Тема 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ




Тема: Практическая работа: Оценка физического состояния организма.

Задания на инструктивных карточках

Тема 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, ростомер (сантиметровые деления на стене), сантиметровая лен­та, весы медицинские напольные, микрокалькулятор.

Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию 1

До начала работы в тетради начертите таблицу: САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

 

ЧСС, мин АДср Рост Окруж­ность груди Масса тела Степень гармоничности УФС Самооценка Вывод
см «Коридор» см «Коридор» кг «Коридор»
                                               

 

Р а б о т а 1. ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА

Пульс (частота сердечных сокращений) - это ритмические колебания стенок артериальных сосудов, вызываемые повыше­нием давления в период систолы (сокращения сердца).

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у осно­вания большого пальца, для чего 2-й, 3-й, и 4-й пальцы накла­дываются несколько выше лучезапястного сустава. Нащупывается артерия и прижимается к кости.

Пульс подсчитывают в течение 10 секунд, а затем результат умножают на 6.

Алгоритм действий.

1. Подсчитайте свой пульс (ЧСС).

2. Результаты занесите с таблицу.

Р а б о т а 2. ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (АД)

Артериальное давление определяют при помощи прибора, который предназначен для измерения систолического и диастолического артериального давления косвенным методом Короткова. Это прибор называется тонометром.

Алгоритм действий.

1. Ознакомьтесь с прибором и найдите его составные части: мембранный манометр, компрессионную манжету, пневматиче­ский нагнетатель-грушу, соединительные трубки, фонендоскоп. Наложите манжету на плечо испытуемого. При правиль­ном наложении манжеты под нее можно просунуть палец. Со единительные трубки необходимо расположить над пережимае­мой артерией в области наложения микрофона фонендоскопа. Перед началом измерения давления необходимо стрелку мано­метра совместить с нулевым давлением шкалы, вращая регули­ровочную обойму.

3. Закройте регулировочный кран, чтобы нагнетаемый воз­дух шел в манжету.

4. Установите микрофон фонендоскопа на коже над артерией в области локтевой впадины ниже манжеты.

5. Расположите манометр перед своим взором так, чтобы ну­левая отметка была внизу круглой шкалы.

6. Ритмично сжимая грушу-нагнетатель, создайте давление в манжете порядка 180-200 мм рт. ст.

 

7. Медленным поворотом регулятора против направления стрелки обеспечьте плавное снижение давления в манжете.

8. В момент появления первого из прослушиваемых тонов (пульсирующие глухие звуки) зафиксируйте по манометру циф­ру, на которой они появились. Это будет систолическое (верх­нее) давление. Зафиксируйте также и цифру, на которой тоны исчезли. Эта цифра будет показывать диастолическое (нижнее) давление. Систолическое давление соответствует давлению в сосудах в момент сокращения желудочков сердца, а диастоли­ческое - в момент расслабления сердца.

9. Поверните регулятор против направления стрелки до упо­ра и выдержите в этом состоянии 5-7 секунд.

10. Снимите манжету.

11. Рассчитайте среднее артериальное давление (АДсР) поформуле:

АДсист-АДдиаст

АДср= --------------------------- +АД диаст

Например: если у человека АДсист- 120, а АДдиаст 80, то АДср = 93,3 мм рт. ст.

12. Результат занесите в таблицу.

Р а б о т а 3. ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА

Алгоритм действий.

1. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, ка­саясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2. Испытатель опускает планшетку до соприкосновения с теменем испытуемого так, чтобы планшетка касалась кожи испытуемого в верхушечной точке головы.

3. Запишите данные в таблицу (в графу «см»).

4. Найдите «коридор» процентных величин по таблице (на пересечении возраста и величины показателя). «Коридор» ха­рактеризует встречаемость данного признака в различных поло­возрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим.

ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫДЛИНЫТЕЛА, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Воз­раст, лет Пол «Коридор» и соответствующие ему показатели
1 2 3 4 5 6 7
  М 140,2 143,6 147,4 160,4 165,8 169,6 >
Ж 139,5 143,1 148,0 160,3 164,3 168,0 >
  М 144,9 148,3 152,4 166,4 172,2 176,0 >
Ж 144,0 147,4 152,4 164,2 168,0 170,5 >
  м 149,3 153,2 158,0 172,0 178,0 181,0 >
ж 148,1 151,6 156,3 167,0 170,3 172,6 >
  м 154,0 158,0 162,2 177,4 182,0 185,0 >
ж 151,7 155,0 158,3 169,0 172,0 174,1 >
  м 159,3 163,0 168,1 181,2 185,0 187,9 >
ж 154,1 157,3 161,2 170,0 173,1 175,5 >

 

Пример. У мальчика рост 162,6 см, возраст 13 лет - «ко­ридор» 5.

5. Результат внесите в таблицу (в графу «коридор»).

 

Р а б о т я 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Алгоритм действий.

