Понятие импровизации. Контактная импровизация. Внимание и контакт.




Дистанционные уроки по программе «Конфетти»

Для группы 4

Раздел: Современный танец

Тема: Импровизация и партнеринг

 

Понятие импровизации. Контактная импровизация. Внимание и контакт.

 

 

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

Танцевальная импровизация (англ. dance improvisation) родилась из народных обрядов, игр и празднеств, а в современных танцах включается в профессиональном искусстве.

 

Конта́ктная импровиза́ция — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца.

 

Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В 1972 году состоялся первый перформанс контактной импровизации Magnesium, проведённый студентами Оберлинского колледжа. Вскоре после этого Пакстон провёл перформанс в Нью-Йорке.

 

Большое влияние на развитие контактной импровизации также оказала Нэнси Старк Смит, танцовщица и гимнастка.

 

Контактную импровизацию танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Пакстона. Танец контактной импровизации продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире.

 

Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент.

Контакт учит быть "здесь-и-сейчас" при непрерывном изменении внешних условий, доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.

 

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как внимание, поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Танец в контактной импровизации направляется ощущениями партнеров. Позволить танцу случиться, можно сказать это основной принцип.

 

Контакт доступен практически любому человеку. Главное, слушать своё тело, оно лучше всех знает, что тебе нужно и как доставить тебе удовольствие, оно подскажет, куда двигаться дальше. Ничего специально делать не нужно.

 

Контактная импровизация — это жизнь во всех ее проявлениях!

 

Ощущение свободы, ежесекундные открытия, возможность узнавать себя по-новому. Любить и удивляться! Обновляться и делиться! Создавать и творить! Всё это контактная импровизация.

 

"Контакт" называют арт-спортом.

Сущность такого танца есть концентрация и внимание, только это должно вести танцора, только через это постоянное усилие мы можем продолжать танцевать.

 

Некоторые принципы контактной импровизации.

 

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновении двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

 

2. Чувствовать кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

 

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создает эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где так же используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

 

4. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в сольной импровизации "контактер" часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

 

5. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.

 

6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.

 

7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации уже происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.

 

8. Танцор - обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей; танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными. Они поправляют одежду, смеются. Кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят на зрителей.

 

9. Позволить танцу случиться. Хореографические структуры организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

 

10. Каждый одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами,таких, как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

 

(по материалам книги Синтии Новак "Sharing The Dance" и журнала Contact Quaterly, перевод А.Андрианов и В.Кононов)

 

Что такое контактная импровизация?

 

Чёткого ответа на данный вопрос нет. Для кого-то это танец, для кого-то – фитнес, или образ жизни.

Контактная импровизация - это многообразное явление, прежде всего, современного искусства перформанса (на пересечении театра и танца), при некотором упрощении ее также можно считать художественным видом спорта, или видом борьбы. Можно выделить ее оздоровительный аспект, используя как вид танцевальной терапии. С такой же легкостью можно идентифицировать ее как коммуникативную практику.

Контактная импровизация - целая жизнь. Здесь есть новые встречи, отношения, расставания… И именно в этом танце мы можем прожить их, научиться новым способам общения, изменить старые привычки на новые, и просто быть собой.

Влияние на формирование контактной импровизации оказали восточные единоборства (такие, как айкидо), йога, release work, а также элементы Body Mind Centering (направление в работе с телом, связанное с центрированием тела и сознания), техника Александера, тай-чи и т.д.контактная импровизация

 

С точки зрения классической контактной импровизации, тело – это физический объект. Есть такая фраза: если вы танцуете физику, вы танцуете контактную импровизацию, если химию (отношения, эмоции), то вы танцуете что-то другое. Танец в контактной импровизации – это взаимодействие физических тел, вашего собственного и партнера.

С другой стороны, тело – это эволюционный механизм. Это сущность, которая развивается уже давно, и у нее есть инстинкты. Ум часто мешает телу следовать инстинктам. Если мы научимся слушать собственное тело, мы сможем раскрыться.

 

Занимаясь контактной импровизацией, мы учим тело действовать инстинктивно, добиваемся движений более эффективных и менее энергозатратных.

 

Что может дать контактная импровизация?

На физическом уровне контактная импровизация как форма движения в соло, дуэте, группе развивает и оздоравливает тело, придает гибкость и пластичность, укрепляет и растягивает мышцы, наполняет тело легкостью и жизненной силой.

На психологическом уровне: погрузиться в мир духовного единства, установить гармонию и связь с самим собой, ощутить блаженство и невесомость, почувствовать себя птицей в свободном полете.

 

Терапевтический эффект контактная импровизация неоспорим, но еще большим он мог бы быть, если бы те приобретения и навыки, которые получают люди в процессе занятий, были бы озвучены и переведены из плоскости физической в плоскость психологическую в том числе.

 

Я бы рекомендовала использовать контактную импровизацию, как технику или как часть программы танц-терапевтических групп и сессий, где к повышению уровня телесной осознанности, прибавилась бы также и осознанность психологическая.

 

https://vk.com/video-9068269_163334653

 

 

Список литературы:
1. Лидерс М.А. Контактная импровизация – танец или мировоззрение // Журнал практического психолога, №3, 2005, С.188-191.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа Прогресс Универс, 1998 - 480 с.
3. Стив Пэкстон «О контактной импровизации», - https://www.kiev-contact.com.ua/text/paxtone.shtml
4. Cynthia Jean Novack, Sharing the dance: contact improvisation and American culture. - University of Wisconsin Press, 1990



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: