ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ




АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА

 

 

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

Лисицына Н.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оформлению курсовых работ

 

 

 

Барнаул 2014

 

Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Выбор темы работы

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется.

Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.


Порядок подготовки курсовой работы

 

Работа над курсовой работой не должна откладываться на последние дни. Необходимо относится к ней со всей ответственностью и добросовестностью. Систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата к установленному сроку.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАБОТЫНАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Этап Содержание Сроки
  Ознакомление с примерным списком тем первое практическое занятие в семестре
  Выбор темы курсовой работы каждым студентом до 10 сентября
  Передача старостой группы тем курсовых работ преподавателю до 15 сентября
  Подбор литературы, составление плана и согласование его с научным руководителем 6 неделя семестра
  Работа над текстом курсовой работой 6-12 недели
  Оформление курсовой работы и передача готовой курсовой работы научному руководителю для проверки не позднее 15 недели
  Проверка курсовой работы в течение 1-2 недель после сдачи работы преподавателю
  Возврат проверенной курсовой работы студенту для доработки в случае необходимости и подготовки к защите курсовой работы не позднее 16 недели
  Защита курсовой работы 17 неделя

 

Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы:

1. Составление примерного плана. В процессе

написания работы план может корректироваться.

2. Подбор литературы в соответствии с целями, отраженными в плане.

3. Изучение подобранной литературы. Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.

4. Написание текстового варианта работы. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов.

Здесь необходимо помнить ряд важных моментов.
Во-первых, не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна оформляться соответствующим образом.

Во-вторых, каждый фактологический пример (цифра, таблица. описание практического приема и т.н.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет или какую практическую ситуацию он обобщает.

В-третьих, изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.

В-четвертых, сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.


Объем, cтруктура и содержание работы

Оформление курсовой работы

Курсовая работа допускается к защите, если она отвечает требованиям, предъявляемым к курсовой работе по макроэкономике.

Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4.

Иллюстрированный материал (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.) при необходимости можно выполнять на листах большего форма.

Текст печатается полуторным интервалом нормальным шрифтом черного цвета. Размер шрифта – 14 (Times New Roman).

Межстрочный интервал – 1,5.

Нумерация начинается с титульного листа. На титульном листе и оглавление номер страницы не ставится. Первая цифра ставится на введении. Страницы текста курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Иллюстрации, схемы, таблицы, рисунки, расположенные на отдельных листах, нумеруются в общем порядке.

Рекомендуется производить выравнивание текста по ширине.

Опечатки, описки в тексте можно исправлять подчисткой или корректором. На место исправленное место вписываем текст от руки черной пастой.

Объем курсовой работы 30 – 35 страниц.

 

Основные требования к содержанию курсовой работы заключаются в следующем:

1. При подборе экономической литературы необходимо знакомиться, прежде всего, с новейшими книгами и брошюрами последних лет издания, которые отражают современное состояние экономической науки и практики. Наряду с этим могут быть использованы и работы, изданные в предшествующие годы, при условии, что срок давности составляет не более пяти лет к моменту написания курсовой работы. Количество источников, используемых в курсовой работе, должно быть не менее 10, не считая учебников по дисциплине.

2. В работе необходимо использовать современные статистические данные.

3. Использованные в курсовой работе материалы должны свидетельствовать о том, что она написана в текущем учебном году.

4. В содержании курсовой работы выделяются в обязательном порядке: введение, разделы и подразделы основной части, заключение, список использованных источников, приложения. Курсовая работа должна быть выполнена самостоятельно. Не допускается использовать готовые работы из интернета и т.п.

5. Теоретические положения работы должны обязательно раскрываться в связи с практикой, на основе анализа реального состояния экономики, она должна содержать элементы самостоятельного анализа.

8. В тексте работы не допускается дословное переписывание использованных источников.

9. В конце курсовой работы указывается дата выполнения работы и ставится подпись студента.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

- введение;

- основная часть, которая состоит из двух-трех разделов: в первом разделе содержаться теоретические основы разрабатываемой темы; второй раздел носит аналитический характер. В нем анализируется состояние изучаемой проблемы. В третьем разделе практическое применение такой методики на каком-либо предприятии или ином экономическом объекте исследования;

- заключение;

- список используемых источников;

- приложения.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Введение - очень ответственная часть любой исследовательской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Вовведении к курсовой работе обычно обосновываются актуальность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.

Рассмотрим эти части подробно.

Актуальность — обязательное требование к любому исследованию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, насколько правильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главное.

Степень изученности проблемы необходимо показать с помощьюкраткого обзора литературы, в котором студент должен продемонстрировать основательное знакомство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источники, в том числе материалы Интернета, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

Далее необходимо сформулировать цель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Например, в курсовой работе, посвященной малому предпринимательству, эта часть может выглядеть так:

Цели исследования:

· Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыночной экономике.

· Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предпринимательства.

· Изучить современную практику государственной поддержки малого предпринимательства

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

· Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах

· Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса

· Изучить современное состояние доходности малых предприятий

· Выявить современные проблемы становления малых предприятий в российской экономике

· Обобщить опыт государственной поддержки малого предпринимательства в ведущих странах мира

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект – этопроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:

Объект исследования: процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.

Предмет исследования: влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максимизации прибыли.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и логику курсовой работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность проблемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономике рекомендуется выделить три основных главы: теоретическую, практическую и «российскую».

