Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)




РЕФЕРАТ

по дисциплине « Нарушение речи и их коррекция »

тема: «Комплекс упражнений артикуляционной статической и динамической гимнастики для губ и языка »

 

 

П

Проверил: к.п.н., доцент, зав.кафедрой СПиП Мустаева Е.Р.

 

 

УФА-2020

Статические упражнения для языка.

 

«Птенчики».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка».

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка понята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

 

Упражнения для губ.

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик», «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Динамические упражнения для языка.

 

«Часики», «Маятник».

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«Футбол», «Спрячь конфетку».

Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«Качели».

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Почистить зубы».

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Катушка».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним корневым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

вглубь рта.

«Оближем губки».

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц).

«Заборчик».

Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».

«Бублик».

Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».

«Непослушный язычок».

Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».

«Блинчик».

Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.

«Остуди блинчик».

Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.

«Чистим нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Горка».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.

«Волшебная палочка».

Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».

«Футбол».

Нужно заранее приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками. Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.

«Кто дальше загонит мяч?».

Надо улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук «Ф».

Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

«Варенье ».

Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).

«Фокус».

Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.

«Приклей конфетку».

Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.

«Чашечка»

Завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.

«Грибочек».

Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.

«Маляр».

Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: