Занятие № 1
Тема: Региональная география мира
Цели и задачи:
ü Совершенствовать навыки работы с понятийным аппаратом.
ü Систематизировать историко-географические знания студентов по данной теме.
Основные понятия, термины и представления | Основное содержание |
Регион, макрорегион, субрегион, региональная география. | 1. Понятие о регионе и региональной географии 2. Физико-географические регионы мира (материки) 3. Культурно-географические регионы современного мира: Англо-Америка, Латинская Америка, Европа, Исламский мир, Тропическая Африка, Россия, Индийский мир, Китайско-Японский мир, Юго-Восточная Азия, Австралия, Океания 4. Историко-географические регионы и особенности их изучения (географическое наследие и географическая специфика) 5. Россия на стыке двух регионов Краткая общая характеристика историко-географических регионов |
Номенклатура: Географические регионы современного мира. |
Оборудование:
Настенные карты (политическая карта мира), атласы (учебный атлас мира, атласы для 10 класса).
Вопросы и задания:
Задание 1. Проанализируйте определение региона Э.Б.Алаева «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих ее элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории». Докажите, что данный термин «регион» имеет синоним «район». Правильны ли следующие словосочетания:
- «европейский район»;
- «районная овощная база»;
- «районная поликлиника»;
- «региональная овощная база»;
- «регион Ю-В Азии».
Задание 2. Покажите различия понятий регионоведение (региональная география) и страноведение.
Страноведение – это «географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации» (ГЭС, 1988).
Страноведение
комплексное проблемное
(комплексная (ресурсообеспеченность,
характеристика отраслевое качество населения)
стран) (физико-географическое
страноведение, этноконфессиональное,
социально-экономическое)
Регионоведение (региональная география) – понятие более емкое, чем страноведение, как область научного и образовательного знания, имеющая целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами (Ю.Н.Гладкий, А.И.Чистобоев, 2000).
В связи с этим страноведение логично рассматривать как очень важную и специфическую часть региональной географии. Его задача – создание страноведческих «образов» отдельных стран с учетом множества позиций.
Вопрос: Почему любая страна (физико-географическая или страна-государство) является регионом, но далеко не каждый регион является страной?
Факторы регионализма
![]() | ![]() |
Примеры
- Природная среда Природные комплексы
разных рангов (материки, океаны)
- Природно-ресурсный (почвенные, минеральные)
- Этнический (человеческие расы, этносы)
- Демографический (численность, структура населения)
- Расселение (плотность населения, типы
поселений, размещение по странам)
- Конфессиональный христианство – 1,9 млрд.чел.,
(религиозный) ислам – 1,1 млрд.чел.,
буддизм - 325 млн. чел.
- Политико-географический (ПГП, типы суверенных стран,
интеграция стран мира)
Задание 3. Изучите факторы регионализма и докажите необходимость знаний данных факторов.
Уровни территориальных общностей (по В.П.Максаковсому)
критерий географический Макрорегионы
Субрегионы
Страны
Социально-экономические районы
![]() |
Подрайоны
Задание 4. Заполните ячейки таблицы, используя учебный справочник А.П.Макошева
Макрорегионы | Субрегионы | Страны |
Европа | ||
Макрорегионы мира – это исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях (по В.П.Максаковскому).
Задание 5. Докажите, что культурно-географический регион Латинская Америка – это результат сложного и неравномерно размещенного сплава нескольких культур – традиционно индейских, европейских (в основном иберийсих), африканских, современных североамериканских.
Задание 6. Изучите историко-географические регионы мира (А.П.Макошев, 2005, С.37) Рис.2 и докажите на конкретном регионе, что географическое наследие влияет на современное социально-экономическое развитие региона и отдельных стран.
Задание 7. На контурной карте мира цветом выделите цивилизационные регионы мира (Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В.Вольского, Крон-Пресс, М., 1998. Рис.II.4)
Задание 8. Дайте краткую характеристику историко-географических регионов.
Задание 9. Один из вариантов регионального деления мира предполагает выделение пяти «миров»: 1. Восточноазиатский
2. Индийский
3. Исламский
4. Африканский
5. Западный
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. На каких критериях основано выделение «миров»? _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие страны (территории) можно отнести к каждому «миру»? _____________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Можно ли считать подобное деление географическим? Почему? ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К какому «миру» можно отнести Россию? Почему? _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тесты для проверки знаний
1. Регион – это ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По какому признаку выделен регион свеклосеяния
а) единичному
б) по нескольким признакам
в) по совокупности проявлений человеческой деятельности
3. Регионализм – это факт существования в стране районов со значительными природ-
ными, хозяйственными, социальными и этнокультурными различиями.
Да Нет
4. Страноведение логично рассматривать как очень важную и специфическую часть
региональной географии.
Да Нет
5. Западноафриканский, восточноафриканский, североафриканский — это субрегионы Африки.
Да Нет
6. Автором первой классической региональной теории был:
а) И.Г.Тюнен
б) А.Вебер
в) А.Леш
г) У.Изард
7. Страноведение — важная и специфичная часть региональной географии
Да Нет
8. Понятие «страноведение» раскрывали:
а) Ю.Д.Дмитриевский
б) Я.Г.Машбиц
в) В.М.Гохман
г) все верно
Основная литература:
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 384 с.. - 592 с.
- Макошев А.П. Типология стран, районирование мира и международные организации в картах. Горно-Алтайск. РИО ГАГУ, 2005. С.33-54.
- Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие (Е.Н.Смирнов. - М.:КНОРУС. 2008. - 416 с.)
- Социально-экономическая география /Под ред. В.В.Вольского. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 115-162, Дрофа, 2001
Дополнительная литература:
- Экономическая и социальная география: Основы науки. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: М.:ВЛАДОС. 2003. - 400 с.:ил.