В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положения микроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить материал учебников, монографии и статьи видных представителей экономической науки.

В практической главе рассматривается материал, позволяющий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.

Наконец, в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России, статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» теоретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.

Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; можно сначала дать основополагающие теоретические разработки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.

В заключении должны быть сосредоточены выводы из каждого подраздела, включенного в основную часть работы, а также отражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заключение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения - 2-3 страницы.

 

10. Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2005 г), монографии, журнальные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использование более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.

Каждый источник должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».

В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой - год издания.

Например:

· Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М: издательство «Экзамен», 2003.

· Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

· Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) // Проблемы и практика управления. – 2003. - № 1. – С. 25-36.

· Экономический рост и реформы естественных монополий // http:www.iet.ru

 

В курсовой работе обязательно должны быть аналитические таблицы, диаграммы, графики, схемы и т.д.

ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написанная студентом курсовая работа не позднее, чем к 20 декабря сдается на кафедру ЭТиП для оценки.

Учитывая отсутствие у студентов опыта написания подобных работ, к их оценке предъявляются не самые высокие требования.

Высшую оценку 75 - 100 баллов - «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценка может быть снижена на 10 баллов в случаях:

- неполного раскрытия темы работы;

- использования устаревшей литературы;

на 5 баллов при:

- невыполнении рекомендаций по написанию введения или заключения;

- отсутствии или неправильном оформлении сносок или библиографического описания используемых источников;

- несоблюдении требований к оформлению работы.

Если в итоге работа набирает от 50 до 74 баллов, автор получает оценку «хорошо», при 25 - 49 баллах - «удовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» может быть поставлена за работу, выполненную несамостоятельно (списанную из сборников опубликованных курсовых работ, с компакт-диска или из Интернета), а также если после снижения за имеющиеся недостатки на 25 баллов и менее.

 

ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

 

1. Асимметрия информации: теоретические модели и практическое значение.

2. Аутсорсинг как элемент современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике.

3. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

4. Венчурный капитал и его роль в современной экономике.

5. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в экономике России.

6. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.

7. Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия.

8. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.

9. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

10. Концепция социально-рыночной экономики и ее значение для России.

11. Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды.

Естественные монополии и их роль в экономике России.

14. Рыночная экономика: сущность, инфраструктура, субъекты.

15. Современные экономические системы: рыночная, командная, смешанная

16. Структура и механизм функционирования рынка.

17. Экономические ресурсы и проблема выбора.

18. Товары, услуги и работы как объекты рыночных отношений.

19. Спрос на товары и услуги.

20. Предложение товаров и услуг.

21. Эластичность спроса и предложения.

22. Рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения.

23. Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения.

24. Понятие полезности и принцип максимизации общей полезности.

25. Теория потребностей человека.

26. Основные положения теории предельной полезности.

27. Нахождение оптимального соотношения товаров при помощи бюджетной линии и кривых безразличия.

28. Домашнее хозяйство как субъект рынка.

29. Проблема убыточности предприятий в современной России.

30. Значение информационных технологий в современной экономике.

31. Й. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии.

32. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.

33. Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии.

34. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.

35. Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики

36. Картели и их роль в современной экономике.

37. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.

38. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях «новой экономики».

39. Конкурентные стратегии малых предприятий.

40. Концепция альтернативных издержек производства: теоретический и практический подходы.

41. Концепция человеческого капитала и ее практические аспекты.

42. Маржинализм и теория потребительского поведения.

43. Место и роль государственных монополий в российской экономике.

44. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России.

45. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран).

46. Новые технологии и их роль в современной экономике.

47. Новые формы конкуренции в современной экономике.

48. Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России.

49. Основной капитал и проблемы его обновления в России.

50. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.

51. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.

52. Особенность функционирования фирм, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика.

53. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития.

54. Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России.

55. Сравнительная характеристика основных показателей типов рыночных структур.

56. Рынки факторов производства. Рынок труд.

57. Рынки факторов производства. Рынок земли.

58. Рынки факторов производства. Рынок капитала.

59. Источники дохода на микроуровне.

60. Природные ресурсы: экономические и природоохранные аспекты.

61. Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России.

62. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.

63. Процесс слияний и поглощений в современной экономике.

64. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.

65. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.

66. Взаимосвязь издержек, прибыли и объема производства (точка безубыточности).

67. Роль брендинга в повышении уровня конкурентоспособности современной фирмы.

68. Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России.

69. Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности.

70. Рынок монополистической конкуренции и его особенность в российской экономике.

71. Современные проблемы и тенденции развития рынка невозобновляемых ресурсов.

72. Создание бренда как фактор снижения трансакционных издержек.

73. Социальная ответственность бизнеса.

74. Сравнительный анализ типов предприятий и их роль в рыночной экономике.

75. Старая и новая институциональные школы: сравнительный анализ.

76. Теория и практика антимонопольного регулирования.

77. Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации.

78. Факторы формирования спроса и предложения на труд с учетом особенностей российской экономики.

79. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.

80. Х-неэффективность: теоретическое обоснование и проявление на практике.

81. Ценовая дискриминация и ее осуществление в различных рыночных структурах: положительные и отрицательные последствия.

82. Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса.

83. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.

84. Экономические риски фирмы: сущность виды, причины, способы снижения.

85. Эластичность спроса и предложения и её применение в предпринимательской практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: