, что амбидекстры быстро утомляются. Но умственную усталость нельзя путать с отсталостью. Все капризы, истерики и стрессы амбидекстров лишь обеспечивают уставшему организму необходимую разрядку. После таких «взрывов» люди становятся более спокойными. Эти бурные эмоции – результат действия правого полушария. Левое отвечает за логику и не способно воспринять не укладывающуюся в нее информацию. Поэтому у амбидекстров может возникнуть обидчивость. И это признак перенапряжения правого полушария мозга. Помимо положительных сторон данной особенности, которые проявляются в основном в раннем возрасте, в детстве с этим могут быть связаны многие отрицательные моменты. Гиперактивность, рассеянное внимание, длительное переваривание информации.

Вообще, амбидекстрия — чрезвычайно интересный феномен. Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Навыки право-леворукости умышленно тренируют большинство спортсменов и музыкантов. Так они значительно расширяют границы своих профессиональных возможностей. Очень тонко чувствуют, интуитивно «считывают» неискренность, а то и прямую ложь партнёра по коммуникации.

К таким детям следует внимательно присматриваться. И скорее они вас могут чему-то научить. Их особенность письма обоими руками не должна вызывать бурных реакций взрослых. Для ребенка такое положение дел является абсолютной нормой, а поэтому это ребенок имеет полное право сказать вам и удивиться…как? Ты пишешь только правой рукой? Да ты просто шутишь? И тут ребенок будет прав! Ведь он уже понимает тот факт, что он совершеннее вас!

Развивайте способности ребенка-амбидекстра, прислушивайтесь к его мнению особенно чутко. Не забывая о склонности ребенка к обидчивости постарайтесь создать с ним еще более доверительную атмосферу. Вам будет легче сотрудничать и общаться по горизонтали с такими детьми, чем пользоваться авторитарным стилем. Помните, что амбидекстрия граничит с гениальностью.

 

Информация об авторе: https://vk.com/doc-129560145_453932730

Телефон для консультации: +7 (919) 398 38 86



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: