Ан-22
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Ан-22 «Антей» | |
Ан-22 | |
Тип | транспортный самолёт |
Разработчик | ОКБ Антонова |
Производитель | ТАПОиЧ |
Главный конструктор | А.Я.Белолипецкий |
Первый полёт | 27 февраля 1965 |
Начало эксплуатации | январь 1969 года |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС России Авиалинии Антонова |
Годы производства | 1966—1975 |
Единиц произведено | 68(-9) |
Ан-22 «Антей» (по кодификации НАТО: Cock — «Петух») — советский турбовинтовой транспортный самолёт. Первый полёт выполнил в 1965 году. Серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний.
Использовался в ВВС СССР, затем постепенно был заменён реактивными транспортными самолётами Ан-124 «Руслан» и Ил-76.
[править] История создания
Ан-22
Ан-22 российских ВВС в Твери
Работы по самолёту Ан-22 (в то время «изделие 100») начались в 1960 году, возглавил их заместитель главного конструктора А. Я. Белолипецкий[1]. Грузовая кабина проектировалась с учётом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. Чтобы снизить кренящий момент при отклонении руля, было применено двухкилевое оперение. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколёсное шасси с пневматиками низкого давления. Самолёт планировалось оснастить четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с винтами АВ-90 диаметром 6,2 м.
В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по «изделию 100». В 1963 году началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964 года. 18 августа 1964 года состоялась передача первой машины на летные испытания. С этого момента новый самолёт получил обозначение Ан-22 «Антей». В связи с тем, что новые винты ещё не были достаточно испытаны, первый самолет оснастили винтами АВ-60.
Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода Святошино на военный аэродром в г. Узин Киевской области. В кабине находился экипаж в составе командира Ю. В. Курлина, второго пилота В. И. Терского, штурмана П. В. Кошкина, бортинженера В. М. Воротникова, бортэлектрика М. П. Раченко, бортрадиста Н. Ф. Дробышева и ведущего инженера по испытаниям В. Н. Шаталова. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже.
Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Первые «Антеи» стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолёта продолжалось до января 1976 года. С ноября 1965 года по январь 1976 года было выпущено 66 «Антеев», из них 22 — в варианте Ан-22А.
По состоянию на 2010 год эксплуатировалось семь самолётов Ан-22 (шесть в России и один на Украине), и ещё 18 находилось на хранении.
[
Ан-22 на Украине
Ан-22 на Украине
Ан-22
Источник данных: [3]
Технические характеристики
- Экипаж: 5-6 человек
- Пассажировместимость: 29 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 206 раненых или 151 парашютист-десантник
- Грузоподъёмность: 60 000 кг
- Длина: 57,31 м
- Размах крыла: 64,40 м
- Высота: 12,54 м
- Площадь крыла: 345 м²
- Масса пустого: 118 727 кг
- Масса снаряжённого: 120 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 205 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 250 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 96 000 кг
- Силовая установка: 4 × ТВД НК-12МА
- Мощность двигателей: 4 × 15 000 (4 × 11 190)
- Воздушный винт: АВ-90
- Диаметр винта: 6,20 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 650 км/ч
- Крейсерская скорость: 580 км/ч
- Практическая дальность: 5225 км
- Перегоночная дальность: 8500 км
- Практический потолок: 9000 м
- Длина разбега: 1460 м
- Длина пробега: 800—1040 м
Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.
[править] Интересный факт
Гигантский военно-транспортный самолет Ан-22 получил название «Антей» в честь непобедимого великана из греческой мифологии — Антея[8]. Антей был сыном богини земли Геи и мог бесконечно получать новые силы от соприкосновения землёй и, поэтому, никогда не уставал. Однако название «Антей» для самолёта не очень удачное, так как когда Геракл, боровшийся с великаном Антеем, оторвал его от земли, подняв высоко в воздух, силы Антея быстро иссякли. Благодаря этому, Геракл смог его убить. Академик И. Н. Фридляндер, принимавший участие в создании самолёта, в своих воспоминаниях[8], объяснил столь странное название для самолёта тем, что самолёт приобретал энергию от земли, наполняя свои баки горючим.