Фрагмент урока русского языка по теме: «Род имени существительного»




Этап фрагмента урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Мотивационный этап (0,5 мин) У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Павловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Настроимся на работу. Вытяните ладонь вперед и сожмите ее в кулак. Разгибайте по одному пальцу, повторяя за мной слова: желаю успеха большого во всем и везде. Хлопните своей ладонью по ладони соседа и передайте ему хороший настрой на сегодняшний урок. Д: (здороваются с учителем и друг с другом, готовятся к уроку).
II Постановка учебной задачи (4 мин) У: Посмотрите на картинку на экране. Что на ней изображено? (СЛ 1) У: Верно. Назовем всех, кто здесь есть. У: Как вы считаете, зачем им чемоданы? У: Действительно, им нужен багаж, чтобы взять с собой все необходимое. Точно так же и нам с вами нужен багаж знаний, чтобы отправиться в путешествие по новой теме. Давайте же заполним наш багаж знаний самой нужной информацией. (СЛ 2) У: Мама, папа, сын, дочь, чемодан – какой частью речи являются эти слова? У: Докажите это, задав вопрос к данным словам. У: Вы правы, это имена сущ. и вы вспомнили один из признаков этой части речи. Сейчас мы проверим ваше знание остальных признаков имени сущ., используя прием «верно/не верно». Я буду зачитывать вам утверждения об именах сущ.. Если вы согласны с утверждением, запишите на карточках плюс. Не согласны – минус. 1) Имя существительное обозначает действие предмета. 2) Имя существительное отвечает только на вопрос «кто?». 3) Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. 4) Имена существительные изменяются по числам. У: (СЛ 3) Проверьте себя по образцу. Если не допустили ни одной ошибки, поставьте себе пять. Если допустили одну ошибку, поставьте четыре. Остальным нужно повторить признаки имен существительных. У: Поднимите руку, у кого пять? Четыре? У: Молодцы. Итак, вот все признаки имен сущ., которые мы сложим в наш багаж знаний. Но что означает этот вопрос? У: Верно. За усвоением этого нового знания мы и выдвигаемся в путешествие. А спрятался здесь следующий вопрос: какого рода бывают имена существительные? Тема нашего урока: род имен сущ. Мы еще не знаем, что такое род, поэтому это будет проблемным вопросом урока. (СЛ 4) На него мы ответим в конце урока. Сформулируем цель урока, продолжив предложение. У: Чтобы мы в конце могли гордо сказать, что выполнили цель урока и работали на «отлично», составим план урока. Что уже сделали? Что сделаем затем? Д: Семья. Д: Мама, папа, сын, дочь. Д: Они собираются в путешествие.   Д: Имя существительное. Д: Кто? Мама, папа, сын, дочь, Что? чемодан   Д: (пишут на карточках: - - + + Д: (самооценка) Д: (поднимают руки) Д: Что мы еще не всё знаем об имени сущ. Д: научимся определять род имен сущ. Д: Вспомним признаки имен сущ., узнаем, что такое род и научимся определять род имени сущ.
III Учебное действие (8 мин) У: Чтобы лучше понять, что такое род, выйдем посмотрим на доску. (СЛ 5) Перед вами люди. Ваша задача: понять, каким из трех слов (он, она или оно) можно заменить слова на картинках. Работаем по цепочке. Каждый встаёт, называет того, кто изображен, и слово, которым можно его заменить. У: Молодцы. (СЛ 6) Дед Мороз, мальчик, учитель мужского или женского пола? У: Вместе они составляют один род имен сущ. Предположите, как он называется. У: Верно. Имена существительные, которые можно заменить словом «он», относятся к мужскому роду. А девушка и бабушка мужского или женского пола? У: Они тоже составляют род имен сущ. Как вы думаете, как он называется? У: Верно. Имена существительные, которые можно заменить словом «она», относятся к женскому роду. Какое слово еще не задействовано в схеме? У: Имена существительные, которые нельзя заменить словами «он» или «она», относятся к среднему роду. Ему подходит слово «оно». Этот род между м. и ж. У: Проговорим хором названия родов и вспомогательные слова к ним. Три-четыре. У: Повернитесь к своему соседу по парте. Ребята с первого варианта, расскажите соседу о родах имен сущ., опираясь на нашу схему. После этого ребята со второго варианта проговорят информацию вам. У: Ребята, кто может рассказать нам о родах имен сущ. без схемы? У: Откройте учебник на стр. 25. Прочтем правило в двух рамочках на этой странице. Читаем по цепочке. У: Что мы ещё узнали о роде? У: Молодцы. Потренируемся применять полученные знания. Найдите упр.39. Прочтем задание вслух. У: Поработаем в парах. Первая пара будет искать имена сущ. мужского рода, вторая пара – имена сущ. среднего рода, третья пара – имена сущ. женского рода. Найденные слова запишите в тетради в столбик, как на образце в учебнике. У: Обменяйтесь тетрадями с другой парой по кругу. (СЛ 7). Проверим работу друг друга по критериям. Нет ошибок – ставьте 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3. Верните карточку.     Д: Дед Мороз, он. Девушка, она. Мальчик, он. Бабушка, она. Учитель, он. Д: Мужского пола. Д: Мужской. Д: Женского пола. Д: Женский. Д: Оно. Д: Мужской род,, он мой, средний род, оно моё, женский род, она моя. Д: (проговаривают). Д: (проговаривает один без схемы). Д: (читают правило) Д: Что род можно определить только у имен сущ. единственного числа. Д: (читают задание) Д: (выполняют задание) Д: (оценивают друг друга)
IV Действия контроля и самоконтроля (мин) У: Вернемся к проблемному вопросу, который мы ставили в начала урока. Какого рода бывают им.сущ.? У: Посмотрим на план. Мы повторили признаки им.сущ.? Мы узнали, что такое род? Мы научились определять род имен сущ.? У: Значит ли это, что мы достигли цели урока? У: Выполнив задание, вы показали, что готовы применять новые знания на практике. На каких уроках они нам пригодятся? Где пригодятся в жизни? Д: Мужского, среднего и женского рода. Д: Да. Д: Да. Д: (отвечают)
V Действия оценки и самооценки (мин) У: Перед вами 6 мишеней. Подойдите к доске и поставьте точку вашего выстрела. Если вам было весело и интересно, то вы попали в центр. Если что-то незначительно огорчило вас на уроке, выберите другую часть мишени. Если все не понравилось – то отметьте промах. Д: (оценивают свою деятельность)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: