Тема: Практическая работа: Оценка физического состояния организма.
Задания на инструктивных карточках
Тема 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.
Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, ростомер (сантиметровые деления на стене), сантиметровая лента, весы медицинские напольные, микрокалькулятор.
Инструктивная карта к лабораторно-практическому занятию № 1
До начала работы в тетради начертите таблицу: САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ
ЧСС, мин | АДср | Рост | Окружность груди | Масса тела | Степень гармоничности | УФС | Самооценка | Вывод | |||
см | «Коридор» | см | «Коридор» | кг | «Коридор» | ||||||
Р а б о т а 1. ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА
Пульс (частота сердечных сокращений) - это ритмические колебания стенок артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы (сокращения сердца).
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-й, 3-й, и 4-й пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава. Нащупывается артерия и прижимается к кости.
Пульс подсчитывают в течение 10 секунд, а затем результат умножают на 6.
Алгоритм действий.
1. Подсчитайте свой пульс (ЧСС).
2. Результаты занесите с таблицу.
Р а б о т а 2. ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (АД)
Артериальное давление определяют при помощи прибора, который предназначен для измерения систолического и диастолического артериального давления косвенным методом Короткова. Это прибор называется тонометром.
|
Алгоритм действий.
1. Ознакомьтесь с прибором и найдите его составные части: мембранный манометр, компрессионную манжету, пневматический нагнетатель-грушу, соединительные трубки, фонендоскоп. Наложите манжету на плечо испытуемого. При правильном наложении манжеты под нее можно просунуть палец. Со единительные трубки необходимо расположить над пережимаемой артерией в области наложения микрофона фонендоскопа. Перед началом измерения давления необходимо стрелку манометра совместить с нулевым давлением шкалы, вращая регулировочную обойму.
3. Закройте регулировочный кран, чтобы нагнетаемый воздух шел в манжету.
4. Установите микрофон фонендоскопа на коже над артерией в области локтевой впадины ниже манжеты.
5. Расположите манометр перед своим взором так, чтобы нулевая отметка была внизу круглой шкалы.
6. Ритмично сжимая грушу-нагнетатель, создайте давление в манжете порядка 180-200 мм рт. ст.
7. Медленным поворотом регулятора против направления стрелки обеспечьте плавное снижение давления в манжете.
8. В момент появления первого из прослушиваемых тонов (пульсирующие глухие звуки) зафиксируйте по манометру цифру, на которой они появились. Это будет систолическое (верхнее) давление. Зафиксируйте также и цифру, на которой тоны исчезли. Эта цифра будет показывать диастолическое (нижнее) давление. Систолическое давление соответствует давлению в сосудах в момент сокращения желудочков сердца, а диастолическое - в момент расслабления сердца.
|
9. Поверните регулятор против направления стрелки до упора и выдержите в этом состоянии 5-7 секунд.
10. Снимите манжету.
11. Рассчитайте среднее артериальное давление (АДсР) поформуле:
АДсист-АДдиаст
АДср= --------------------------- +АД диаст
Например: если у человека АДсист- 120, а АДдиаст 80, то АДср = 93,3 мм рт. ст.
12. Результат занесите в таблицу.
Р а б о т а 3. ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА
Алгоритм действий.
1. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
2. Испытатель опускает планшетку до соприкосновения с теменем испытуемого так, чтобы планшетка касалась кожи испытуемого в верхушечной точке головы.
3. Запишите данные в таблицу (в графу «см»).
4. Найдите «коридор» процентных величин по таблице (на пересечении возраста и величины показателя). «Коридор» характеризует встречаемость данного признака в различных половозрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим.
ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫДЛИНЫТЕЛА, см
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
М | 140,2 143,6 147,4 160,4 165,8 169,6 > | |
Ж | 139,5 143,1 148,0 160,3 164,3 168,0 > | |
М | 144,9 148,3 152,4 166,4 172,2 176,0 > | |
Ж | 144,0 147,4 152,4 164,2 168,0 170,5 > | |
м | 149,3 153,2 158,0 172,0 178,0 181,0 > | |
ж | 148,1 151,6 156,3 167,0 170,3 172,6 > | |
м | 154,0 158,0 162,2 177,4 182,0 185,0 > | |
ж | 151,7 155,0 158,3 169,0 172,0 174,1 > | |
м | 159,3 163,0 168,1 181,2 185,0 187,9 > | |
ж | 154,1 157,3 161,2 170,0 173,1 175,5 > |
Пример. У мальчика рост 162,6 см, возраст 13 лет - «коридор» 5.
|
5. Результат внесите в таблицу (в графу «коридор»).
Р а б о т я 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Алгоритм действий.
1. Испытуемый поднимает руки, а испытатель накладывает мерную ленту так, чтобы сзади она проходила по нижним углам лопатки, а спереди таким образом: у мальчиков - по нижней полуокружности соска, а у девочек - по хрящам IV пары ребер над молочными железами.
2. Испытуемый делает вдох и задерживает дыхание, а испытатель измеряет окружность грудной клетки.
3. Испытуемый делает выдох и задерживает дыхание, а испытатель измеряет окружность грудной клетки.
4. Находится средний результат (оба значения складываются, и сумма делится на 2).
5. Результат (средний) вносится в таблицу, в графу «см».
6. Определяется «коридор» по этому показателю.
ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫОКРУЖНОСТИ ГРУДИ, см
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
М | 64,7 66,9 70,2 78,2 87,2 87,0 > | |
Ж | 64,3 66,8 70,0 80,9 85,0 88,0 > | |
м | 67,0 68,6 73,1 81,8 86,2 91,0 > | |
ж | 67,0 69,6 73,0 83,5 87,6 91,0 > | |
м | 70,0 72,6 76,3 85,7 90,1 94,2 > | |
ж | 70,0 72,9 76,2 85,5 89,3 92,6 > | |
м | 73,3 76,1 80,0 89,9 93,6 97,0 > | |
ж | 73,0 75,9 78,8 87,1 90,6 93,9 > | |
м | 77,0 80,1 82,9 92,2 95,5 98,4 > | |
ж | 75,4 78,0 80,7 88,0 91,1 94,6 > |
7. Результат вносится в таблицу, в графу «коридор».
Р а б о т а 5. ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫТЕЛА
1. Определите массу тела с помощью медицинских весов.
2. Занесите результат в таблицу, в колонку «кг».
3. Определите «коридор» по этому показателю.
ПРОЦЕНТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫМАССЫТЕЛА, кг
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
М | 31,0 33,4 39,8 49,0 56,2 63,6 > | |
Ж | 32,0 35,3 40,0 51,8 56,8 64,2 > | |
м | 34,0 35,2 42,2 54,6 62,6 70,6 > | |
ж | 36,1 39,9 44,0 55,0 60,9 70,0 > | |
м | 37,8 40,8 46,9 60,2 65,1 76,5 > | |
ж | 39,4 43,7 47,6 58,0 63,9 73,6 > | |
м | 41,2 45,4 51,8 65,9 73,0 82,5 > | |
ж | 42,4 46,8 51,0 61,0 66,2 76,1 > | |
м | 46,4 50,5 56,8 70,6 78,0 86,2 > | |
ж | 45,2 48,4 52,4 62,0 68,0 79,0 > |
4. Запишите показатель в таблицу, в графу «коридор».
5. Оцените гармоничность своего физического развития, учитывая следующее:
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между двумя из трех показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разница составляет 2;
- крайняя степень дисгармоничности развития (необходимо обратить особое внимание на свое физическое развитие) наблюдается, если разность составляет 3 и более.
6.Запишите этот показатель в таблицу, в графу «Степень гармоничности».
Работа 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА (УФС)
МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ (МЕТОДОМ РЕГРЕССИИ)
1. Вычислите уровень физиологического состояния человека (УФС) по следующей формуле:
700 - 3* ЧСС – 2,5 * АДср – 2,7 * возраст + 0,28 * масса
УФС = ---------------------------------------------------------------------------
350 - 2,6 • возраст + 0,21 • рост
где УФС - уровень физиологического состояния;
ЧСС - частота сердечных сокращений (пульс) в 1 минуту; АДср - среднее артериальное давление (мм рт. ст.).
2. Полученные данные оцените по таблице:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УФС ЧЕЛОВЕКА ПО ШКАЛЕ РЕГРЕССИИ
УФС | Шкала регрессии | |
Юноши | Девушки | |
Низкий | 0,225-0,375 | 0,157-0,260 |
Ниже среднего | 0,376-0,525 | 0,261-0,365 |
Средний | 0,526-0,675 | 0,366-0,475 |
Выше среднего | 0,676-0,825 | 0,476-0,575 |
Высокий | 0,826 и более | 0,576 и более |
3. Результат занесите в таблицу.
Работа 7. САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ
1. Оцените по 5-балльной системе свое самочувствие, работоспособность и настроение за прошедший год.
2. Рассчитайте среднюю оценку.
3. Если вы за последний год болели четыре раза или более, то уменьшите полученную цифру (среднюю) на один балл.
4. Результаты занесите в таблицу:
САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ
Период, за который проводится самооценка | Оценка самочувствия | Оценка работоспособности | Оценка настроения | Средняя оценка |
5. Средний результат занесите в итоговую таблицу.
6. Запишите вывод о состоянии своего физического здоровья в итоговой таблице.