1. Испытуемый поднимает руки, а испытатель накладывает мерную ленту так, чтобы сзади она проходила по нижним углам лопатки, а спереди таким образом: у мальчиков - по нижней по­луокружности соска, а у девочек - по хрящам IV пары ребер над молочными железами.

2. Испытуемый делает вдох и задерживает дыхание, а испы­татель измеряет окружность грудной клетки.

3. Испытуемый делает выдох и задерживает дыхание, а ис­пытатель измеряет окружность грудной клетки.

4. Находится средний результат (оба значения складывают­ся, и сумма делится на 2).

5. Результат (средний) вносится в таблицу, в графу «см».

6. Определяется «коридор» по этому показателю.

 

ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫОКРУЖНОСТИ ГРУДИ, см

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст, лет Пол «Коридор» и соответствующие ему показатели
1 2 3 4 5 6 7
  М 64,7 66,9 70,2 78,2 87,2 87,0 >
Ж 64,3 66,8 70,0 80,9 85,0 88,0 >
  м 67,0 68,6 73,1 81,8 86,2 91,0 >
ж 67,0 69,6 73,0 83,5 87,6 91,0 >
  м 70,0 72,6 76,3 85,7 90,1 94,2 >
ж 70,0 72,9 76,2 85,5 89,3 92,6 >
  м 73,3 76,1 80,0 89,9 93,6 97,0 >
ж 73,0 75,9 78,8 87,1 90,6 93,9 >
  м 77,0 80,1 82,9 92,2 95,5 98,4 >
ж 75,4 78,0 80,7 88,0 91,1 94,6 >

7. Результат вносится в таблицу, в графу «коридор».

 

Р а б о т а 5. ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫТЕЛА

1. Определите массу тела с помощью медицинских весов.

2. Занесите результат в таблицу, в колонку «кг».

3. Определите «коридор» по этому показателю.

ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫМАССЫТЕЛА, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст, лет Пол «Коридор» и соответствующие ему показатели
1 2 3 4 5 6 7
  М 31,0 33,4 39,8 49,0 56,2 63,6 >
Ж 32,0 35,3 40,0 51,8 56,8 64,2 >
  м 34,0 35,2 42,2 54,6 62,6 70,6 >
ж 36,1 39,9 44,0 55,0 60,9 70,0 >
  м 37,8 40,8 46,9 60,2 65,1 76,5 >
ж 39,4 43,7 47,6 58,0 63,9 73,6 >
  м 41,2 45,4 51,8 65,9 73,0 82,5 >
ж 42,4 46,8 51,0 61,0 66,2 76,1 >
  м 46,4 50,5 56,8 70,6 78,0 86,2 >
ж 45,2 48,4 52,4 62,0 68,0 79,0 >

4. Запишите показатель в таблицу, в графу «коридор».

5. Оцените гармоничность своего физического развития, учитывая следующее:

- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между двумя из трех показателей не превышает 1;

- развитие дисгармонично, если эта разница составляет 2;

- крайняя степень дисгармоничности развития (необходимо обратить особое внимание на свое физическое развитие) наблю­дается, если разность составляет 3 и более.

6.Запишите этот показатель в таблицу, в графу «Степень гармоничности».

 

 

Работа 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА (УФС)

МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ (МЕТОДОМ РЕГРЕССИИ)

1. Вычислите уровень физиологического состояния человека (УФС) по следующей формуле:

700 - 3* ЧСС – 2,5 * АДср – 2,7 * возраст + 0,28 * масса

УФС = ---------------------------------------------------------------------------

350 - 2,6 • возраст + 0,21 • рост

где УФС - уровень физиологического состояния;

ЧСС - частота сердечных сокращений (пульс) в 1 минуту; АДср - среднее артериальное давление (мм рт. ст.).

2. Полученные данные оцените по таблице:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УФС ЧЕЛОВЕКА ПО ШКАЛЕ РЕГРЕССИИ

 

 

УФС Шкала регрессии
Юноши Девушки
Низкий 0,225-0,375 0,157-0,260
Ниже среднего 0,376-0,525 0,261-0,365
Средний 0,526-0,675 0,366-0,475
Выше среднего 0,676-0,825 0,476-0,575
Высокий 0,826 и более 0,576 и более

3. Результат занесите в таблицу.

Работа 7. САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

1. Оцените по 5-балльной системе свое самочувствие, рабо­тоспособность и настроение за прошедший год.

2. Рассчитайте среднюю оценку.

3. Если вы за последний год болели четыре раза или более, то уменьшите полученную цифру (среднюю) на один балл.

4. Результаты занесите в таблицу:

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

 

Период, за который проводится самооценка Оценка самочувст­вия Оценка работоспо­собности Оценка настроения Средняя оценка
         

5. Средний результат занесите в итоговую таблицу.

6. Запишите вывод о состоянии своего физического здоровья в итоговой таблице.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: